Использование ИКТ на различных этапах проведения урока информатики по ФГОС 5-6 класс. Мастер класс по созданию презентации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Нижний Ломов
Использование ИКТ на различных
этапах проведения урока информатики
по ФГОС 5-6 класс.
Выполнил
учитель информатики
МБОУ СОШ №2 г.Нижний Ломов
Полякова А.И.
2017 год
Сегодня перед учителем стоит задача освоить качественное внедрение средств ИКТ во все этапы новой типологии уроков проводимых по ФГОС для этого он должен из огромного многообразия средств ИКТ выбрать именно те, которые повысят эффективность усвоения учебного материала и определить на каком этапе проведения урока по новой типологии ФГОС их применить.
Одно из направлений реализации ФГОС ООО– это внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».
По данным ученых ученик запоминает
- 20% услышанного;
- 30% увиденного;
- более 50% того, что он видит и слышит одновременно;
- 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
В широком значении ИКТ – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией.
Сегодня существует огромное разнообразие ИКТ: мультимедийных библиотек, виртуальных конструкторов, электронных учебников, тестовых сред, программ тренажеров, комплексных обучающих пакетов, которые предназначены для обучения информатике на разных ступенях образования. Современному учителю необходимо приспособить огромные возможности компьютерной техники и передовые информационные технологии к новым требованиям проведения уроков по ФГОС ООО. При традиционной типологии урока учитель точно знал, когда и как применить ТСО для эффективности обучения. Сегодня перед учителем стоит задача освоить качественное внедрение средств ИКТ во все этапы новой типологии уроков проводимых по ФГОС для этого он должен из огромного многообразия средств ИКТ выбрать именно те, которые повысят эффективность усвоения учебного материала и определить на каком этапе проведения урока по новой типологии ФГОС их применить.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Применять компьютерные программы на любом этапе урока; при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Средства ИКТ можно разделить на две группы:
Готовые, представленные в Интернете.
Собственные, созданные самим учителем.
Проанализировав гигантское многообразие информационных ресурсов, созданных в помощь учителю информатики для проведении уроков в 5-6 классах ,я остановилась на следующих:
Готовые, представленные в Интернете:
Видео уроки;-инструмент помогающий донести материал до обучающихся.
Как учителю организовать работу с помощью обучающего видео?
- Учитель координирует учебный процесс, а объяснить материал вместо него может компьютер. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.
Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет». Идея использования в/у на занятиях просто необходима для поддержания внимания обучающихся .
-использование видео уроки для дистанционного обучения отсутствующих учащихся.
-слабый ученик тоже может посмотреть это видео несколько раз, пока он не усвоит материал в спокойной обстановке
Чтобы не терялась обратная связь при просмотре видео:
до начала видео сформулировать вопросы по материалу
чередовать просмотр видео комментариями
краткая запись в конспект по ходу просмотра
после просмотра провести фронтальный опрос, выполнить практическое задание.
Предлагаю Вашему вниманию видеоролик для 5 класса на изучение новой темы «Редактирование текста»
Клавиатурный тренажер;
Очень важно научить обучающихся 5 классов быстро набирать тексы на клавиатуре. Я остановилась на клавиатурном тренажере для детей Руки солиста 12-13 лет, который позволяя организовать процесс освоения навыков набора текста так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке и видел результат своего труда и мог его оценить. Происходит учёт индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Учащийся может осваивать индивидуальные образовательные программы. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов соответствующую коррекцию. Данный тренажер используется на темах «Редактирование текста», «Форматирование текста», «Текстовый редактор».
Электронные тесты (готовые, собственные -My test);
При компьютерном контроле знаний учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки; ученик видит детальную картину собственных недоработок; оценка может выдаваться (причём быстро) не только по окончании работы, но и после каждого вопроса.
Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.Компьютер выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач.
Я использую готовые электронные тесты. Удобно использовать при проверке домашнего задания и при закреплении изученного материала.
Собственные, созданные самим учителем.
Интерактивные презентации;
Использование интерактивной презентации в первой части урока может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. Таким образом, все обучающиеся оказываются, включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Они могут самостоятельно ставить цели, искать решения поставленной задачи, творчески работать.
Вот примеры использования презентаций на моих уроках:
Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
Работа с устными упражнениями.
Использование презентации при повторении пройденного материала.
Демонстрация условия и решения задачи.
Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
Проведение тестов.
Проведение рефлексии.
Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.
Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний.
На экране вы видите несколько моих презентаций на различные темы.
Графический редактор (задания для компьютерного практикума в соответствии с ФГОС);
