Изучение словарных слов в начальных классах методом опережения


Изучение словарных слов в начальных классах методом опережения
Работая в школе уже довольно долгое время, я не раз задумывалась над тем, как научить ребят не только грамотно писать словарные слова (хотя бы немного), но и чтобы они запомнили их за весь начальный курс обучения как таблицу умножения?
Выписав все словарные слова по классам, я увидела следующую таблицу:
Классы Количество слов
1 6
2 66
3 79
4 87
Очень долго и внимательно присматривалась к ним, группировала, изменяла, подбирала группы так, чтобы слова подходили по орфограммам, по смыслу и ещё, чтобы из слов каждой группы можно было составить какой-либо рассказ.
В результате всей работы получилось 35 групп (Таблица 1).
Эти группы имеют следующие особенности:
Каждая группа включает в себя разное количество слов: от 2-х до 16-ти.
При группировке обязательно учитывались возрастные особенности учащихся, чтобы ребятам 1-го класса не пришлось запоминать слова 4-го класса.
Окончание изучения слов в I четверти 4-го класса, а II, III, IV четверти – повторение и закрепление.
Принцип работы со словарными словами заключается в следующем
1. Записываю готовую группу слов на доску:
Месяц
Январь
Заяц Язык
Сеялка
Памятник
2. Ставим ударение.
3. Выделяем орфограмму.
4. Проговариваем.
5. Выясняем значение непонятных слов (Месяц – единица исчисления времени = 1/12 части года; диск луны. Январь – первый месяц календарного года. Заяц – небольшой зверёк из отряда грызунов; безбилетный пассажир или зритель без билета. Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, служит в образовании звуков речи; металлический стержень в колоколе; что-то имеющее удлинённую форму - языки пламени, в обуви; пленный; система знаков, звуков – язык животных, язык жестов; речь. Сеялка – машина для посева семян. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память о ком или чём-нибудь; сохранившийся предмет культуры прошлого – древние рукописи.)6. С закрытыми глазами повторяем в любом порядке, как запомнили (по вариантам, по рядам, мальчики-девочки и т.д.).
7. Называем последовательно сверху вниз и наоборот (если позволяет количество слов).
8. Составляем рассказ (Например, “В январе месяце заяц прилепил свой язык к сеялке и стоял как памятник”).
При составлении рассказа иногда получается “чепуха”, но ребятам очень нравится, и они хорошо запоминают группы слов.
Обобщая первую часть своей идеи, я отмечаю, что при такой работе:
Задействованы все три типа памяти: слуховая, зрительная, кинетическая.
Вырабатываются внимание и орфографическая зоркость.
Идёт работа по развитию речи и творческих способностей учащихся.
Осуществляется включённость всех учащихся.
Ребята запоминают все словарные слова за начальный курс обучения.
Вторая часть идеи заключается в том, что все словарные слова были соединены с таблицей умножения
Здесь пришлось все словарные слова разделить по количеству букв. В результате этой работы получилось 42 группы по 5 слов в каждой группе (Таблица 2). Тогда все ребята в классе тоже делятся на 5 групп.
Полученные группы слов имеют следующие особенности:
1. Все слова зашифрованы на отдельных скрепленных фишках (зайчиках, ёлочках, грибочках, и др.).
2. На фишках – числа. Они соответствуют произведениям, записанным на конверте. (Рисунок 1)
 
 3. Каждая фишка с числом – это отдельная буква на обратной стороне.
Принцип работы со словарными словами, связанными с таблицей умножения заключается в следующем
1. Я называю произведение чисел, записанных на конверте, результат которых соответствует числам на фишках. Учащиеся в это время кладут фишки с числами в той последовательности, в какой я называю произведения. (Рисунок 2)

2. Ребята переворачивают фишки. При хорошем знании таблицы умножения у них получаются ключевые слова из разных пяти групп. (Рисунок 3)
  
3. Учащиеся записывают ключевое слово и все другие слова, которые включены в данную группу. Прорабатывают их.
4. Каждая группа ребят называет свои слова. При этом все следят друг за другом, исправляют, дополняют.
Обобщая вторую часть своей методической идеи, отмечаю
При такой работе за короткий промежуток времени на уроке можно повторить от 30-ти до 50-ти слов;
Соединение словарных слов с таблицей умножения вносит в урок элемент интеграции;
Идёт повторение и закрепление табличного и внетабличного умножения и развитие памяти;
Осуществляется включённость всех учащихся;
Во время работы на уроке нет равнодушных.
Таблица 1. Группы словарных слов, изучаемых в 1 – 4-х классах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Скоро
Быстро
Весело
Около
Однажды
Налево
Направо
Потом
Вокруг
Хорошо Пенал
Дежурный
Тетрадь
Ученик
Учитель
Резинка
Ребята
Дневник Отец
Трактор
Хлебороб
Комбайнер
Комбайн
Овёс
Костёр
Осина
Обед Вчера
Вместе
Везде
Сегодня
Впереди
Издалека
Теперь
Сейчас
Всюду Корова
Солома
Молоко
Ворона
Сорока
Воробей
Соловей
Собака Самолет
Салют
Вагон
Ракета
Завтрак
Багаж
Красная площадь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. Погода
Огород
Овощ
Помидор
Огурец
Морковь
Горох
Яблоко
Яблоня
Орех Народ
Работа
Завод
Машина
Трамвай
Автобус
Капуста
Картофель
Малина
Арбуз
Автомобиль Суббота (-ник)
Русский
Класс
Рассказ
Шоссе
Расстояние
Пассажир
Хоккей
Аккуратно
Одиннадцать
Медленно
Аллея
Металл
Коллектив
Килограмм
Коллекция Сентябрь
Декабрь
Февраль
Ветер
Берёза
Медведь
Деревня
Инженер
Председатель
Интересный
Телефон
Пшеница
Прекрасный Адрес
Четверг
Среда
Желать
Север
Беседа
Мебель
Валенки
Метро
Сверкать
Путешествие Магазин
Апрель
Тарелка
Стакан
Кастрюля
Пальто
Платок
Сапоги
Газета
Сахар
Карандаш
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Жёлтый
Чёрный
Тяжёлый
Пошёл
Шёлк
Ещё Директор
Животное Пионер
Рисунок
Километр
Горизонт
Библиотека Заяц
Язык
Месяц
Январь
Сеялка
Памятник Город
Девочка
Товарищ
Колхоз
Хороший
Урожай Октябрь
Ноябрь
Гореть
Кровать
Портрет
Подарок Солдат
Победа
Свобода
Командир
1.
2.
3.
4.
5.
6. Лисица
Улица
Сирень
Партизан Агроном
Шофёр
Дорога
Восток
Болото
Хозяйство Вторник
Ужин
Пятница
Жилище
Билет Мороз
Ботинки
Коньки
Лопата
Молоток
Топор Восемь
Двенадцать
Шестнадцать
Лагерь
Герой
Календарь Железо
Семена
Песок
Растение
Земляника
1.
2.
3.
4.
5. Фамилия
Квартира
Картина
Комната Москва
Россия
Родина
Столица Здравствуй
Чувство
Лестница
Праздник Вдруг
Здесь
Сверху
Снизу
Сделали Кремль
Богатство
Вокзал
Корабль
Счастье Экскурсия
Электри-чествоЭлектро-станцияЭлектровоз
1.
2.
3. Космос
Космонавт Одежда
Посуда
Ягода Спасибо
До свидания
Приветливо Земледелие
Воскресенье
Понедельник
Правительство Завтра
Слева
Справа
Назад  
Таблица 2. Группы словарных слов, связанные с таблицей умножения
Магазин
Фамилия
Трамвай
Помидор
Тяжёлый Инженер
Комбайн
Тетрадь
Русский
Девочка Лисица
Одежда
Погода
Платок
Солома Орех
Язык
Шёлк
Обед
Отец Север
Вагон
Здесь
Слева
Вчера Интересный
Двенадцать
Библиотека
Электровоз
Расстояние
Воробей
Молоток
Медведь
Свобода
Завтрак Валенки
Рисунок
Агроном
Корабль
Счастье Лагерь
Мебель
Апрель
Вокзал
Ноябрь Везде
Вверх
Ужин
Заяц
Ещё Сапог
Скоро
Шофёр
Среда
Билет Календарь
Комбайнер
Коллектив
Аккуратно
Килограмм
Комната
Кровать
Пятница
Суббота
Оборона Четверг
Октябрь
Деревня
Портрет
Самолёт Весело
Космос
Желать
Ракета
Пионер Горох
Мороз
Народ
Осина
Улица Герой
Салют
Назад
Метро
Аллея Земляника
Земледелие
До свидания
Председатель
Приветливо
Тарелка
Морковь
Товарищ
Телефон
Капуста Соловей
Резинка
Ботинки
Декабрь
Рассказ Ворона
Коньки
Машина
Восемь
Жилище Завод
Ветер
Ягода
Пошёл
Класс Пенал
Сахар
Город
Месяц
Топор Шестнадцать
Путешествие
Воскресенье
Понедельник
Одиннадцать
Командир
Счастье
Подарок
Родина
Сирень Вместе
Справа
Снизу
Арбуз
Песок Чёрный
Посуда
Костёр
Сорока
Газета Шоссе
Адрес
Багаж
Около
Вокруг Победа
Завтра
Сверху
Сейчас
Металл Красная площадь
Электростанция
Электричество
Правительство ПрекрасныйВторник
Однажды
Впереди
Направо
Москва Карандаш
Памятник
Животное
Растение
Горизонт Быстро
Январь
Ребята
Огород
Корова Берёза
Работа
Пальто
Урожай
Огурец Болото
Железо
Гореть
Семена
Хорошо Хозяйство
Богатство
Экскурсия
Революция
Партизан
Сверкать
Директор
Километр
Пассажир
Издалека Картинка
Пшеница
Автобус
Хороший
Учитель Жёлтый
Машина
Сеялка
Лопата
Молоко Ученик
Стакан
Собака
Яблоко
Колхоз Беседа
Кремль
Налево
Россия
Теперь Квартира
Сентябрь
Кастрюля
Дежурный
Хлебороб