Здоровьесберегающие технологии как система мер по охране и укреплению здоровья школьников на различных этапах обучения

Здоровьесберегающие технологии как система мер по охране и укреплению здоровья школьников на различных этапах обучения
На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Данная проблема обозначена в ряде документов: в законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах. ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья– в качестве одного из направления деятельности школы.
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, но скрытым процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах (особенно в 5).
Можно выделит несколько школьных факторов риска, влияющих  на здоровье учащихся на всех этапах обучения:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Интенсификация учебного процесса;
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Низкая двигательная активность школьников.
Не обходят стороной школу и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.).
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Различают четыре группы технологий, которые позволяют учителю создать здоровьесберегающую среду на уроке.
1. Технологии, обеспечивающих гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и т.п.): благоприятные гигиенические условия в классе; учет количества, продолжительности, чередования видов учебной деятельности; наличие и место методов, способствующих активизации обучения; поза учащегося, чередование поз; нормативное применение ТСО; физкультминутки, динамические паузы, гимнастики для глаз и т.п.);
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока; использование каналов восприятия; учет зоны работоспособности учащихся; распределение интенсивности умственной деятельности);
3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников):
а) Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал.
б) Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
в) Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. (Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей).
г) Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
Использование проблемных творческих заданий;
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
В системной последовательности приобщение каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Наблюдения показывают, что использование в системе здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве на различных этапах обучения, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
 Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.











КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
(краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока)
Критерии здоровьесбережения
Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.

Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3-х.

Чередование видов преподавания
Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока
Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание


ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА, РОДИТЕЛЯ
ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов (Устав всемирной организации здравоохранения).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепления здоровья.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.
Компоненты модели Здоровья
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

1) Распределение интенсивности умственной деятельности при организации урока
С точки зрения здоровьесбережения выделяют 3 основных этапа, связанных с эффективностью усвоения знаний учащихся в течение урока:
5-25 минута -80%;
25-35 минута -60-40%;
35-40 минута- 10%
ВЫВОД: основанный на основе принципов здоровьесбережения урок не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в субъективном ощущении усталости.
2) Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:
1-й этап. Врабатывание
5 мин. Относительно невелика. Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.
2-й этап. Максимальная работоспособность
20-25мин. Максимальное снижение на 25-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с
новым материалом.
3-й этап. Конечный порыв
10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.
Организация урока в соответствие с здоровьесберегающими технологиями.
Плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу): 60% - 80%.
Чередование видов учебной деятельности (за урок от 4 до 7 видов, не более 10 минут каждая).
Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов (2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений: если писали – для глаз и пальцев, если слушали – для снятия напряжения, смены позы).
Наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, пословицы, поговорки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок).
Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Создание ситуации успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Поза учащихся и её чередования.
Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.).
Темп окончания урока (на заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы).  Недопустимо затягивать урок на перемене.
Строгая дозировка учебной нагрузки.
Место и длительность применения ТСО (нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран).



Организация урока в соответствие с здоровьесберегающими технологиями.
Плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу): 60% - 80%.
Чередование видов учебной деятельности (за урок от 4 до 7 видов, не более 10 минут каждая).
Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов (2 физ.паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений: если писали – для глаз и пальцев, если слушали – для снятия напряжения, смены позы).
Наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, пословицы, поговорки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок).
Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Создание ситуации успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Поза учащихся и её чередования.
Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.).
Темп окончания урока (на заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, что бы дети успели записать, понять домашнее задание и задать вопросы).  Недопустимо затягивать урок на перемене.
Строгая дозировка учебной нагрузки.
Место и длительность применения ТСО (нельзя, чтобы дети все 40 минут смотрели кино или на экран).


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
1. Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее
б) хорошее
в) нормальное
г) плохое
2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка?
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое
3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
г) более года назад
д) не помню
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
д) несколько лет назад
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
7. Вы употребляете спиртные напитки?
а) не употребляю
б) очень редко
в) часто употребляю
8. Вы курите?
а) нет
б) очень редко
в) часто
г) бросил
9. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить


10. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
11. Как Вы проводите свой отпуск?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в деревне
д) когда как
12. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор, сидят за компьютером
г) посещают спортивную секцию
13. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
14. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
) из беседы с __________________
г) в общеобразовательном учреждении, где обучается ребёнок
15. Вы ведете здоровый образ жизни?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
16. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
17. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
18. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?











Заголовок 315