Мастер класс Запоминание слов


Все уроки, как люди: похожи и разные. Если к ним приглядеться с различных сторон, есть уроки, как светлый и радостный праздник, есть другие, как страшный, мучительный сон.
Уважаемые коллеги! А скажите, пожалуйста, а когда же уроки становятся светлыми, радостными и приятными? Когда они проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании. Наверное, когда у нас с вами все получается. А объединим мы с вами это все в одно слово – МОТИВАЦИЯ.
Повышение мотивации учения, развитие креативных способностей учащихся, развитие их воображения, образного и словесного мышления, помогает нам в этом ЭЙДО- и МНЕМОТЕХНИКИ.
Под эйдотехникой мы понимаем способы развития механической памяти за счет обучения способов образного представления запоминания слов. . В эйдотехнике центральным понятием является Образ и Ассоциация.
Что же такое мнемотехника? Это совокупность специальных приемов и способов, обличающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образных ассоциаций. (СЛАЙД)-сундуки
Итак, эйдетическое восприятие – это три великих сокровищницы: память, творчество и знание.
- А скажите мне, пожалуйста, а умеете ли вы запоминать слова в определенном порядке? (Сложно)
- А хотите этому научиться? Я сегодня постараюсь вас научить этому.
Сейчас я вам буду говорить слова, а вы должны будете их запомнить. Слушаем: мандарин, лампочка, стул, снег, пух, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.У кого есть листочки, запишите, пожалуйста, слова в том порядке, как я продиктовала. Не подсказываем друг другу! – Кто готов? – Сколько у вас слов получилось? А у Вас? Хорошо, кто-то 3 написал, кто-то 6……
Давайте проверим. (слайд)-слова
- Проверили? Кто оказался молодцом? Т.е. мне нечему учить Вас, да? А кто-то мое задание выполнил менее эффективно.
Ну а сейчас представьте себя на месте ученика. Вам пришлось сейчас запомнить всего 10 слов. И некоторым из вас оказалось это выполнить сложно. Но нашим ученикам приходится запоминать огромный учебный материал каждый день.
Что же для этого нужно делать?
Конечно, мы помним, что существует функциональная ассиметрия полушарий головного мозга. (слайд)-мозг
Правое полушарие является эмоциональным, левое – логическим. Наша задача, как учителя, заставить работать оба полушария.
Прошу сейчас подняться на сцену трех человек. Трое желающих. Станьте, пожалуйста напротив меня, чтобы я вас видела, и жюри вас видело.
Вам такое задание: назовите свое отчество в обратном порядке. (Прошу ответить)….
Не готовы. А мне это и не нужно было – ваше отчество в обратном порядке. Для чего же я это делаю? А я хотела разобраться: то вы – визуалы, аудиалы или кинестетики. И я это определила с помощью ваших глаз. Вы – кинестетик, Вы – аудиал, Вы – визуал. Аудиалы смотрят посередине, визуалы – вверх, кинестетики – вниз. Спасибо, садитесь.
АУДИАЛЫ – это представители рода человеческого, которые информацию лучше воспринимают на слух. ВИЗУАЛЫ воспринимают в большинстве случаев через органы зрения – глаза. КИНЕСТЕТИКИ – это люди, которые более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Есть еще ДИСКРЕТЫ, это люди, у которых информация воспринимается через цифры, четкие доводы.
Итак, а для чего это нужно? А для того, чтобы смотреть на своих ребятишек и видеть: кто они? (для дальнейшей работы).
Аудиалы, как правило, это левополушарные, кинестетики – правополушарные. Но при любой доминации полушарий информацию 30% люди воспринимают зрительно. Таким образом, эйдотехника помогает всем, независимо от модальности.
Существует большое количество приемов запоминания слов. Их можно разделить на несколько групп:
(слайд)
1. Фонетические ассоциации по схожести (по схожести звучания).
Суть в этом приеме – удачный подбор созвучных ассоциаций в запоминании слов. Как учитель начальных классов, на каждом уроке работаю с детьми со словарными словами.
Например: Как запомнить слово КАПУСТА? Дождик поливает капусту КАП-КАП! Легче деткам запомнить безударную гласную А.
