«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 г. Феодосии Республики Крым»
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках английского языка в 5 классе»
Варачева Виктория Жанновна
учитель английского языка
2015-2016 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе. Теоретическая часть
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе. Практическая часть.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действии.
Урок английского языка в 5 классе.
Заключение.
Список литературы.
ВСТУПЛЕНИЕ
Проблема развития познавательной самостоятельности учащихся за последнее десятилетие обозначилась как одна из наиболее важных и перспективных в дидактике. Ее актуальность обусловлена первоочередными потребностями научно-технического прогресса, достижениями педагогической науки, усиливающейся ориентацией современного школьного обучения на самообразование учащихся, целенаправленное развитие их творческих возможностей.
В современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В современном обществе успешными являются образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, молодые люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления и т.п.
Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий, а знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека.
Цель данной работы – обеспечение системного подхода к личностному формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе при изучении иностранного языка, мотивация к обучению, познанию и творчеству у учащихся.
Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Важным и актуальным моментом в преподавании иностранного языка в школе сегодня, мы считаем формирование и развитие учебной и творческой самостоятельности учащихся.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой:
развить у учащихся самостоятельность в процессе познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
сформировать совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; выявить требования нового стандарта
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе
Теоретическая часть
Бытует мнение, что иностранный язык дается не всем. Действительно, данный предмет включает и знание родного языка, и логическое мышление, и общее интеллектуальное и культурное развитие учащегося. Но опыт показывает, что любой ребенок в худшей или лучшей степени может заговорить на иностранном языке, если у него есть желание. А у детей младшего школьного возраста желание общаться есть всегда, особенно если их заинтересовать. Если ребенку нравится он будет заниматься, а если еще и интересно то он быстро запомнит. Главное, чтобы обучение проходило в комфортной для ребенка среде. Младший школьный возраст (от 6 до 9 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Эффективному обучению способствуют:
· пластичность природного механизма усвоения языка детьми этого возраста;
· их имитационные способности;
· природная любознательность и потребность в познании нового;
· и, главное, отсутствие так называемого «языкового барьера».
При отборе содержания обучения младших школьников учитываются речевые потребности детей, обусловленные их жизненным и речевым опытом.
Общение детей на английском языке происходит в рамках , которые позволяют раскрыть учащимся стороны жизни, тесно связанные с их деятельностью. Материал подбирается такой, который может заинтересовать детей данного возраста, разбудить их воображение и фантазию.
Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно, поэтому обучение строится с учетом их любимых сфер деятельности: · раскрашивание, рисование; · вырезание из бумаги различных фигур, разыгрывание сценок и диалогов, игра по ролям, выучивание наизусть стихотворений (для развития автоматизма речевых и творческих способностей); · пение (разучивание английских песен на уроках способствует правильной интонации, отработке произношения, развитию памяти, музыкального слуха, закреплению лексики, речевых образцов, грамматического материала и созданию положительной мотивации).
Помимо этого, обучение английскому языку развивает у детей умение и навыки учебной деятельности, такие как умение пользоваться книгой и словарем, реагировать на обращения учителя, умение переживать за своих одноклассников и т.д.
Обучение иностранному языку также воспитывает в школьнике:
· интерес и положительное отношение к изучаемому языку, к культуре родного и другого народа;
· доброжелательное и дружественное отношение к людям, говорящим на других языках.Обучение этому предмету также формирует понимание того, что процесс овладения языком другого народа - это увлекательный, интересный, но кропотливый ежедневный труд, требующий сознательных усилий.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции как:
-личностная
- коммуникативная
-интеллектуальная
-социальная
- общекультурная
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке
сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В учебниках Кузовлева В.П. для 5 класса после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные
- логические
-действия постановки и решения проблем
На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно
ставить познавательные задачи:
-научить выделять основное в тексте;
- научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на
картинки на схемы;
Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
Логическое УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике
- вставить недостающие слова,
- вставить недостающие буквы,
- завершить предложение,
-заполнить таблицу,
-догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.
Практическая часть
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. В соответствии с ФГОС на своих уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.
