Статья по английскому языку на тему: Успешное запоминание иностранных слов с опорой на ведущие каналы восприятия информации


Успешное запоминание иностранных слов
с опорой на ведущие каналы восприятия информации
Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до нашей эры мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Так, например, Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»).
Подход к изучению психологии личности стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении. В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Так появилась наука - «соционика».
Следует заметить, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности. Визуал. Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Аудиал. Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, а устно. Кинестетик. Эти школьники более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Кинестетику необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Дискрет. Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Как жить дискрету? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы.
У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Несовпадение типов порождает конфликты и недоразумения. И если знать к какому типу относятся учащиеся, то будет легче донести до них информацию, легче и быстрее самому запомнить нужный материал. Разумеется, любой человек в своей жизни, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Итак, для того, чтобы распознать ведущий канал восприятия и переработки информации, прежде всего следует использовать метод наблюдения и обратить внимание на:
- словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, красочный, и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, обсуждать, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, и др.).
- особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
- особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
- наблюдение за поведением учеников на перемене. Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
- направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Существуют специальные тесты, которые помогают научиться использовать свои способности с максимальной пользой.
Опираясь на знания о своём ведущем канале восприятия и переработки информации, следует воспользоваться советами и рекомендациями философов и психологов. Это позволит сделать обучение иностранному языку не только более эффективным, но и более интересным и увлекательным для учеников. И они быстрее и надолго усвоят необходимую информацию.
Советы для визуалов:
1.Если Вы больше визуал, чем аудиал, значит, Вам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).
2.Прежде чем начать что-то учить, запишите свою практическую цель, это Вам поможет сосредоточиться.
3.Если Вам нужно выучить фразы, напишите их на стикерах и разместите на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же создайте карточки, которые Вы сможете носить с собой везде и пересматривать.
4.Обязательно заведите для себя тетрадку и записывайте туда пройденную на уроках информацию, подчеркивайте, выделяйте разными цветами.
Советы для аудиалов:
1.Если Вы аудиал, то Вам лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить.
2.Изучая материалы (схемы, картинки, слова и т.д.) произносите для себя вслух важные вещи. Если Вы читаете книгу или текст, лучше всего читать ее вслух.
3.Обязательно расскажите другому человеку то, что бы Вы хотели запомнить.
4.Материал, который необходимо выучить, запишите на карточках и время от времени перечитывайте их вслух.
Советы для кинестетиков:
1.Если Вы кинестетик, Вам лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживайте по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.
2.Для Вас важно обустроить рабочее место, например, постелите бумагу любимого цвета на свой письменный стол, купите разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации. Это поможет сосредоточиться, настроиться на работу.
3.Если трудно сидеть спокойно во время выполнения домашних заданий, можете подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук.
4.Если нужно что-то запомнить (слова, фразы и т.п.), закройте глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайтесь увидеть и услышать то, что записываете.
Освоение иностранного языка требует систематической и усердной работы. Немаловажно, чтобы ученик знал, ради чего он затрачивает время и энергию – т. е. имел мотивацию и четко поставленную конкретную цель. Однако, кроме этого, для продуктивности занятий необходимо учитывать ведущий канал восприятия обучающегося. Важно помнить, что не существует хороших и плохих типов восприятия. У каждого ученика есть слабые и сильные стороны, которые необходимо учитывать в процессе изучения иностранного языка.
Список используемой литературы:
1. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. [Текст]/ В.Г. Крысько — СПб.: Питер, 2003. – 415с. – ISBN 5-85647-043-4
2. Учёт особенностей восприятия информации в процессе обучения [Текст]: информ.- аналит. журн./ учредитель ИД «Первое сентября».- 2010.- ISSN 1670-2121. 2010, №4.