Во всех УМК ФГОС ООО Информатика 5,6кл достаточное количество заданий компьютерного практикума по графическому редактору.
ПР№1. Работа с графическими фрагментами.
ПР№2.Создание рисунка с помощью графического редактора по теме «Весна»
ПР№3. Рисунок на тему «Кабинет информатики».
Текстовый редактор (задания для компьютерного практикума с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС);
ПР№1. Форматирование текста « Стихотворения Есенина»
ПР№2. Копирование фрагментов текста « Гимн РФ»
ПР №3. Создание комбинированного документа «Набор текстов русских писателей».
Программу создания презентаций (задания для компьютерного практикума с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС);
Творческие проектные работы: Создание анимации на свободную тему
Согласно опубликованным в литературе данным, эффективность применения мультимедийных средств обучения зависит от этапа урока. Так не следует их использовать более 20 минут (снижается осмысление новой информации). Лучше всего видео уроки, интерактивные презентации использовать в начале урока, так как потеря внимания наступает на 7-10 минут позже традиционного объяснения новой темы Необходимо также учитывать время непрерывной работы на ПК - работа на клавиатурном тренажере, прикладные программы для обучающихся средней ступени - 20-25 минут.Использовать ИКТ можно на всех этапах урока:
во время актуализации знаний;
при объяснении нового материала;
при закреплении знаний;
при контроле знаний.
Приведу конкретные примеры использования ИКТ на моих уроках информатики в 5-6 классах.
Этапы урока по ФГОС.
Средства ИКТ
Актуализации
Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Электронные тесты (готовые, собственные -My test);
Интерактивные презентации.
.
ПроблематизацииПриемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей.Видео уроки.
Интерактивные презентации;
Конструирования
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. (Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу) Графический редактор
Текстовый редактор
Программа создания презентаций
Тренажеры
Моделирования
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач. Проектная деятельность с использованием различных редакторов и программ.
Программы тренажеры
Рефлексия
Контроль знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Электронные тесты (готовые, собственные -My test);
.
Я постаралась донести до вас суть своего небольшого опыта использования ИКТ по новым стандартам в ООО. Главное – результат, к которому идет учитель вместе с учениками. Два года работы показали, что готовые видео уроки, задания электронные, свои собственные мультимедийные продукты приносят свои плоды.
Как сказал В.А. Сухомлинский: « Все наши замыслы превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Так вот, благодаря применению средств ИКТ учитель видит результат своего труда: дети с большим интересом, увлечением и творчеством относятся к изучаемому материалу и показывают высокие показатели качества знаний по информатике.
Мастер класс по созданию презентации
При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные презентации. Средство подготовки презентации самое распространенное Power Point. Существуют общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название урока; фамилия, имя, отчество автора; МБОУ СОШ, где работает автор урока и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации для создания презентаций.
Создание презентации состоит из трех этапов:
                   I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:
1.      Определение целей.
2.      Сбор информации об аудитории.
3.      Определение основной идеи презентации.
4.      Подбор дополнительной информации.
5.      Планирование выступления.
6.      Создание структуры презентации.
7.      Проверка логики подачи материала.
8.      Подготовка заключения.
                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль          Соблюдайте единый стиль оформления
         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета          На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
         Для фона и текста используйте контрастные цвета.
         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты       Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации          Используйте короткие слова и предложения.
         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице          Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Шрифты          Для заголовков – не менее 24.
         Для информации не менее 18.
         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Способы выделения информации          Следует использовать:
o        рамки; границы, заливку;
o        штриховку, стрелки;
o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации          Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами.
Принцип "10/20/30" (впервые описан Гаем Каваски). Суть принципа: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах; К этому принципу хочется добавить только еще один элемент, предложенный Стивом Джобсом (основателем и генеральным директором Apple inc). В течение презентации Джобс обычно каждые 10 минут показывает возможности нового продукта или новой интересной особенности продукта, даёт слово приглашенным гостям. Отвлеките чем-то Вашу аудиторию, задайте вопросы, получите обратную связь
Обычно, первое что делают, при начале работ над презентацией - это добавление слайдов (т.е. страничек, которые будут содержать текстовую и графическую информацию). Сделать это просто: запускаете Power Point (кстати, в примере будет показана версия 2007), и нажимаете "главная/создать слайд".

