Отчет по самообразованию Развитие диалогической речи как средство социальной адаптации и реабилитации детей на занятиях внеклассного чтения


ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

«Развитие диалогической речи как средство социальной адаптации
и реабилитации детей
на занятиях внеклассного чтения»
Подготовила и прочитала:
Вартересян А.И.
В течение третьего года работаю над темой по самообразованию «Развитие диалогической речи как средство социальной адаптации и реабилитации детей на занятиях внеклассного чтения».
Я считаю эту тему актуальной, потому что для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определенную роль в процессе реабилитации лиц с нарушением слуха. Занятия по внеклассному чтению направлены на то, чтобы воспитать у детей с нарушенным слухом потребность в чтении, привить им любовь к книге, без которой невозможно гармоничное развитие личности, формировать познавательные интересы, воспитывать нравственные качества детей.
Целью внеклассного чтения является содействие закреплению и автоматизации умений и навыков диалогического общения. Овладение диалогической речью начинается с использования отдельных предложений разных типов. Для понимания речи в её сигнальной функции необходимо использование побудительных предложений. Они же и являются коммуникационными структурами, которыми ребенок овладевает по подражанию. Позже у ребёнка появляются вопросительные и повествовательные предложения. Однако объединять все данные типы предложений при использовании их в развёрнутом диалоге ребёнок умеет не сразу. Этому специально следует учить слышащих детей и тем более глухих и слабослышащих.
В связи с этим поставила перед собой задачи, которые направлены на развитие диалогической речи:
развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника;
получить нужную информацию
реагировать на высказывания собеседника
давать утвердительный или отрицательный ответ
задавать вопросы и отвечать на них
быть инициатором разговора
развивать умение поддерживать и доводить диалог до конца.
Как сделать так, чтобы внеклассное чтение заинтересовало детей?
Какие виды деятельности применить, чтобы увлечь ребёнка?
Для решения этих вопросов я изучала следующую методическую литературу:
Бредихина С.В. «Особенности детской речи и возможности использования на занятиях внеклассного чтения», Воробьёва Л.В. «Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях», Дудник М.С. «Самостоятельная работа с книгой – как средство совершенствования речи учащихся», Зикеев А.Г. «Развитие речи детей во внеурочной работе», Золотых «Виды и формы организации внеклассного чтения», Иваненко А.С. «Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях слуха», Куликова С.В. «Внеурочная работа с книгами», Назаров А.Н. «Воспитывающая роль уроков чтения», Никитина М.И. «Уроки чтения в школе для слабослышащих детей». Посетила интернет – сайты prodlenka.org›, umniki-umnitsy.ucoz.ru›, komarovkaschool.ucoz.ru›.
Разработала и провела комплекс занятий с использованием развивающих технологий по активизации развития диалогической речи учащихся по сказкам Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Пастушка и трубочист», «Свинопас», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», по рассказам Л.Н. Толстого «Котёнок», «Лев и собачка», «Лебеди», «Пожар», «Пожарная собака», «Два товарища», «Филиппок», «Прыжок», «Птичка». Накопила и систематизировала дидактический материал: игры «Найди свой отрывок», «Что перепутал художник», «Подбери картинку», «Вставь слова», «Путаница», «Чьи слова», «Третий лишний», «Продолжи», «Цепочка», «Каждому своё место». На занятиях внеклассного чтения для развития диалогической речи использую разные методические приёмы: составление и ведение диалогов. Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации; создание проблемных ситуаций. В качестве методов формирования речи, обогащения словарного запаса у воспитанников использую практическую деятельность, словесные методы (инструкции, беседы, рассказ педагога, чтение детей и педагога, объяснение педагога), дидактические игры, развивающие упражнения, словарная работа, просмотр фрагментов документальных фильмов, мультфильмов.
В своей работе по обучению диалогу детям предлагаю различные диалогические структуры и упражнения:
Вопрос – ответ
Сообщение – вопрос – ответ
Побуждение к действию – вопрос – ответ
Сообщение – сообщение
Составить диалог по ходу чтения произведения на темы.
Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам – ситуациям относятся соответствующие слова, выставленные на доске.
Прочитать диалог и продолжить его.
Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки, иллюстрации.
Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания.
Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.
Также реализую основные дидактические принципы: 1. Принцип доступности.2. Принцип преемственности.3. Принцип перспективности.4. Принцип самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся. Для осуществления дифференцированного подхода я использую результаты ежегодной диагностики успешности развития диалогической речи.
График успешности развития диалогической речи 2012-2013 учебный год (сентябрь)
№ п/п Фамилия и имя учащегося Умение ответить на вопросы Умение задать вопросы Умение составить диалог Умение вести диалог
1. Бурцев Алёша 5 5 3 4
2. Ильин Илья 3 3 2 3
3. Казанкова Катя 3 3 2 3
4. Карлуков Андрей 3 3 2 2
5. Козлова Диана 4 4 3 3
6. Маланичев Рома 3 2 2 2
(май)
№ п/п Фамилия и имя учащегося Умение ответить на вопросы Умение задать вопрос Умение составить диалог Умение вести диалог
1. Ильин Илья 3 3 3 3
2. Казанкова Катя 4 3 3 3
3. Карлуков Андрей 3 3 3 3
4. Козлова Диана 5 4 3 3
5. Маланичев Рома 3 3 2 3
График успешности развития диалогической речи учащихся
11645892635252012 – 2013 учебный год (сентябрь)

1402715269239(май)
График успешности развития диалогической речи 2013- 2014 учебный год (сентябрь)
№ п/п Фамилия и имя учащегося Умение ответить на вопросы Умение задать вопросы Умение составить диалог Умение вести диалог
1. Ильин Илья 4 4 3 4
2. Казанкова Катя 4 3 3 3
3. Карлуков Андрей 3 3 3 3
4. Козлова Диана 4 4 3 4
(май)
№ п/п Фамилия и имя учащегося Умение ответить на вопросы Умение задать вопрос Умение составить диалог Умение вести диалог
1. Ильин Илья 5 4 3 4
2. Казанкова Катя 4 4 3 4
3. Карлуков Андрей 4 3 3 3
4. Козлова Диана 5 4 3 4
График успешности развития диалогической речи учащихся
8026402863852013 – 2014 учебный год (сентябрь)
(май)
2120904446
№ п/п Фамилия и имя учащегося Умение ответить на вопросы Умение задать вопросы Умение составить диалог Умение вести диалог
1. Ильин Илья 5 4 3 4
2. Казанкова Катя 4 4 3 4
3. Карлуков Андрей 4 3 3 3
4. Козлова Диана 5 4 3 4
График успешности развития диалогической речи 2014- 2015 учебный год
(сентябрь)
График успешности развития диалогической речи учащихся
2014 – 2015 учебный год (сентябрь)
130746546355
Сравнительные данные развития диалогической речи учащихся
2012 – 2015 учебного года
678814635
Обобщая самоанализ своей деятельности, хочу отметить, что получилось научить детей самостоятельно и с частичной помощью воспитателя отвечать на вопросы, задавать вопросы и вести диалог. Не получилось научить детей умению составлять диалог самостоятельно, но научились составлять диалог при помощи воспитателя и с опорой на таблички.
Внеклассное чтение реализует личностно-ориентированную и коммуникативную направленность. Занятиям внеклассного чтения принадлежит особая роль в формировании у детей интереса и любви к чтению.
А.Г. Зикеев утверждает, что диалог, понимаемый в единстве формы и функции, рассматривается под углом зрения тех коммуникативных задач, которые реализуются в нем его участниками. По определению С.А. Зыкова,
«непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием диалогического общения».