Рассмотрим упражнение-игру «Узнай слово», которое я иногда даю детям при чтении художественной литературы на английском языке. Упражнение целесообразно использовать в третьих – пятых классах. Всем детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 8-10 незнакомых слов. Каждый ребенок должен просмотреть текст и попытаться догадаться из контекста о значении незнакомых слов. Если слово все же незнакомое, его надо выписать в тетрадь. Таким образом, у каждого ребенка получается столбик незнакомых слов. Далее всех детей делю на команды по 4-5 человек. Команда собирается произвольным образом. Например, на столе обратной стороной лежат билетики с цифрами 1,2,3, или картинками трех видов, и тому подобное. Каждая команда садится вокруг стола в разных частях класса, и выбирает себе капитана. После этого команда должна обсудить списки своих незнакомых слов. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Таким образом, у каждой команды формируется список слов, которые не знают все члены команды. Затем капитан каждой команды выходит к своей части доски и записывает в столбик, сформированный общими усилиями, список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап.
Далее начинается сама игра. Если слово выписано у всех трех команд, то одному из капитанов разрешается набрать это слово в электронном словаре. Слово, транскрипция и значение выводятся на электронную доску. Все ученики записывают к себе в тетрадь это слово. Если же слово записано у двух команд, а у третьей – нет, то третья команда должна назвать значение этого слова. При этом она получает одно очко. Если же никто из членов команды не может назвать значение слова, значит, команда работала не внимательно, и получает минус одно очко. Капитан одной из команд, записавший это слово на доске, набирает его в электронном словаре. Если слово написано только у одной команды, то значение слова должна сказать вторая или третья команда, кто быстрее поднимет руку.
При этом команда, назвавшая слово, получает одно очко. Если же обе команды не могут назвать значение слова, значит, обе получают минус одно очко. В конце игры называется команда-победитель. Команда сама должна обсудить, кто больше всех обеспечивал победу в игре, кто заслужил отличную оценку. Проигравшие команды должны определить, кто из ее участников активнее всего работал, им дается возможность поставить оценку «отлично» одному или двум участникам команды. Дети при этом учатся объективно оценивать вклад каждого участника в общий результат. На первый взгляд, упражнение направлено на узнавание и запоминание лексики, то есть на формирование предметных результатов. Однако в процессе игры дети должны распределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях.
Это формирует и развивает личностные УУД. Однажды в одну команду попали два мальчика, соперничающие друг с другом. Сначала они вообще отказались работать в одной команде. После того, как я им рассказала, что человек должен уметь работать в команде, иначе он не достигнет профессионального результата, привела примеры, мальчики согласились работать вместе. В процессе работы они забыли о личной неприязни. Их команда вышла победителем. Сейчас соперничество продолжается, но дети стали терпимее относиться друг к другу. Кроме личностных УУД это упражнение формирует и развивает регулятивные УУД, поскольку в процессе его выполнения ребенок должен планировать, контролировать, и оценивать свои действия. Безусловно, игра развивает и познавательные УУД. Ведь речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Дети для успешной работы должны учитывать позиции других членов команды, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Все эти навыки развивает данное упражнение. Таким образом, игра обеспечивает развитие всех типов УУД. Первый раз детям сложно выполнять это упражнение, но очень интересно. Оно занимает много времени, но я стараюсь выделить время для этого упражнения, поскольку я вижу, что помимо предметного результата достигается громадный метапредметный и личностный результат. На рис.1 приведена структурная схема, связывающая выполнение этапов этого упражнения через получаемые детьми навыками с развитием УУД. На схеме я попыталась выделить основные этапы выполнения упражнения-игры, и провести основные структурные связи через приобретаемые навыки к формированию универсальных учебных действий. Схема показывает, что практически любой этап игры ведет к формированию и развитию УУД.
Немалую роль в достижении такого результата играет использование деятельностного подхода, поскольку почти всю игру дети проводят сами. Учитель только помогает и направляет игру в нужном направлении, если произошел какой-нибудь сбой.5
По многим тема при введении лексики я использую игру в «лото». Дети с удовольствием играют в эту игру в средней школе. Лото я делаю сама. Продаваемые игры не рассчитаны на конкретные лексические единицы к используемым УМК. Да и не было их раньше в продаже. Работать приходится по разным УМК. Но, имея основу, я быстро создаю новые карточки.
Карточки обязательно отличаются составом картинок. Всего их 16 для каждого комплекта. Ни одна карточка не повторяется. Распечатаны карточки лото на плотном картоне. Кроме того, имеется комплект карточек с лексическими единицами для каждой картинки. Игра проводится сначала с показом напечатанного слова. С появлением электронной доски на этапе запоминания письменного образа слова эта игра стала еще интересней. Теперь ведущий использует генератор слов, а не вытаскивает карточку. Письменный образ слова виден на доске, ведущий должен его прочитать. На следующем этапе ведущий просто вытаскивает карточку, и читает слово или фразу. Ребенок должен распознать слуховой образ слова.
