Занятие по внеурочной деятельности для 3 класса «Олимпиадный дождь»
24 (8) по внеурочной деятельности в 3 классе (программа «Интеллектуал») общеинтеллектуальное направление.
Тема: Олимпиадный дождь (Блок «Начальные основы русского языка»)
Цель: стимулирование мотивации к изучению русского языка
Форма занятия: игра – соревнование «Своя игра»
УУД:
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желание больше узнать
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться отличать верно выполненное задание от неверного; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные: обсуждать проблемные вопросы; находить решение, кратко обосновывать выбор;
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Этап занятия
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат УУД
I. Организационный момент
Настрой на работу
- Добрый день, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас на нашей игре, посвящённой самому интересному, самому увлекательному и самому трудному предмету в школе – русскому языку. Своя игра – это известная телевизионная игра, её многие видели и знают. Мы немного изменили правила.
Учащиеся садятся за парты.
Л: выражать положительное отношение к процессу познания
II. Индукция с выходом на мотивацию
Знакомство с правилами игры
Презентация
Перед собой вы видите экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает в себя 4 вопроса различной степени трудности. Самый лёгкий вопрос оценивается 100 баллов, самый трудный – 500. Если сможете ответить, очки ваши. Если нет, вопрос снимается и предлагается ответ другой команде. Всего в нашей игре 2 раунда.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Этой команде предоставляется право сыграть в финале. Если на табло вы видите значок «Кот в мешке» – игроку вручается неожиданный подарок.
В игре принимают участие две команды. Поприветствуем их аплодисментами.
– Кто начнёт игру? Тот, кто первым ответит на вопрос.
– Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Повторяют правила
Деление на 2 группы – команды, придумывание названия команды
Выбирают секторы, отвечают на вопросы
Р: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций
III. Своя игра «Олимпиадный дождь»
Работа с презентацией
1 РАУНД Почемучкины вопросы:
100 Сколько букв в русском алфавите? 200Главные члены предложения.
300 Сколько гласных звуков в нашем языке?
400 Послушайте песню Радионяни. Сформулируйте правило, о котором идёт речь в песне, приведите примеры на данное правило.
Фонетические загадки
100 ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА? Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог третий.
200 Твист или ВАЛЬС? Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.
300 ПУЛЬКА или ПОНЧИК? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв.
400 КРОЛИК или ПЯТАЧОК? Кто из них гадал на ромашке: «Любит не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке все согласные звуки глухие.
Пословицы
100 свет – тьма
200 шило – мешок
300 лес – дрова
дело – безделье
Грамматическая арифметика
100
Кар+ согласный П=?
Кар+ знак препинания=?
200
Кабан – ан + лук =?
Кот + ёлка – ка=?
300
Корь – ь + идол – л + р = ?
Ква + рак – ак + тира = ?
400
Кар + горное село = ?
Земля + н + ик + а = ?
2 РАУНД
Хитрые вопросы:
100 Какую соль не кладут в суп?
200 Из какого крана не льется вода? 300 Какой лук не кладут в суп?
400 По какому мостику нельзя перейти речку
Шарады
100 Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто
200 Одну букву в алфавите
Много раз вы повторите,
И должно так получиться,
Чтоб в итоге вышла птица.
300. Кот в мешке
400. Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь через букву И,
На тарелку лягу в праздничные дни.
Фразеологизмы (Заменить фразеологические обороты словами-синонимами.)
100 В час по чайной ложке
200 Кожа да кости
300 Клевать носом
400 Заячья душа
Финал
Волшебная буква.
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка.
Взял Х. согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
– Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит:
– Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!
33
Подлежащее и сказуемое
6
Написание непроизносимых согласных
Балалайка
Вальс
Пулька
Пятачок
Ученье- свет, а неученье – тьма.
Шила в мешке не утаишь.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Карп
Карточка
Каблук
Котел
Коридор
Квартира
Караул
Земляника
Ноту соль
подъёмного крана
оружие
по капитанскому на корабле
соль-моль
Сорока (40 А)
пОрог-пИрог
Медленно
Худой
Дремать
Трусливый человек
Буква К
(к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).
П: обсуждать проблемные вопросы; выбирать решение, кратко обосновывать выбор; исследовать собственные нестандартные способы решения.
К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Л: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желание больше узнать.
Р: выстраивать последовательность необходимых операций; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
IV. Подведение итогов
- Посчитайте количество набранных баллов.
Считают, выявляют победителя
Р: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.
V. Рефлексия.
- Какое задание понравилось?
- Какие задания были легкими?
- Трудными? Самыми интересными?
Ответы учащихся
Р: учиться совместно с педаго-гом и другими учениками давать эмоциональную оценку