Метод проектов при изучении студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах» темы: «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе»


Суслова Людмила Александровна
преподаватель колледжа Бокситогорского института
(филиала) «ЛГУ им. А.С. Пушкина»,
г. Пикалево, РФ

Метод проектов при изучении темы «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе»
АННОТАЦИЯ
В современном обществе востребованы молодые специалисты, профессиональная подготовка которых соответствует требованиям и ожиданиям работодателей и потребителей. Обучаясь по специальности «Преподавание в начальных классах», выпускники осваивают общеобразовательные и профессиональные компетенции, позволяющие обучать и воспитывать детей в соответствии с образовательными программами начального общего образования. Метод проектов обеспечивает возможность совмещения всех необходимых условий и становится эффективным инструментом для формирования компетенций выпускника.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Выпускник, компетенции, модульные программы, проект, Федеральный образовательный государственный стандарт.
Учебная дисциплина «Естествознание с методикой преподавания» входит в профессиональный модуль и является одним из звеньев в системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» определена область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования. «Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах; задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями) образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания младших школьников; документационное обеспечение образовательного процесса»[5].
Современные требования к выпускнику предполагают высокий уровень знаний и практической подготовленности. Профессиональная подготовка учителей начальной школы основывается на развитии общеобразовательных и профессиональных компетенций: осуществление и поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникационных технологий; работа в коллективе и команде; самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития; самообразование; осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; определение цели и задач; планирование и проведение уроков; анализ уроков; оформление документации; разработка методических материалов на основе примерных для осуществления образовательного процесса; самоанализ и анализ деятельности других педагогов; оценивание образовательных технологий в области начального общего образования; оформление педагогических разработок в виде отчетов, выступлений и др.; участие в исследовательской и проектной деятельности.
Учебная дисциплина «Естествознание с методикой преподавания» относится к профессиональному модулю «Преподавание по программам начального общего образования». «Основу содержательных подходов модульного обучения составляют три центральных принципа:
обучение происходит в процессе деятельности и, следовательно, является обучением на основе опыта;
обучение базируется на целостном (технологическом) подходе к личности обучающегося;
обучение предполагает интеграцию теории и практики» [2, c. 174].
Исходя из данных принципов, при реализации модульных программ, основанных на компетенциях, становится актуальным применение активных методов обучения. Одним из таких методов является учебный проект.
«Учебный проект должен включать в себя:
точную формулировку целей и задач проекта;
планирование работы;
поиск информации;
структурирование, обобщение и анализ информации;
изучение необходимых теоретических материалов;
реализацию проекта;
оценку (самооценку) конечного продукта (результатов проекта) и процесса реализации проекта;
презентацию результатов (отчёт, доклад, разработки и т.д.);
обратную связь от других обучающихся после презентации проекта;
выводы о том, что можно сделать лучше или более эффективно, почему и как» [2,c. 214].
Таким образом, метод проектов представляет собой технологию обучения, в которой студенты приобретают все необходимые компетенции в процессе спланированной исследовательской деятельности.
В условиях колледжа Бокситогорского института (филиала) «ЛГУ имени А.С. Пушкина» в рамках профессионального модуля я реализую учебные проекты по естествознанию с методикой преподавания. Предлагаю познакомиться с содержанием одного из проектов на тему: «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе».
Цель проекта: формирование проектировочных навыков, общеобразовательных и профессиональных компетенций в процессе проектной деятельности на тему: «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе».
Задачи проекта:
- теоретическое обоснование метода проектов;
- формирование проектировочных умений: самостоятельно определять цели, задачи; выбирать формы, методы; прогнозировать результаты деятельности; планировать этапы деятельности педагога и учащихся; творчески использовать развивающие методы обучения на интегрированных уроках окружающего мира;
- развитие исследовательских умений.
Вид проекта: учебный.
Продукт проектной деятельности: отчёт исследовательской группы по теме проекта, оформление разработанного конспекта интегрированного урока окружающего мира, инсценировка мини-урока.
Содержание проекта «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе»
Тема №1: «Каким должен быть современный интегрированный урок окружающего мира в начальной школе?»
Форма организации: проблемная лекция.
Цели: мотивация, актуализация знаний, формулирование проблемы исследования, постановка цели, планирование проектной деятельности, объединение в исследовательские группы, определение проблемы исследования в группах, планирование работы исследовательских групп.
Методы, приёмы: диспут, дискуссия, обсуждение, запуск проекта.
Тема №2: «Проблема организации интегрированного урока окружающего мира в начальной школе молодыми специалистами»
Форма: семинар.
Цели: знакомство с технологией составления тематического планирования уроков окружающего мира по принципам вертикального и горизонтального тематизма.
Методы, приёмы: доклад, обсуждение, интервьюирование.
Тема №3: «Проектирование интегрированного урока окружающего мира»
Форма: практическая работа в группах.
Цель, задачи: планирование интегрированных уроков окружающего мира, опираясь на принципы вертикального и горизонтального тематизма; формирование умений по выбору наиболее эффективных методов и приёмов организации деятельности учителя и учащихся на уроке; формирование умения выбирать рациональные методы и приёмы, посредством которых осуществляются интегративные связи окружающего мира с учебными дисциплинами.
Методы, приёмы: проектирование.
Тема №4: «Предзащита разработанного конспекта интегрированного урока окружающего мира»
Форма: практическая работа, отчёт групп.
Цель, задачи: корректирование работы групп над проектом интегрированного урока; предзащита; допуск к оформлению презентации; работа с методической литературой, выбор методов, приёмов работы на уроке; планирование структуры урока; определение видов деятельности учителя и учащихся на уроке; уточнение временных границ всех структурных этапов урока; выбор формы отчёта по теме исследования.
Методы, приёмы: обсуждение, консультирование, предзащита мини-урока.
Тема №5: «Презентация проекта по теме: «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе»»
Форма: заседание клуба «Калейдоскоп идей».
Цели: презентация отчётов групп; инсценировка мини-уроков по разработанному конспекту; анализ работы участников проектных групп; анализ презентаций отчётов и мини-уроков проектных групп; оформление карты анализа проекта; обсуждение итогов по результатам проекта.
Методы, приёмы: публичное выступление, инсценировка, интервьюирование.
Тема №6: «Анализ работы исследовательских групп над проектом «Организация интегрированных уроков окружающего мира в начальной школе»»
Форма: обсуждение, формулировка выводов.
Цели: заполнение карты анализа просмотренных мини-уроков и отчётов групп; участие в обсуждении презентаций проектных групп.
Методы, приёмы: обсуждение и анализ результатов.
Таким образом, целенаправленное применение метода проектов при реализации модульного обучения, становится эффективным механизмом в формировании общих и профессиональных компетенций выпускников.
Список использованной литературы:
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. «Педагогическое проектирование». – М.: Академия, 2005г.
Олейникова О.Н. «Модульные технологии. Проектирование и разработки образовательных программ».- М.: Альфа-М. ИНФРА-М, 2010.
Пастухова И.П., Тарасова Н.В. «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов». - М.: Академия, 2010.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. «Современные педагогические технологии в системе образования». – М.: Академия, 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. N 535.