Ритм чтения со временем убыстряется. Выигравший ребенок становится ведущим, и получает одно очко. Дети очень любят эту игру. Она позволяет вовлечь в игру весь класс, дает хорошие результаты запоминания лексики. Я считаю, что это упражнение, так же как и игра с обезьянкой, требует помимо элемента везения, мобилизации памяти и внимания, и, тем самым, формирует УУД.
При использовании деятельностного подхода любое самое простое упражнений формирует целый комплекс УУД. Например, диктант можно организовать так, что его проводят сами ученики. Игра называется «Учитель». Проводится она в конце пройденной темы. Лексику, как правило, дети уже выучили на уроках с помощью различных игр с картинками, настольных игр или игр на электронной доске. Слов задается выучить немного. Для 5 класса, например 10-15 слов. Поэтому страха перед диктантом у учеников нет. Возможно только формирование чувства успешности при написании такого диктанта, или желания улучшить свои результаты. Происходит это так:
сначала вызываю троих (у меня позволяет доска отдельно работать троим) учеников поучаствовать в соревновании, только по желанию. Желающих обычно вся группа. Диктую любых три слова. Если все трое написали правильно, то все трое получают пятерки. Но здесь задача не только правильно написать, но и написать быстрее всех. Победитель, кто написал хотя бы два слова быстрее остальных, становится учителем, сам вызывает учеников, и сам диктует три-четыре слова. Затем определяет победителя, который, в свою очередь, становится учителем. Аналогично проводится игра в учителя математики, когда проходим цифры. Пример диктуется учеником-учителем на английском языке. Кто быстрее запишет пример, и даст ответ на английском, тот становится победителем.
Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности – это – театр или кукольный театр. При чтении или рассказе какого-либо диалога или текста, или даже простейшей фразы, я прошу детей, представить, что они на сцене и выступают перед зрителями. В 5 классе при отработке фраз «Iike, don’t like» я использую игру по командам. Две команды встают друг напротив друга. Дети вытаскивают картинки с едой. Дети в первой команде говорят, что они любят еду, нарисованную на картинке, во второй команде – что не любят. Затем меняются ролями.
Жюри (1-2 ребенка и учитель) решают, поверили они «артисту» или нет. Если поверили, то команда получает очко. Так набираются очки, и определяется команда – победитель.
Инсценируя сказки, диалоги, дети учатся саморегуляции и прогнозированию результатов, а это значит, происходит формирование и развитие регулятивных учебных действий. Учащиеся должны слушать, и слышать других, обсуждать совместные действия, а это значит, развиваются коммуникативные УУД. Кроме того, в процессе инсценировки происходит нравственно-этическое оценивание содержания, что ведет к развитию личностных УУД. Творческая атмосфера урока позволяет заинтересовать ребят изучаемым материалом, что ведет к развитию познавательных УУД.
Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в 5 классе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действии
· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным
требованиям;
· соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих
начальную школу (Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта начального образования).
В результате изучения/обучения иностранному языку младшие школьники
должны быть способны:
в области аудирования:
- при непосредственном общении понимать речь учителя, одноклассников и
носителей языка;
- при опосредованном общении понимать основное содержание простых
аутентичных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
в области говорения:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление,
благодарность, приветствие, прощание);
- вести диалог-расспрос (расспрашивать собеседника, задавая простые
вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях
повседневного общения в рамках отобранных сфер и тематики общения (объём диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны);
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе и т.д. (в рамках
изученной в начальной школе тематики, объём монологического высказывания 5фраз);
- составлять небольшие описания предмета, картинки;
в области чтения:
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные
интонационные модели;
- читать про себя: c полным пониманием учебные тексты и с пониманием
основного содержания простые оригинальные тексты, доступные по содержанию
и языковому материалу;
в области письма:
- писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой
на образец;
- писать личное письмо с опорой на образец;
- заполнить простой формуляр о себе.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка
- организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на
уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.
Урок английского языка в 5 классе
по теме «Достопримечательности Лондона»,
Цели урока:
формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.
Результаты обучения:
Критический уровень:
Познавательные УУД:
Ученик по ходу работы с источниками информацией выписал названия городов Англии с помощью учителя.
Регулятивные УУД:
Ученик понял цель и задачи урока, сформированные другими, организовал свои действия с помощью товарищей, высказал впечатление о проделанной работе.
Коммуникативные УУД:
Ученик выстроил свою речь с опорой на источник информации по заданному алгоритму с помощью учителя или товарищей.
