Разработка вечера физики. Физика и литература сценарий вечера

Пояснительная записка:
Класс разбивается на две группы.
Подготовленные ребята зачитывают отрывок из стихотворения с указанием автора и задают вопросы группам.
Какая группа даст правильный ответ, та и получает орден « Физика-Лирика» ( время на обдумывание вопроса– 1 мин).
Если ответ неточный или неверный, то право заработать орден имеет другая группа.
Какая группа набрала больше орденов, та и является победителем.

На уроке используются: компьютер, проектор, физический прибор – камертон, сосуд с мыльным раствором, маркеры, ватман.

Весь урок разбит на 7 этапов:
Вступительное слово.
Вопросы в стихах.
Стихотворение – задача ( решение задачи каждой группой).
Стихотворение- явление ( демонстрация простых опытов, слайдов, объяснение явлений каждой группой.).
Заключительное слово.
Подведение итогов ( выставление оценок).

Вступительное слово.
Ведущий 1.
« Наука и искусство
так же тесно связаны
между собой
как легкие и сердце.»
Л.Н.Толстой
Ведущий 2
Почему наука и искусство так тесно связаны между собой? ( ответы команд)
Потому, что такие явления, как свет, звук, тепло, холод требуют не только рационального мышления, но и наших чувств, эмоций. Высокая поэзия и точная физика соседствуют рядом:
Лишь песня поэта
Да речь мудреца
Проходят столетья,
Не зная конца.
Ведущий 1 А ведь это так и есть - наука и искусство неотделимы.
Ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а музыкантов, писателей, художников интересуют тайны мироздания.
Леонардо да Винчи внес большой вклад как в науку, так и в искусство.

Ведущий 2 Кого из великих ученых вы можете назвать, кто не отделял в своей деятельности науку и искусство?
Ответ
Михаил Васильевич Ломоносов был великим ученым, а еще он писал оды в стихах.
Возри на горы превысоки,
Возри в поля свои широки.
Се Волга, Днепр, где Обь течет.
Богатство в оных потаенно-
Наукой будет откровенн.о
Ведущий 1
Многие слышали о теории относительности Альберта Эйнштейна, но мало кто знает, что он играл на скрипке.
Ведущий 2
Макс Планк играл на фортепиано и органе.
Ведущий 1.
Джеймс Клерк Максвелл и Николай Иванович Вавилов увлекались поэзией.
Ведущий 2
Серьезно занимался живописью астроном Николай Коперник.
Ведущий 1.
Как видите, даже великие ученые находили время заниматься наукой и играть на скрипке или писать стихи.
Ведущий 2.
Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые научные выводы. Например, римский поэт, живший в начале I в. до н.э., Лукреций Кар высказал в своем знаменитом произведении «О природе вещей» мысли, которые нашли свое подтверждение лишь в современной науке.
Ведущий 1
Вот послушайте:
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает;
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Ведущий 2
Поэт Валерий Яковлевич Брюсов в начале XX века (1922 год) поэтически представил сложную структуру электрона:
Ведущий 1
Быть может, эти электроны-
Миры , где пять материков,
Искусство , знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще быть может, каждый атом-
Вселенная , где сто планет;
Там все, что есть в объеме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.
Ведущий 2 А, в конце XX века, поэты осветили проблему места и роли человека в окружающем мире. Сейчас XXI век - это фантастический взлет технической оснащенности, но перед нами встали такие проблемы, о которых несколько десятков лет никто не подозревал. Например, загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов- это глобальная проблема человечества.
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского и ответьте, почему мы будем просить прощенья?