Кстати, слайды можно удалять (щелкните в колонке слева по нужному и нажмите клавишу DEL, перемещать, менять между собой местами - при помощи мышки).
Как мы уже заметили, слайд у нас получился самый простой: заголовок и текст под ним. Чтобы была возможность, например,  разместить текст в две колонки (легко сравнивать объекты при таком расположении)  - можно изменить макет слайда. Для этого щелкаем правой кнопкой мышки по слайду слева в колонке и выбираем настройку: "макет/...".
 
Я добавлю еще пару слайдов и моя презентация будет состоять из 4-х страничек (слайдов).
Все страницы нашей работы - пока белые. Неплохо было бы придать им какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку "дизайн/темы".

Пора перейти к редактированию текстовой информации нашей презентации.
С текстом в Power Point работать просто и легко. Достаточно нажать в нужный блок мышкой и вписать текст, либо просто его скопировать и вставить из другого документа.
В своей презентации я добавлю текст на все странички, получится примерно следующее...
Для вставки таблиц, нажмите на: "вставка/таблица". Обратите внимание, что вы сразу же можете выбрать количество строк и столбцов в создаваемой табличке.
 
Вот, что получилось, после заполнения:

Современную презентацию очень сложно представить без картинок. Поэтому вставлять их крайне желательно, ведь большинству людей будет скучновато, если не будет интересных снимков. Добавить картинку просто: жмете "вставка/изображения". Далее выбираете место, где хранятся у вас картинки и добавляете нужную.
  
Вставка звука и видео очень похожи по своей сути. Вообще, эти вещи не всегда и везде стоит включать в презентацию. Во-первых, не всегда и не везде уместно, если у вас будет звучать музыка посреди молчания слушателей, пытающихся проанализировать вашу работу. Во-вторых, на компьютере, на котором вы будете представлять свою презентацию может не оказаться нужных кодеков или еще каких-либо файлов.
Для добавления музыки или фильма, щелкните: "вставка/фильм(звук)", далее укажите место на вашем жестком диске, где лежит файл.

Программа вас предупредит, что при просмотре данного слайда она автоматически начнет воспроизводить видео. Соглашаемся.
   Наверное, многие видели на презентациях, и даже в фильмах, что между некоторыми кадрами сделаны красивые переходы: например, кадр как страница книги, перелистывается на следующий лист, или плавно растворяется. То же самое можно сделать и в программе power Point.
Для этого выберите нужный слайд в колонке слева. Далее в разделе "анимация" выберите "стиль перехода". Здесь можно выбрать десятки разных смен страниц! Кстати, при наведении на каждую - вы будете видеть, как страничка будет отображаться при демонстрации презентации.
Важно! Переход действует только на один слайд, который вы выбрали. Если вы выбрали первый слайд, то запуск вашей презентации начнется с этого перехода!
 
Примерно те же самые эффекты, которые накладываются на страницы презентации, можно наложить и на наши объекты на странице: например на текст (эта штука называется анимацией). Это позволит сделать резко всплывающий текст, или появляющийся из пустоты и т.п.
Для наложения такого эффекта выберите нужный текст, щелкните по вкладке "анимация", а затем нажмите по "настройке анимации".

Перед вами, справа, будет колонка, в которой можно добавить различные эффекты. Кстати, результат будет отображаться моментально, в режиме реального времени, поэтому вы без труда подберете нужные эффекты.

Для начала показа своей презентации можете нажать просто на кнопку F5 (или нажать вкладку "показ слайдов", а затем выбрать "начать показ с начала").
 
В этом мастер классе мы с вами создали самую обычную презентацию. В любом случае, основа презентации - это качество вашего материала, чем интереснее ваш доклад (добавьте к этому фото, видео, текст) - тем лучше презентация!
Свое выступление я хочу закончит словами: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь!» Нужно уметь плыть в нужном направлении Сенека сказал «Если не знаешь куда плыть никакой ветер не будет попутным», поэтому я хочу вам всем пожелать попутного ветра в нужном направлении.