Рабочая программа ЕН.02 Информатика для специальности Технология машиностроения 2 курс
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № ______ от _______________
председатель ПЦК________________________
(И.А. Давиденко)
«УТВЕРЖДАЮ»
зам. директора по УР
______________ В.И. Пархоменко
«____»___________ 2015 г.
Проверено
Методист ____________ Т.П. Ставропольцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 ИНФОРМАТИКА
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.
Организация-разработчик: областное государственное автономное образовательное профессиональное учреждение «Белгородский политехнический колледж»
Разработчик:
Безухова Елена Александровна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять граф. редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженовладеть следующими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 162, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;
– лабораторных и практических занятий, включая семинары – 72 часа;
– самостоятельной работы обучающегося – 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
72
контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента (всего)
54
в том числе:
составление таблиц
2
подготовка сообщений
10
подготовка докладов
6
подготовка рефератов
10
составление схем
10
консультации
8/8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 «Информатика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.
17
Тема 1.1.
Информация, информационные процессы и информационное общество.
Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия. Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Информационные процессы. Информационное общество. Информатизация общества, развитие ВТ.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Информация, информационные процессы и информационное общество.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Решение задач и составление таблиц по темам: Кодирование информации,
Измерение информации, Классификация информационных процессов.
2
Консультации «Кодирование информации»
1
Тема 1.2.
Технологии получения, хранения, обработки и передачи информации.
Содержание учебного материала
2
1
Основные технологии работы с информацией.
Поиск и систематизация информации, хранение информации, передача информации в технических системах.
1
2
Основные понятия автоматизированной обработки информации.
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
Кодирование информации и составление алгоритмов для решения технических задач.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Написать реферат: «Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации».
2
Консультация «Основные технологии работы с информацией»
Консультация Основные понятия автоматизированной обработки информации»
2
Раздел 2.
Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение.
48
Тема 2.1.
Логические основы устройства компьютера
Содержание учебного материала
4
1
Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач.
Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия. Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Функция импликации. Функция эквивалентности.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Написать доклад: «Таблица истинности логического выражения»
Равносильность логических выражений.
2
Консультация «Таблица истинности логического выражения»
1
Тема 2.2.
Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.
Содержание учебного материала
4
1
Общий состав и структура персональных ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Внутренняя архитектура компьютера: процессор, память. Периферийные устройства. Клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик. Мультимедийные компоненты. Программный принцип управления ПК. Виды программ для компьютеров. Инсталляция программ.
2
Лабораторные работы
Практические занятия.
Изучение архитектуры персонального компьютера
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Составление схемы подключения периферийных устройств компьютера.
Составление таблицы классификации программного обеспечения компьютера.
6
Консультация «Магистрально-модульный принцип построения ПК»
1
Тема 2.3.
Операционные системы и оболочки.
Содержание учебного материала
2
1
Операционная система. Разнообразие операционных систем.
Виды операционных систем. Виды, назначение, состав, загрузка.
Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен.
Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. Ввод команд.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
Изучение работы справочной системы. Настройка операционной системы.
Выполнение операций с каталогами и файлами. Создание, установка свойств и удаление ярлыков. Изучение приемов набора текста в простом текстовом редакторе. Оформление шрифтами. Форматирование текста. Печать текста.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение рефератов по темам: Операционные системы и их виды. Файловые системы и их виды.
2
Консультация «Операционная система. Разнообразие операционных систем.»
1
Тема 2.4.
Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты.
Содержание учебного материала
2
1
Общий обзор, назначение и возможности, порядок работы прикладных программ. Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
Выполнение операций с каталогами и файлами посредством файлового менеджера.
4
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Составление схем классификаций файловых менеджеров, программ – архиваторов.
2
Консультации «Файловые менеджеры»
1
Раздел 3.
Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.
9
Тема 3.1.
Вредоносные программы и компьютерные вирусы. Методы защиты и антивирусные программы.
Содержание учебного материала
2
1
Защита информации от вредоносных программ. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты.
1
2
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
Тестирование на наличие компьютерного вируса, лечение зараженных файлов.
4
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка сообщений по темам: Виды вредоносных программ,
Загрузочные вирусы, Файловые вирусы, Сетевые вирусы.
2
Консультация «Защита информации от компьютерных вирусов»
1
Раздел 4.
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.
11
Тема 4.1.
Компьютерные телекоммуникации.
Основные услуги компьютерных сетей.
Содержание учебного материала
2
1
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей. Гипертекст. Сеть Интернет: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
Осуществление передачи и получения сообщений по электронной почте.
Разработка и создание web-страницы или web-сайта.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Написать реферат «Сетевой контроллер. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети»
4
Консультация «Компьютерные телекоммуникации»
1
Раздел 5.
Прикладные программные средства.
67
Тема 5.1.
Текстовые процессоры.
Содержание учебного материала
2
1
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов. Копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагмента текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование документов. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ объектов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Работа с многостраничными документами. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия. Создание документа, набор и редактирование текста. Шрифтовое оформление и форматирование текста. Сохранение документа. Вставка в тестовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка. Редактирование набранного текста. Разбиение на страницы. Распечатка текста на печатающем устройстве.
10
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Реферат: Комплексное использование возможностей MS Word для создания документов.
2
Консультация «Возможности текстового процессора»
1
Тема 5.2.
Электронные таблицы.
Содержание учебного материала
4
1
Электронные таблицы. Основные понятия и способ организации.
Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек.
Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу.
Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблиц. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Проведение расчетов в электронных таблицах и представление данных в наглядном виде, поиск информации. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия. Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов. Изучение графических возможностей электронной таблицы.
12
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Доклады по темам: Абсолютные и относительные ссылки, Фильтрация и поиск данных в электронных таблицах.
4
Консультация «Электронные таблицы»
1
Тема 5.3.
Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала
2
1
Организация баз данных. Основные элементы базы данных. Режим работы. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и записей.
Организац
·