Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Восток
Администрации Поронайского ГО
Технология
Обучение в сотрудничестве:
организация групповой работы
в начальной школе
Потемкина Анна Викторовна
учитель начальных классов
с.Восток
2014
Содержание
1. Вступление.
2. Организация групповой работы в начальной школе.
2.1. Курс «Введение в школьную жизнь»
2.2. Формирование групп учащихся.
2.3.Способы обучения в группе.
2.4. Виды групповой работы.
2.5. Правила организации групповой работы.
2.6. Оценивание работы учащихся в парах и группах.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложение.
5.1Примеры заданий для парной и групповой работы.
Введение
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную на повышение качества образования.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 годаотражено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.
Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. С этой целью большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка, и повышения качества образования в целом.
Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов ПЦ ''Эксперимент'' (в частности, исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''). Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов (''Практика развивающего обучения по системеД.Б Эльконина-В.В.Давыдова'') Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
возрастает сплочённость класса;
растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы и внеурочной деятельности широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.
Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество современного образования.
2. Организация групповой работы в начальной школе.
2.1. Курс «Введение в школьную жизнь»
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование технологии сотрудничества уже с первых дней пребывания ребенка в школе.
По мнению Г.А.Цукерман – автора курса «Введение в школьную жизнь», групповая работа - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе».Под руководством учителя происходит обмен знаний детьми друг с другом. Именно в такой деятельности развивается «определяющая рефлексия»– индивидуальная способность ребенка, которая позволяет устанавливать границы знания и незнания, что умеет, а что нет. Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.
Работу в группах важно начинать сразу в рамках «Введения в школьную жизнь».Здесь еще не идет обучение ролям, позиции. Идет получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются положительными эмоциями. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию или по коррекции самого учителя. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в группе:
1. Работать надо дружно.
2. Обсуждение веди шепотом.
3. Следи за временем.
4. Не перебивай товарища.
5. Выслушивай мнение каждого.
При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней, как правильно закончить работу и показать это учителю.Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Таким образом, организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разнымиспособами. Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.
2.2. Формирование групп учащихся.
Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы; целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен ниже.
Группа по желанию Учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:
1. Разделитесь на группы по … человек в каждой.
2. Разделитесь на одинаковые группы.
«Случайная» группа Группа, формируемая по принципу случайности.
Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.
Группа, сформированная
лидером
(капитаном, командиром).
Формирование группы лидером.
Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:
а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;
б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).
Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).
Группа, сформированная
учителем в соответствии
с поставленными целями. Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».
По теме работы Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.
По уровню сложности задания. Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутыйими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Современные педагоги и психологи разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряем совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы партынадо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, несидел спиной к доске, мог легкодотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работыгруппы, был в пределах досягаемостивсех участников.
2.3.Способы обучения в группе.
В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как:
Кооперативный тип взаимодействия.
Конвейерный тип взаимодействия.
Кооперативный тип взаимодействия
Применяется при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.
В 1-2 классе делим детей на пары или тройки. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет «определенную роль» при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Чтец читает вслух.
Секретарь - записывает что-то от лица группы.
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа.
Хронометрист следит за временем.
Конвейерный тип взаимодействия
Между детьми распределяется последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу, второй разбирает условие, третий составляет краткую запись, четвертый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания.
Когда работав группе завершена, учащиеся, взявшись за руки, поднимают их вверх, тем самым показывая учителю о готовности к обсуждению результата работы групп.
2.4. Виды групповой работы.
Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с критериями содержания Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). К таким видам групповой работы относятся:
Работа в парах.
«Мозговой штурм»
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа (пазлы).
Прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда»
Парная работа
Этот простейший вид групповой, может быть использован уже с первых дней обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Согласно методике, разработанной доцентом М.А. Мкртчаном, И.Г. Литвинской и другими учителями, во время работы в паре один учащийся говорит, другой слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей. Такая форма известна еще под названием работы в парах сменного состава.
«Мозговой штурм»
Каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.
б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Игра «Продолжи».
Задания разного рода выполняются группой «по цепочке».Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д. и т.п.)
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком.
Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Мозаичная группа (пазлы)
Еще один возможный вариант сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у ребенка в школе. Условно его можно назвать метод мозаики (Э. Аронсон; Р. Славин, В.В. Андриевская). Дети распределяются на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, Ознакомление с окружающим миром в 4 классе «Зона степей»)
1. Текст на такойурок готовится заранее и разбивается учителем на несколько смысловых частей:
- "Географическое положение"
- "Условия неживой природы"
- "Особенности растительного мира"
- "Особенности животного мира"
- "Деятельность человека в зоне степей"
- "Экологические проблемы и охрана природы"
2. В зависимости от количества смысловых частей определяется количество учащихся в малой группе. Предположим, что текст разбит на 6 частей.
3. Сначала участники распределяются на малые группы. Каждому члену малой группы присваивался порядковый номер (от одного до шести). На столах лежат карточки с номерами от 1 до 6. Номер на карточке указывает детям номер их экспертнойгруппы.
4. Каждый член группы читает свою 1/6 часть материала, становясь экспертом в ее содержании, и готовясь преподавать это содержание другим. Длительность этой работы не более 10-15 минут.
5. После индивидуальной работы в малых группах образуются новые коллективы.
Прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда»
Класс разбивается на группы. Члену каждой группы присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме. Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2 и т.д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе.
Рефлексия проводится следующим образом. В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4.5 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4,5 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению.
2.5. Правила организации групповой работы.
При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к более «сложному», не проработав самого «простейшего». Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, и как возражать; как помогать, и как просить о помощи - без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся. Выделяются следующие правила организации групповой работы для учителя:
Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель, вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Некоторые образцы разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. В ходе совместной работы важно разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. По крайней мере, две-три сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Во-первых, здесь характерен типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!". Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и указать на отношение ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из подобного взаимодействия подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".
Как соединять детей в группы? Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцуполезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Для того чтобы группы сработались, им нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит; но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
При оценивании работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие способы взаимодействия: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно только общую работу группы. Ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
В классно – урочной деятельности групповая работа не требует перестановки парт. Группа работающих учащихся собираются возле одной парты в круг так, чтобы было всех видно. Но во внеурочной деятельности для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:
Основные противопоказания
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни виндивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями. В классе полезен «шумомер» -звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.
Нельзя детей лишать права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием для обидчика будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик может найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
2.6. Оценивание работы учащихся в парах и группах.
Целесообразность оценивания работы в парах и группах
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельный ученик, а несколько человек сразу.
Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся.
Во-первых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
Во-вторых, определить критерии оценивания.
Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
Перед началом работы учащиеся должны быть ознакомлены с данными критериями. Ниже приведены критерии, какие могут быть использованы на любых предметах при работе в группах.
Оценивание работы в парах при усвоении новых знаний
При усвоении новых знаний оценивание работы в парах может осуществляться следующим образом:
Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра. Например, каждый из участников пары изучал свой фрагмент нового материала, затем объяснял его своему соседу. При взаимооценке каждый участник отвечает на вопрос, относящийся не к тому фрагменту, который он изучал самостоятельно, а к тому, что он прослушал.
Устная взаимооценка по предложенным критериям.
Оценивание работы в группах при усвоении новых знаний
При усвоении новых знанийоценивание работы в группах может осуществляться следующим образом:
Взаимооценка деятельности по критериям.
Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев.
Оценка и взаимооценка внутри группы при помощи таблицы критериев.
Оценивание работы в группах и парах
при комплексном применении знаний и умений
Взаимооценка чужих работ по критериям или образцу.
Оценивание учителем работы каждой группы по таблице критериев.
Оценивание учителем нестандартной работы по стандартной шкале (например, если итог работы в группах – выполнение какого-либо письменного задания).
Сложности оценивания работы в парах и группах
Несомненно, основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда известно, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценке проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.
Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя. Например, формировать группы можно с учётом слабых учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе можно давать более лёгкие, чтобы ориентация на успех оставалась. При взаимооценке не нужно ставить отметки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов. Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя)
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
IV
Критерии для оценивания выступления от группы
Время.
Правильность.
Доступность изложения.
Логика изложения.
Речь.
Эмоциональность.
В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критериине только для работы в группах вообще, но и на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.
Критерии самооценки учащихся
1.Самооценка сотрудничества ученика в группе.
Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки + или –. 2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его самоуправления и сотрудничества.
3. Сравни свои оценки и оценки твоего сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.
1. Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе 2. Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе
Самооценка Взаимная оценка
Я всегда участвовал во всех мероприятиях группы. Он всегда участвовал во всех мероприятиях группы. Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. Он внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. Я подавал группе конструктивные идеи. Он подавал группе конструктивные идеи. Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. Он выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. Я завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя. Он завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя. Другим членам группы не приходилось напоминать мне, чтобы остаться на занятия (встречи группы). Другим членам группы не приходилось напоминать ему, чтобы остаться на занятия (встречи группы). Я общался с членами моей группы с уважением, даже если не был согласен с ними. Он общался с членами группы с уважением, даже если не был согласен с ними. Я пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы. Он пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы. Я поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами. Он поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами. 3.Заключение.
Я начала вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении.
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе.
Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность.
Сплоченность класса возрастает.
Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением.
В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Помимо положительных аспектов организации технологии сотрудничества- групповой работы в начальной школе имеют место быть и отрицательные. Важно помнить, что:
Групповой работе надо сначала научить.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более
сильных одноклассников.
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности;субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности; создание ученику ситуации успеха; активность, интерес и высокая учебная мотивация.
Технология сотрудничества является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как:
Проектное обучение (В.Х.Кильпатрик).
Блочно - модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене).
Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).
Коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко)
Технология использования игровых методов(П.И. Пидкасистый).
Технология развития критического мышления (Дж.Стил)
Использование исследовательского метода в обучении
Таким образом, групповая форма организации учебной работы – это способ организации, характеризующийся наличием непосредственного взаимодействия между учащимися: опосредованным характером руководства учебной деятельностью каждого школьника со стороны учителя; диалогическим общением учителя с учащимися. Такая форма работы способствует успешности усвоения учебного материала, формирует универсальные учебные действия и благоприятно сказывается на взаимоотношениях школьников. Включение детей в разнообразные виды совместной деятельности на уроке способствует повышению ее эффективности, как со стороны ее результата, так и со стороны развития группы и ее членов; создают условия для наилучшего развития большего числа детей. Применение технологии сотрудничества - организациигрупповой работы в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным, что значительно и эффективно повышает качество современного образования в рамках стандартов нового поколения.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Список литературы
1.Савушкина Т.П.Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.
2. Кузнецова И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальнаяшкола плюс До и После. – 2002. – № 11.
3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000
4. Цукерман, Г.А.,Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.
5. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997
6.Карпова Е.В., ШевкоО.Н. Возможности применения проблемного обучения в начальной школе.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент.М., 1998
7. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004
8. Бухалко, Н.И.Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. –2008. – № 4.
9. Кудряшова, Т.Г.Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.
10. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
12. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
Приложение.
5.1. Примеры заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
Парная работа Групповая работа
Запись слов с взаимопроверкой.
Составление звуковых схем слов.
Составление схемпредложений.
Работа с карточками
в парах сменного состава.
Разбор слов по составу.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным текстом. Составление слов по звуковой схеме.
Составлениепредложенийпосхеме.
Проверка орфограмм.
Выбор способа проверки орфограмм.
Деление текста на логические части.
Составлениеплана.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным текстом.
Найдите схему слова и соедините его с картинкой (1 кл.)
Как вы это определили?
Придумайте предложение по схеме. (1кл.)
Как вы это определили?
Из данных слов составьте предложение. (1 кл.)
Варя сказки любят Миша и загадки и
– Чем отличается предложение от слова или группы слов?
– Назовите основные признаки предложения.
Соберите 5 слов из разбросанных слогов, нарисуйте 3 схемы.( 1 кл.)
МА ЛЯ НА ГО НО ТА ЛИ ША РА ПЕ КО
Подчеркните, какие у вас получились слова: односложные, двусложные, трехсложные. Как вы это определили?
Назовите картинку. Определите буквы и звуки данного слова и укажите на них. Составьте схему к данному слову. (1кл.)
Сколько букв в слове «ёжик»? Сколько звуков? Сколько слогов? Как вы это определили?
«Кто быстрее соберёт?» (2 кл.)
На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.Дети, 1 группы, подбирают картинки с односложными названиями предметов, 2 группы– с двусложными, 3 группы– с трёхсложными.
Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.Из слов каждой строчки составьте предложение. Придумайте название к тексту. (2 кл.)
