Технологическая карта урока русский язык Способы проверки слов с безударными гласными методом подбора родственных слов


Предмет: русский язык
Класс: 2 «А»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: «Перспектива»
Технологическая карта
Тема Способы проверки слов с безударными гласными методом подбора родственных слов
Цель Создать условия для формирования умения определять безударный гласный звук в слове; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора родственного слова; использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.
Задачи формировать умение видеть безударную гласную в словах;
выработать навык проверки безударных гласных, методом подбора родственных слов;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
выработать навык проверки безударных гласных.
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь
Планируемые результаты (предметные) Развивать умения находить в словах буквы безударных гласных звуков; продолжить работу по формированию навыка проверки безударных гласных путём подбора родственных слов или изменения формы слова; повторить ранее изученные правила;
Формируемые УУД Предметные:
Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.
Учить работать по алгоритму.
Различать проверочные и проверяемые слова.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Основные понятия Родственные слова, синонимы.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», рабочая тетрадь Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык»,
ЦОР «Русский язык»
Организация пространства
Учебный кабинет, интерактивна доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Организационный момент, положительная мотивация к уроку .Обучающие настраиваются на учебную деятельность - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 1.Минутка чистописания.
Загадывание загадок
Выделение повторяющего звука в отгадках, характеристика звука и запись буквы в тетрадь Дали братьям тёплый дом,Чтобы жили впятером.Брат большой не согласилсяИ отдельно поселился. (Варежки)
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу,
Днём — домой. (Валенки)
- С какого звука начинаются слова? Дайте характеристику этого звука.
- Какой буквой обозначается на письме?(Вв)
- Напишите эту букву (Слайд с б-ой Вв)
- Подчеркните самую красивую
Характеризовать языковые единицы, звуки. Метапредметные рез-ты:
-Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. 1.Словарные слова
Подведение к цели урока в беседе с детьми.

Определение слов с проверяемыми безударными
Гласными и непроверяемыми
Формулируют ответы на поставленные вопросы.
Беседа о родственни-ках.
Определение темы и цели урока. Воробей, сорока, ворона, синица, грачи, скворец
- Что общего у всех этих слов?
(Это птицы, это слова с безударной гласной )
- На какие группы можно разделить эти слова?
(Перелётные и зимующие )- К первой группе можно отнести слова с непроверяемой безударной гласной т.е словарные. (воробей, сорока, ворона, синица)
- Ко второй группе можно отнести слова с проверяемой безударной гласной . (грачи, снегирь)
- Почему буквы безударных гласных звуков надо проверять?
- С каким способом проверки вы познакомились на прошлом уроке?
- Изменили форму слова много – один или один –много
Написание какого слова можно проверить в нашем диктанте? Как?
- Назовите безударную гласную в слове грачи.
- Грач.
-Как вы проверите безударную гласную в слове снегирь?
- Если изменим форму слова, безударная гласная будет под ударением?
+ Нет.
- Как же тогда?
+Подберём родственное слово
- А что значит родственное слово?
+ Есть общая часть
- Какое родственное слово надо подобрать к слову скворец?
-Скворушка.
Какая тема сегодняшнего урока?
Способы проверки слов с безударными гласными методом подбора родственных слов. (Запись темы на доске)
Какую цель мы поставим перед собой ?- Научится проверять безударную гласную, подбирая родственные слова Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
V. Актуализация знаний. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания о способах проверки безударных гласных, способом подбора родственных слов.
Использование ИКТ (Презентация) Использование ЦОР Коллективная работа.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Какие способы подбора проверочных слов вы знаете? (Изменить форму или подобрать родственное слово)
Слайд презентации
- Устно определить какую безударную гласную надо вставить и какое проверочное слово подобрать.
Варенье, гнездо, листва, грибной, кленовый
- С какой целью мы выполняли это задание?
Работа с интерактивной доской
1 задание. Списать слова, вставить пропущенные буквы, и написать к ним проверочное слово.
-Что значит записать проверочное слово?
+ Изменить слово или подобрать такое родственное, чтобы в нём безударный гласный звук стоял под ударением.
- С какой целью мы будем выполнять это задание?
+ Совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора родственных слов
Слова записывают в тетрадь
Бегун –бег, стонать –стон, частица - части, смешить – смех, молоко- молочный, левша – левый, часовой час, плита –плиты, стекло стёкла.
Проверка (Маша вставляет буквы с помощью планшета)
2 задание. Инерактивная доска 2 задание. Определить какая безударная гласная пропущена в слове, и подобрать проверочное к ней слово. Все по одному выходят к доске. Выделять группы родственных слов
Уметь находить родственные слова по двум признакам
Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.
Физминутка Разминка - Если безударная гласная проверяется ударением, то приседают девочки.
- Если непроверяемая безударная гласная, то приседают мальчики.
Лиса, ребята, трава, морской, пальто, тетрадь
Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний.
Задание заполнить на интерактивной доске и записывается в тетрадь самостоятельно Вставляют в текст пропущенные слова
Самостоятель-ная работа, проверка у доски Работа по учебнику с 95 упр145
- Обратите внимания на условные обозначения, как будем выполнять это упр.
+В паре.
- Обратите внимание на первые слова в каждой строчке, они являются проверяемыми или проверочными
- Проверочными
Если под ударением пишется гласная буква ё, то без ударения будет писаться какая буква?
- Е
- Читайте друг другу слова и объясняйте написание пропущенных букв
Слуху не доверяйте - ударенью проверяйте. Если буква гласная вызвала сомнение, ты немедленно её ставь под ударение.
- Запишите любые 3 строки, подчеркните орфограммы. Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов. Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
VIII. Рефлексия Подведение итогов урока.
Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Задаются вопросы

Удалось ли решить поставленную цель Оценивают полученные знания с помощью смайликов (в тетради) - Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним
Какая тема нашего урока?
Какую цель мы ставили перед началом урока?
+ Научится проверять безударную гласную, подбирая родственные слова
-Мы справились с поставленной целью.
-Какой ещё способ проверки безударных гласных мы знаем?
+Изменить форму слова один - много
А где можем применить эти знания
Оценивают свою работу с опорой на слова (Слайд презентации)
Я узнал (а)…
Я научился (лась)…
Я могу научить других…
- На полях поставьте смайлики Обобщение знаний Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.
Научатся оценивать свою деятельность.
Д/з. Записывают в дневники Д. з Р.Т стр.49 упр.88