Достаточный уровень:
Познавательные УУД:
Ученик самостоятельно выписал названия достопримечательностей Лондона и отметил особенности каждого из них.
Регулятивные УУД:
Ученик сформулировал цель и задачи урока с помощью учителя, организовал свои действия самостоятельно по алгоритму, сравнил результат деятельности с запланированным.
Коммуникативные УУД:
Ученик самостоятельно подготовил план выступления по заданному алгоритму.
Творческий уровень:
Познавательные УУД:
Ученик самостоятельно составил тезисный план ответа во время работы с различными источниками информации и приготовил рассказ о любой достопримечательности, которая ему понравилась, объяснил почему.
Регулятивные УУД:
Ученик сформировал цель и задачи урока самостоятельно, предложил алгоритм деятельности.
Коммуникативные УУД:
Ученик самостоятельно дал развернутый и аргументированный ответ, обобщил результаты в конце работы.
Ход урока:
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
Good morning, dear students! I’m glad to see you and I think that you are fine today! Now try to guess what we are going to speak about?
- Pussy cat, pussy cat,
Where have you been?
I’ve been to London to look at the Queen.
- Pussy cat, pussy cat,
What did you do there?
I frightened a mouse under the chair!
(about London)
OK, you are right! But what about London? About the weather? The shopping? The sports?
(No, we are going to speak about the sights of London!)
Well, why do you think so?
(Because we see the pictures, the presentation, we have already spoken about the sights, we study English)
Great! You have guessedabout the theme of our lesson, it is really the London sights.
What sights do you know?
(Обучающиеся перечисляют известные им достопримечательности)
(Yes, we do)
Trafalgar
Parliament
Museum
Square
Paul's
Abbey
Westminster
Cathedral
National
Bridge
The Houses of
London
Tower
Gallery
II. Организация деятельности.
При входе в класс дети выбирают себе цветок ( роза, трилистник, чертополох) и садятся за столы с соответствующими цветами. Таким образом происходит быстрое и непринужденное деление на группы.
Алгоритм работы:
Из разных источников выпиши названия достопримечательностей Лондона.
Выдели особенности этих достопримечательностей:
Где находится
Кем и когда основано
Исторический момент
Что можно увидеть там
Расскажи в группе, какой интересный факт ты отметил.
Составь рассказ по предложенному алгоритму или самостоятельно. Придумайте форму представления своего материала.
Придумай игру с названиями достопримечательностей, составь кроссворд.
III. Осуществление деятельности.
- Работа в группах:
Ученики, работая с источником информации, делают необходимые записи, с опорой на алгоритм или самостоятельно, анализируют информацию, оформляют результат своей деятельности.
IV. Защита результата деятельности.
Ученики выбирают представителя группы для защиты результатов (либо представляют вместе). Представитель излагает в устной форме результаты работы ( монолог, диалог, интервью и т.д.)
Спасибо вам за вашу помощь. Я во время прослушивания тоже делала записи, проверьте, пожалуйста.
1. It was a prison, a palace and now it is a museum–Buckingham Palace.
2. It is a very democratic park – Regent’s Park.
3. The main cathedral of the English church – Big Ben.
4. It is the meeting point of six streets – Trafalgar Square.
5. We can see a wonderful collection of wax figures at the British Museum.
6. I like most of all was the Changing of Guards at the Tower of London.
V. Рефлексия.
У каждой группы на столе оценочный лист, который дети заполняют самостоятельно.
Оценочный лист.
Я могу понять цель и задачи урока, выписать названия городов Англии с помощью учителя, выстроить свою речь с опорой на источник информации по заданному алгоритму с помощью учителя или товарищей.
Yes/no
Я могу сформулировать цель и задачи урока с помощью учителя, организовать свои действия самостоятельно по алгоритму, самостоятельно выписать названия достопримечательностей Лондона и отметить особенности каждого из них, самостоятельно подготовить план выступления по заданному алгоритму.
Yes/no
Я могу сформировать цель и задачи урока самостоятельно, предложить алгоритм деятельности, самостоятельно сделать выписки по работе с различными источниками информации и рассказать о любой достопримечательности, дать развернутый и аргументированный ответ, обобщить результаты в конце работы.
Yes/no
Заключение
Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.
Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.
Список литературы
Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
Булин-Соколова Е.И., Читаем ФГОСНО, пишем ООП, включая ИКТ в ПФУУД / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семёнов // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 21-30.
Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Перминова Л.М., Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.