лес, шли, девочки, через,лесу, было, и, тихо, в, нарядно.густо, ёлочки, зеленели. золотые, светились, берёзках, искорки, в.
Определите вид и тему текста. (3 кл.)
У меня был фунтик – маленькая рыжая такса.
По ночам он часто плакал во сне. Приходилось вставать и закутывать его теплой тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.
Я очень любил свою собачку.
(текст-повествование, тема текста - рыжая такса Фунтик)
Дятел.
Большой пестрый дятел имеет необычную окраску, сочетание белых и черных тонов. У самцов обычно бывает красный затылок. Дятел хорошо лазает по деревьям. Ноги у него короткие, с цепкими когтями. Хвост служит опорой на стволе дерева.
Клюв прямой и острый, при сильном ударе разрушает не только кору, но и древесину. У птицы длинный гибкий язык. Конец его языка усеян мелкими зубчиками, на которые птица накалывает насекомое.
Дятел – полезная птица.
(текст – описание, тема текста-полезная птица дятел.)
Зима.
Я очень люблю зиму!
Во-первых, зимой очень красиво. Кругом белым – бело. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Деревья укутались в пушистые шубы и шапки.
Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках.
В-третьих, зимой бывает волшебный праздник – Новый год!
Вот почему я так люблю зиму.
(текст – рассуждение,тема текста- зима.)
Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Выполните звуко-буквенный разбор одного из найденных слов. (3 кл.)
Зима, ужин, город, прорубь, дорога, выход, площадь.
Составьте предложения так, чтобы получился текст. Назовите текст и определите его вид. (4 кл.)
метель, после, началась, весенних, теплых, дней
снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы
копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена
заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод
птицы, в, сена, стоге, устроились
февраль, ведь, на, исходе
тепло, скоро, будет, опять
Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. (4 кл.)
Птицы тоскливо кричали, прощались с родным краем.
Птицы тоскливо кричали и прощались с родным краем.
В лесу появились олени, косули, лоси.
В лесу появились олени, косули и лоси.
Зимой земля отдыхает, весной расцветает.
Зимой земля отдыхает, а весной расцветает.
Зимой солнце ярко светит, мало греет.
Зимой солнце ярко светит, но мало греет.
Математика.
Парная работа Групповая работа
Взаимопроверка решений.
Работа с сорбонками.
Составление схем к задаче. Поиск способа решения:
-примеров с переходом через разряд;
-способов проверки результатов вычисления.
Составление и решение задач:
-к одной схеме на разные темы;
-к разным схемам на одну тему;
-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Что общего у этих линий? Раздели их на 2 группы по общему признаку.
(1 кл.)
Прочитайте задачу. Составьте схему к задаче и решите ее. (1 кл.)
На одной ветке 4 яблока, а на другой на 2 яблока больше. Сколько яблок на второй ветке?
Прочитайте задачу. Подберите к ней краткую запись. Решите задачу. ( 1 кл.)
У дома росло 2 осины и 4 липы. На сколько больше росло у дома осин, чем лип?
Вставьте пропущенные числа таким образом, чтобы получились верные равенства и неравенства. (2 кл.)
+ = +
– = –
+ > +
– < +
Используя числа 10, 9, 1 и знаки арифметических действий «+», «– » и скобки, составьте различные выражения и найдите их значения. (2 кл.)
Р е ш е н и е:
10 – (9 – 1) = 2
10 – (9 + 1) = 0
10 + (9 – 1) = 18
10 + (9 + 1) = 20
(10 + 9) – 1 = 18
(10 + 1) – 9 = 2
(10 – 9) – 1 = 0
(10 – 1) – 9 = 0
(10 – 9) + 1= 2
(10 – 1) + 9 = 18. И т. д.
Решите круговые примеры. (2 кл.)
6 + 6 7 + 4 14 – 5 13 – 7 8 + 6 9 + 4 11 – 3 12 – 5
В пустых клетках запишите такие цифры, чтобы результаты арифметических действий были верными. (3 кл.)□3 + 50 = 73 7□ + 4 = 7887 – □0 = 27 49 – □ = 42
Представьте однозначное число в виде суммы, удобной для вычисления.(3 кл.)
54 + 8 = 54 + ( __ + __ ) 42 – 6 = 42 – ( __ + __ )79 + 9 = 76 + ( __ + __ ) 93 – 7 = 93 – ( __ + __ )
Подчеркните правильное решение задачи. (3 кл.)