Ведущий 1
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы еще придем просить прощенья
у этих рек, барханов и болот,
у самого гигантского восхода, у самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого . Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды
Все меньше окружающей природы.
Все больше- окружающей среды.
Ведущий 2
Известны случаи, когда произведения искусства подсказывали исследователям новые темы. Например, инженера Юрия Николаевича Денисюка рассказ Ивана Антоновича Ефремова «Тень минувшего» натолкнул на мысль о получении голографии.
Что такое голография?
Ответ. Объемное изображение предмета.
Ведущий 1
А роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» подтолкнул ученых к созданию лазера.
Ведущий 2
Но сегодня, мы поговорим о физике в стихах. Ведь во многих произведениях поэтов можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность.
Ведущий 1 Итак, физика в стихах!
Сейчас каждая группа выберет по два человека, которые должны будут - Назвать, нарисовать и объяснить явление, раздаются задания .
Ведущий 2
Пока ребята готовятся, остальная часть команды слушает стихотворение должна будет ответить на вопрос. Если она дает неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает орден «Физика - Лирика»
Ведущий 1
2. Вопросы в стихах. (см. приложение)
Афанасий Афанасьевич Фет
Выйдешь – поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Почему перекати- поле «прыгает, как мяч»?
Ответ. Подъемная сила возникает вследствие несимметричности обтекания тела потоком воздуха.
Ведущий 2. Федор Иванович Тютчев
В небе тают облака,
И лучистая на зное
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Почему поверхность воды искрится?
Ответ. На поверхности воды есть рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.
Ведущий 1.Николай Степанович Гумилев.
Там волны с блестками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками редкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях? Огни святого Эльма - коронный разряд, возникающий в неоднородном электростатическом поле острия или провода. В этих зонах происходит ионизация, вокруг острия возникает свечение.
Ведущий 2 Игорь Васильевич Северянин.
Разведи костер у брода,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревается земля.
Почему потрескивает хворост?
Ответ. Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.
Ведущая 1 . Федор Иванович Тютчев.
В небе тают облака,
И лучистая на зное
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Почему поверхность воды искрится?
Ответ. На поверхности воды есть рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи. Ведущий 2 Ваасилий Яковлевич Брюсов.
Ночью светлой, ночью белой
Любо волнам ликовать,
Извиваться влажным телом,
Косы пенные взметать;
Хороводом в плавной пляске
Парус старый обходить,
За кормой, играя в прятки,
Вить серебряную нить
Почему изменяется характер движения волн за кормой судна?
Ответ. На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное (вихревое) движение.
3. Ведущая 1 . Стихотворение – явление.
Ребенок соломинку взял,
Увлекся простым подражаньем.
И радужный шар воссиял,
Наполненный чистым дыханьем.
Почему «радужный шар воссиял»?
Ответ. Наблюдается интерференция света в тонких пленках.
Ведущая 2
И нефть, попав из бака в водоем,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденьи снова загрустила.
Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?
Ответ. Наблюдается интерференция света. От обеих поверхностей пленки происходит отражение света. В результате возникают когерентные волны, вследствие их наложения происходит гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут иметь различные цвета.
4. Ведущая 1. Физика и сказки.
Выступают 3 человека из групп.
Задание для 3 человек в группах. Назвать, нарисовать и объяснить явление

В каком виде отражается физика в сказках?
Все мы прекрасно знаем сказку Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», многие не раз читали эту сказку и может некоторые задавались вопросом: «Сколько же зайцев смог бы перевести Дед Мазай, что бы ни утонуть?».
Дано: Решение: Fa=Fт
mдеда = 70 кг
·воды·g·Vт=(mдеда+mлодки+N·mзайца ) ·g
mзайца = 6 кг N·mзайца=
·воды·Vт-mдеда-mлодки
mлодки = 200 кг N=(
·воды·Vт-mдеда-mлодки)/mзайца
V погр.части лодки= 1,5 мі N
· 205 зайцев
N-?
Ведущая 2
Теперь перейдём к не менее знаменитой сказке «Курочка Ряба». «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». С какой силой ударила мышка по яичку, что оно упало и разбилось?
Дано: Решение: F=mяйца·a
h= 0,8 м mяйца=
·золота·Vяйца=77,2 кг
t= 0,4 c h=
·0·t+(a·tІ)/2 , а = 2h/tІ =10 м/сІ

·золота= 19300 кг/мі F=77,2 кг ·10 м/сІ = 772 H
Vяйца= 0,004 мі

·0=0
F-?
Сравним с силой удара футболиста по мячу.
Дано: Решение: F=mмяча·a
mмяча= 0,5 кг а = (
·-
·0)/t = 500 м/сІ
t= 0,02 с F=0,5 кг · 500 м/сІ = 250 H

·= 10 м/с

·0= 0
F-?

Таким образом, мышка должна была ударить по золотому яичку с силой, превышающей силу удара футболиста по мячу. Значит, описанное событие невозможно.
Ведущая 1 «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.» Гюстав Флобер
Ведущая 2 Ребята, наука и искусство – веление сегодняшнего дня. Постижение истины и красоты – основные потребности человечества.
Сегодня мы вместе сделали попытку «навести мосты» между физикой и художественным словом. Искусство будит фантазию, питает воображение человека, между ними существует глубокая внутренняя связь, они дополняют друг друга.
Ведущая 1 Сбываются слова Гюстава Флобера, великого французского романиста девятнадцатого века. В заключение хочется сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.
5. Подсчитываются ордена в каждой группе.
Выставление оценок.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215





Там волны с блестками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками редкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Как объяснить возникновение огней святого Эльма на короблях?













15