ДЕРЕВНЯ – непроверяемая Е. Очень сложное слово, на практике изучила: Дед в деревне.
ЧЕМОДАН – чепчик модный в чемодане.
БИБЛИОТЕКА – библия в библиотеке, и таких примеров можно привести очень много.
Некоторые дети запоминают с помощью каких-то ассоциаций, а некоторые могут представить фонетические ассоциации.
(слайд)
- Какие ассоциации у вас при запоминании данных слов?
БЕРЕЗА (белая береза) ЖЕНЩИНА (щи варит)
РЕБЯТА (резвые ребята) ТАРЕЛКА (тара)
БАЗАР (баба на базаре) УЛИЦА (лица на улице)
Молодцы! Следующая группа:
2. Графические ассоциации. (по схожести изображения)
(слайд)
Суть – увидеть сходство формы буквы и какого – либо предмета.
Очень эффективно это применять на уроках. Дети могут нарисовать в тетради. У меня заведены специальные словарики. Сейчас предстанут вашему вниманию следующие слова, которые вы должны изобразить графически:
ЗАВОД РОМАШКА ОБЕД (А О иО)
Изобразите на листочках наброски. Как безударную А в слове ЗАВОД изобразить? (Завод нарисовать и трубу в виде А) или (завод за А).
Молодцы!
РОМАШКА как зарисовать, чтобы запомнить О? (цветочек – прекрасно помогает!)
ОБЕД как? (тарелку нарисовать)
Хорошо! Молодцы!
Следующий прием, который мне очень нравится.
(слайд)
3. В слове спряталось другое слово.
Посмотрите:
ЛИСИЦА – братец ЛИС
ОБЛАКО - ЛАК
РАКЕТА – РАК
СОЛОВЕЙ – СОЛО (соль)
- Итак, какие слова спрятались в словах: ВАЛЕНКИ – Ленки (у Ленки валенки);
СВЕРКАЕТ – Верка сверкает, нарядилась Верка, наверное)4. Цепной метод. (слайд)
Что же он предполагает? Он предполагает, что любое явление, действие влечет за собой выполнение последующих действий.
Как же запомнить слова или даже целые тексты в нужной последовательности с помощью воображения?
Давайте вспомним те слова, о которых мы говорили в начале мастер – класса. И сейчас мы вернемся к этим словам. И те, у которых не получилось их запомнить в нужной последовательности, возможно, поможет мой прием. Включите свою фантазию.
Итак. Представьте МАНДАРИН: желтый, шершавый, вкусный. Мы начинаем его чистить. Смотрим вовнутрь. И видим ЛАМПОЧКУ! Мы начинаем лампочку разглядывать… и видим в ней нить сгорания, но вместо нити сгорания стоит СТУЛ! Мы присаживаемся на него, и на нас начинает падать СНЕГ! Мы поднимаем голову и то же? Да это же ПУХ! Смотрим, растет огромный мощный ТОПОЛЬ, растущий вверх, в небо, и превращается в мачту ЯХТЫ. Яхта плывет по прекрасному морю и ударяется о ПЕСОК, а там МЕДУЗА! А вокруг шеи медузы ВОДОРОСЛИ. Водоросли распространяются и превращаются в КОВЕР.
Итак, сейчас попробуйте вспомнить те слова, о которых мы говорили, включив воображение, и вспомнив мой рассказ, который сейчас прозвучал.
Пожалуйста, кто может сказать, вспоминая мою историю?(отвечают)
Прекрасно. Посмотрите, вы сейчас воспроизвели в нужной последовательности слова, о которых мы говорили. Но, в то же время, что вы еще запомнили? (РАССКАЗ!)
Да! Рассказ еще запомнили. Совершенно верно!
Итак, я уверена, что приемов запоминания словарных слов у каждого учителя накоплено очень много. Но попробуйте в своей практике и те приемы, о которых я сегодня вам говорила. И вы увидите, как весело и увлекательно работают дети со словарными ловами.
Ищите! Творите! Именно творчество в работе и использование данных приемов эйдо и мнемотехники помогают мне, помогают детям.
Я выхожу к детям как на сцену, как волшебник, который творит ДОБРО.
Всего вам всем доброго! (слайд)