На аллее посадили 36 деревьев, из них 27 кленов, а остальные березы. Во сколько раз больше посадили кленов, чем берез?
А) 1) 36 – 27 = 9 (б.)2) 36 : 9 = 4 (в 4 раза)Б) 1) 36 + 27 = 63 (б.)2) 63 : 9 = 7 (в 7 раз)В) 1) 36 – 27 = 9 (б.)2) 27 : 9 = 3 (в 3 раза)
Дополните каждую схему числовыми данными и знаком арифметического действия. В рамке с неизвестным данным поставь х.
( 4 кл.)
1)Известно, что разность 36, вычитаемое 198. Уменьшаемое неизвестно._______ □ _______ = _______2)Неизвестен множитель. Известно, что произведение 145, а второй множитель 29. _______ □ ______ = _______3) Известно, что частное 5, а делимое 105. Делитель неизвестен._______ □ ______ = _______4) Неизвестно делимое. Частное 24, а делитель 8.________ □ _______ = ________
Окружающий мир
Заполните таблицу «Культурные растения» (2 кл.)
Таблица «Культурные растения»
Культурные растения
овощные плодовые зерновые декоративные прядильные
Какие бывают животные? (2 кл.)
Группа:
Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Звери».
Группа:
Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Насекомые».
Группа:
Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Птицы».
Группа:
Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Рыбы».
Группа:
Вспомните и запишите, какие животные относятся к группам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся»
Выполните задание. (3 кл.)
1. Определите, какими свойствами обладает кожа. Для этого потрогайте, потяните кожу своей руки.________________________________________________________________
2. Рассматривая кожу под лупой, постарайтесь увидеть маленькие отверстия и волоски. Для чего они служат? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перед вами предметы: учебник, мяч, карандаш, кусок мыла. Проведите опыт: закройте глаза и опишите все эти предметы по очереди. Почему вы смогли это сделать?
Учебник _______________________________________________________
Мяч___________________________________________________________
Карандаш______________________________________________________
Кусок мыла_____________________________________________________
4. Подстригая волосы, мы не чувствуем боли, хотя волосы растут из кожи. Почему?
5. Кожа выполняет ряд жизненно важных функций. Вспомните их и заполните таблицу.
Значение кожи
Орган осязания
6. Кожа чрезвычайно чувствительна. Небрежное отношение к ней ведет к различным повреждениям. Используя свои знания и опыт, заполните таблицу.
Повреждения кожи Меры по оказанию помощи
7. Вы знаете, как нужно ухаживать за кожей. Составьте инструкцию на эту тему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основы Религиозных Культур и Светской этики
(ОРКСЭ)
Тема «Вежливость»
Задания (в группах)
№ 1 Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете?
№2 К вам позвонил одноклассник, вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор?
№3 Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?
№4 Вам подарили подарок завёрнутый в большую коробку с бантом, как вы на него отреагируете?
№5 Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, т.к. вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?
Тема «Дружба»
Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом.)
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
Знаете ли вы такие примеры?
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
Что случилось с Мишей?
Почему он повел себя так?
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Тема «Нравственный поступок »
Выполните задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист.
Группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия «нравственный».
Группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».
Группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».
Группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?
Тема «Свобода и ответственность»
Приведи примеры преднамеренных и непреднамеренных поступков:
Непреднамеренные поступки
Преднамеренные поступки
Дополни высказывания:
Родители несут ответственность за _________________________.
Дети несут ответственность за _____________________________.
Учителя несут ответственность за __________________________.
Ученики несут ответственность за__________________________.
Врачи несут ответственность за ____________________________.
Архитекторы несут ответственность за______________________.
Художники несут ответственность за________________________.
Журналисты несут ответственность за_______________________.
Тема «Добро и зло»
Задания для групп. Соотнеси определения и пояснения.
1 группа.
1. Отнять у младшего деньги. Это…(насилие).
2.Помочь старушке перейти дорогу. Это…(милосердие).
3. Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).
4.Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).
2 группа.
1.Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).
2. Помочь однокласснику в учебе. Это…(доброта)
3. Помирить поссорившихся друзей. Это…(участие).
4.Помочь маме в домашних делах. Это…(забота).
Таким образом, оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества образования, но право выбора всегда остаётся за учителем.