Плотность веществУрок физики по теме: Плотность вещества.
Урок физики по теме: Плотность вещества.
Цель урока: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Задачи урока:
Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) – плотность через исследовательскую деятельность.
Развивающая: развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.
Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.
Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.
Оборудование:
для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; весы.
для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесками, вата и гвозди массой 50 г; кирпич, линейка, таблица плотностей; мензурка, болт нити.
План урока.
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Подготовка к усвоению нового материала. (5-7 мин.)
3.Актуализация знаний. (3-4 мин)
4.Изучение нового материала. (20 мин)
5.Закрепление. (14 мин.)
6.Рефлексия. (1-2 мин).
7.Домашнее задание. (1-2 мин).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2.Подготовка к усвоению нового материала.
Сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей. Как говорил русский поэт А.Н.Пушкин “ О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …”
Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: “ Ум - хорошо, а два – лучше!”
Как разобьемся на группы?
Для этого вы вытяните часть открытки, и найдете себе товарищей по работе. (открыт делится как пазл) Комментирует смысл слов, поясняет, чем сегодня будут заниматься на уроке, почему работают в группах.
Фронтальный эксперимент: в мензурку с водой вливает подсолнечное масло, помещает туда пробку, замороженный консервированный горох. Задает вопросы классу перед тем как провести опыт: Где окажется масло, если влить его в воду? Пробка? Горох? Просит выдвинуть предположение, почему такое расположение.
Тема нашего урока “ Плотность вещества”
Зная тему урока сформулируйте цели урока.
Предлагаю самостоятельно сформулировать цели урока, опираясь на тему урока.
Цели урока записать на доске.
3.Актуализация знаний.
Чтобы реализовать цели урока предстоит работа в группах. У каждой группы своё задание.
( карточки на каждом этапе урока разного цвета)
План изучения новой величины записывается на доске
Один из членов группы озвучивает ответ.
Работают в группах, отвечая на следующие вопросы:
1. план изучения физической величины (определение физической величины; обозначение; формула; единицы измерения; прибор для измерения)
2. как найти массу жидкости в бутылочке
3. вспомнить правила работы на весах
4. как найти объем прямоугольного параллелепипеда если имеется точно такая же пустая бутылочка,
4.Изучение нового материала.
Мы сейчас вспомнили план изучения новой физической величины. И чтобы дать определение плотности вещества опять предстоит работа в группах.
Задания на карточках у каждой группы свои.
1 группа.
1.Определите массу опилок и массу песка (выдаётся одинаковый объём опилок и песка);
2 группа.
2.Определите массу гвоздей и массу ваты (выдаются разные объёмы гвоздей и ваты, но одинаковых масс).
Результаты своих исследований оформить в виде кластера.
Вывод: Вещества одинакового объёма имеют разные массы, т.к. они обладают разной плотностью. Вещества разного объёма имеют одинаковые массы, т.к. обладают разной плотностью. Итак, что же такое плотность? Плотность – это физическая величина, показывающая какова масса вещества в единице объёма. Обозначается ρ
Формула ρ=mVИзмеряется: весы, линейка.
Плотности различных веществ уже определены и приведены в таблице учебника. Рассмотрим таблицу и вспомним опыт в начале урока. Найдите плотности масла, воды и пробки. Верны ли были ваши предположения?
Единицы измерения: кгм3Работают в группах.
Планируют эксперимент «Как можно определить плотность тела, используя приборы на вашем столе», проводят его, составляют отчет. Делают выводы. Готовят ответ по иллюстрациям в виде постера.
Озвучивают полученные результаты, делают выводы.
Задают вопросы учителю.
Работают по таблице плотностей с учебником. Обсуждают ответы, данные ранее, на эксперимент учителя в начале урока.
Делают записи в рабочих тетрадях.
5.Закрепление.
Предлагаю проблемные задачи. Работа в группах
1. Из чистого ли железа изготовлен болт?
2. Определить массу кирпича с помощью линейки.
6.Рефлексия.
Подвести итог работы на уроке по группам, отвечая на вопросы:
1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило…
2.Меня на уроке удивило…
3.Мне больше всего запомнилось…
4. Для себя я сделал следующее открытие…
Достигнуты ли цели урока?.По цепочке в группах отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке.
В рабочем листке ставят против целей один из знаков:
+ цели достигнуты;
± цели достигнуты частично;
- цели не достигнуты.
7.Домашнее задание.
§
А: Определить плотность куска мыла.
Б: Как можно определить плотность человеческого тела.
Записывают домашнее задание.
Тема урока: Источники света. Распространение света
Цели урока: Сформировать понятие о свете, о законе прямолинейного распространения света и его применении.
Задачи:
•познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
•объяснить закон прямолинейного распространения света;
•рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;
•расширить кругозор учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, распечатка теста, лампочка, фонарик
1 группа
Свет. Источники света (N 206048) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swfЗадание: Какие примеры световых явлений приведены на слайде?
Приведите свои примеры световых явлений?
Какая наука изучает световые явления?
Запишите определение света, назовите последовательность цветов по порядку.
Запишите определение источника света, оформите в кластере схему с примерами, добавьте в схему свои примеры.
Зарисуйте в кластере световой пучок и световые лучи
2 группа
Распространение света в однородной среде (N 206049) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swfЗадание: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто этот закон сформулировал?
3 группа
Прямолинейное распространение света http://fcior.edu.ru/card/3967/pryamolineynoe-rasprostranenie-sveta.htmlПеремести предметы на подставку и посмотри, что будет на экране. Что мы видим? Запишите определение
Почему мы видим четкую тень? Запишите определение точечного источника света. Какие примеры точечных источников света можно привести?
Что такое полутень?
Запишите отличия лунного и солнечного затмений
Результаты оформить в виде постера.