Рабочая программа ЕН.02 Информатика для специальности Технология машиностроения 3 курс

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»


Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № ______ от _______________
председатель ПЦК________________________
(И.А. Давиденко)

«УТВЕРЖДАЮ»
зам. директора по УР
______________ В.И. Пархоменко
«____»___________ 2015 г.


Проверено
Методист ____________ Т.П. Ставропольцева













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 02 ИНФОРМАТИКА




















2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.


Организация-разработчик: областное государственное автономное образовательное профессиональное учреждение «Белгородский политехнический колледж»

Разработчик:
Безухова Елена Александровна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».






СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17



1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 162,
в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;
– лабораторных и практических занятий, включая семинары – 72 часа;
– самостоятельной работы обучающегося – 54 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
72

контрольные работы
-

Самостоятельная работа студента (всего)
54

в том числе:


составление таблиц
2

подготовка сообщений
12

подготовка докладов
6

подготовка рефератов
14

составление схем
12

консультации
4/4

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 «Информатика»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1.
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.
16


Тема 1.1.
Информация, информационные процессы и информационное общество.
Содержание учебного материала
2



1
Основные понятия. Понятие информации.
Носители информации.
Виды информации.
Кодирование информации.
Измерение информации.
Информационные процессы.


1




Информационное общество.
Информатизация общества, развитие вычислительной техники.




Лабораторные работы
-



Практические занятия Информация, информационные процессы и информационное общество.
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Решение задач и составление таблиц по темам: Кодирование информации,
Измерение информации, Классификация информационных процессов.

2



Консультация «Кодирование информации»
1


Тема 1.2.
Технологии получения, хранения, обработки и передачи информации.
Содержание учебного материала
2



1
Основные технологии работы с информацией.
Поиск и систематизация информации, хранение информации, передача информации в технических системах.

1


2
Основные понятия автоматизированной обработки информации.
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Кодирование информации и составление алгоритмов для решения технических задач.
4



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся. Написать реферат: «Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации».
2



Консультация «Основные технологии работы с информацией»
1


Раздел 2.
Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение.
50


Тема 2.1.
Логические основы устройства компьютера
Содержание учебного материала
4



1
Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач.
Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

1


Лабораторные работы
-




Практические занятия. Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Функция импликации. Функция эквивалентности.
6



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Написать доклад: «Таблица истинности логического выражения»
Равносильность логических выражений.

2


Тема 2.2.
Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.
Содержание учебного материала
4



1
Общий состав и структура персональных ЭВМ.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Внутренняя архитектура компьютера: процессор, память.
Периферийные устройства. Клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик.
Мультимедийные компоненты.
Программный принцип управления компьютером.
Виды программ для компьютеров. Инсталляция программ.

2


Лабораторные работы




Практические занятия.
Изучение архитектуры персонального компьютера
6



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Составление схемы подключения периферийных устройств компьютера.
Составление таблицы классификации программного обеспечения компьютера.
6



Консультация «Таблица истинности логического выражения»
1


Тема 2.3.
Операционные системы и оболочки.
Содержание учебного материала
2



1

Операционная система. Разнообразие операционных систем.
Виды операционных систем. Виды, назначение, состав, загрузка.
Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен.
Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. Ввод команд.


2



Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Изучение работы справочной системы.
Настройка операционной системы.
Выполнение операций с каталогами и файлами.
Создание, установка свойств и удаление ярлыков. Изучение приемов набора текста в простом текстовом редакторе. Оформление шрифтами. Форматирование текста. Печать текста.

4



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение рефератов по темам: Операционные системы и их виды. Файловые системы и их виды.
4


Тема 2.4.
Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты.
Содержание учебного материала
2



1
Общий обзор, назначение и возможности, порядок работы прикладных программ. Файловые менеджеры.
Программы-архиваторы.
Пакеты утилит.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Выполнение операций с каталогами и файлами посредством файлового менеджера.
4



Контрольная работа
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Составление схем классификаций файловых менеджеров, программ – архиваторов.
4



Консультация «Файловые менеджеры»
1


Раздел 3.
Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.
11



Тема 3.1.
Вредоносные программы и компьютерные вирусы. Методы защиты и антивирусные программы.
Содержание учебного материала
2



1
Защита информации от вредоносных программ.
Защита информации от несанкционированного доступа.
Необходимость защиты. Криптографические методы защиты.
Защита информации в сетях. Электронная подпись.
Контроль права доступа.
Архивирование информации как средство защиты.

1


2
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Тестирование на наличие компьютерного вируса, лечение зараженных файлов.
4



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка сообщений по темам: Виды вредоносных программ,
Загрузочные вирусы, Файловые вирусы, Сетевые вирусы.
4



Консультация «Защита информации от компьютерных вирусов»
1


Раздел 4.
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации.
11


Тема 4.1.
Компьютерные телекоммуникации.
Основные услуги компьютерных сетей.
Содержание учебного материала
2



1

Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей. Гипертекст. Сеть Интернет: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.

2


Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Осуществление передачи и получения сообщений по электронной почте.
Разработка и создание web-страницы или web-сайта.
4



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Написать реферат «Сетевой контроллер. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети»

4



Консультация «Компьютерные телекоммуникации»
1


Раздел 5.
Прикладные программные средства.
66


Тема 5.1.
Текстовые процессоры.
Содержание учебного материала
2



1


Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов. Копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагмента текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование документов. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ объектов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Работа с многостраничными документами. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.

2


Лабораторные работы
-





Практические занятия. Создание документа, набор и редактирование текста. Шрифтовое оформление и форматирование текста. Сохранение документа. Вставка в тестовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка. Редактирование набранного текста. Разбиение на страницы. Распечатка текста на печатающем устройстве.

10



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся. Реферат: Комплексное использование возможностей MS Word для создания документов.
4


Тема 5.2.
Электронные таблицы.

Содержание учебного материала
4



1


Электронные таблицы. Основные понятия и способ организации.
Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек.
Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу.
Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Оформление таблиц. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Проведение расчетов в электронных таблицах и представление данных в наглядном виде, поиск информации. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице.


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия.
Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов. Изучение графических возможностей электронной таблицы.

12



Контрольная работа
-



Самостоятельная работа обучающихся.
Доклады по темам: Абсолютные и относительные ссылки, Фильтрация и поиск данных в электронных таблицах.

4



Консультация «Электронные таблицы»
1


Тема 5.3.
Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала
2



1


Организация баз данных. Основные элементы базы данных.
Режим работы. Создание формы и заполнение базы данных.
Оформление, форматирование и редактирование данных.
Сортировка информации. Скрытие полей и записей.
Организация поиска и выполнение запроса в базе данных.
Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчета.