Методические рекомендации «Использование техник графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроках английского языка для развития универсальных учебных действий в рамках личностно — риентированного обучения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
813562016560800081356201656080008135620165608000
8135620165608000
Использование техник графических способов
представления информации в разных видах деятельности на уроках
английского языка для развития универсальных учебных действий
в рамках личностно-ориентированного обучения
Методические рекомендации
Автор: Буркова Е.Н.
учитель английского языка
г. Югорск2013год
Аннотация
Методические рекомендации подготовлены учителем английского языка высшей категории Бурковой Е.Н. Данная работа представляет методический материал техник графических способов представления информации по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В пособии продемонстрированы возможности применения техники графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроке английского языка: готовые графические схемы техник, примеры и рекомендации по их использованию. В помощь учителю предложены, разработанные автором, алгоритмы и методические рекомендации для развития критического мышления при изучении темы (топика). Содержание пособия учитывает требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Предназначение методических рекомендаций заключается в том, что технология развития критического мышления через чтение и письмо поможет обучающимся оценить критически, творчески и продуктивно ту часть информационной среды, с которой они сталкиваются. Эта технология поможет учителю на уроках вовлечь учащихся в интерактивную деятельность, создать условия формулировать проблемы; структурировать материал; работать над речью учащихся; формировать нравственные понятия; классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения.
Содержание
Введение………………………………………………………………...4
Методологическая база педагогического опыта……………………...8
Понятийно-терминологический аппарат……………………………...9
Методические рекомендации по использованию техник…………....9
Развитие универсальных учебных действий средствами предмета..13
Алгоритм изучения темы …………………………………………...14
Ожидаемые результаты……………………………………………….15
Эффективность техник графических способов представления
информации……………………………………………………………19
Психологическая целесообразность педагогического опыта……....20
Социальная направленность педагогического опыта……………….21
Воспроизводимость педагогического опыта………………………...22
Ресурсное обеспечение ..…………………………………...………..22
Литература……………………………………………………………..23
Пояснительная записка
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических задач, стоящих перед обществом» чем, собственно и объясняется необходимость процесса модернизации системы российского образования. Сегодня новые социальные запросы определяют цели образования не столько как освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, но как развитие личности учащегося, способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность внедрения техник графических способов информации по технологии развития критического мышления в российскую школу становится всё более очевидной. Техники направлены на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, как результата использования знако - символических средств, что требуют от педагога «Стандарты второго поколения». Кроме того, я думаю, что никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества. Они направлены на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, включенного в межкультурное взаимодействие. Технологии открыты для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Опираясь на требования Стандартов, предъявляемых к современному образованию, педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, то есть развитие личности. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Развитие личности и мышления в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности.
Цель методических рекомендаций заключается в том, что в результате освоения навыков графических техник преобразования информации у обучающихся, происходит дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Мы живём в информационном обществе, следовательно, перед нами стоит заказ на ученика, у которого развиты определённые компетенции и компетентности. Наиболее важными компетенциями являются: информационная, коммуникативная, личностно – адаптивная, исследовательская. Кроме того, для того, чтобы наше будущее поколение смогло продуктивно жить в открытом обществе и иметь стойкую гражданскую позицию, необходимо развить у учащихся, такие важные познавательные навыки, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств и т.д. Технология развития критического мышления через чтение и письмо органично сочетается в рамках урока английского языка и способствует достижению поставленных современных целей и задач, обучающиеся способны решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания информации. Методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо соответствуют требованиям личностно-ориентированного обучения и работают в разных возрастных группах. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности обучающихся, координатором и консультантом. Как видим, актуальность представляемого педагогического опыта обусловлена двояко: с одной стороны, социальным заказом общества, с другой – необходимостью внедрения инновационных методик в процесс обучения.
Ожидаемые результаты:
обновление содержания образования;
развитие универсальных учебных действий;
совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания.
В теоретическом плане новизна данного педагогического опыта может рассматриваться в использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка в 5 – 11 классах. Технология разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил,Куртис Мередит), в нашей стране стала известна в России с 1997 г. Технология развивается в рамках проекта института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Организация уроков английского языка осуществляется на основе критического подхода к изучаемому материалу, заложенного в методической литературе работами:
- И.О. Загашева, С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской, где предлагаются методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы;
-Л.С Выготского, в основе лежит конструктивистская традиция, где мышление развивается в проблемной ситуации, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом;
- С. И.Векслера. Автор поясняет, что работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно - мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Данный опыт требует внесения принципиальных изменений в организацию работы на уроке английского языка (три стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия). Данная структура с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным. Создаются оптимальные условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения. Используемые техники отражают принципиально новый подход к обучению: с их помощью можно научить обучающихся обобщать и представлять текстовую информацию в графическом виде. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором, координатором и консультантом.
Пособие учитывает требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Инновационным является обоснование возможности использования методических приемов развития критического мышления с целью формирования универсальных учебных действий, показана динамика развития универсальны учебных действий. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.
Методологическая база педагогического опыта
Методологическая база педагогического опыта опирается на следующие принципы образовательного процесса, ориентированные на развитие личностных качеств учащихся:
- выявление субъектного опыта ученика, включая опыт предшествующего обучения;
- расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, постоянное преобразование информации в разных видах деятельности;
- развитие универсальных учебных действий;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности;
- обеспечение ученику возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
-выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке;
- возможность выбора способа деятельности;
- принятие ученика как личности, педагогический оптимизм, проявление уверенности в его творческом потенциале;
Целесообразность использования этих принципов подтверждается положительной динамикой развития универсальных учебных действий и учебных и творческих достижений обучающихся.
Понятийно-терминологический аппарат
Полнота и обоснованность отбора понятийно - терминологического аппарата ограничивается теоретическими основами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, требованиями новых федеральных государственных стандартов.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это сложный процесс творческого интегрирования идей, активный и интерактивный процесс познания.
Техники (приемы) – графические способы представления информации.
Методические рекомендации по использованию техник графическогопредставления информации
Кластер («гроздь»). (Приложение 1) С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров могут быть размещены: основополагающий вопрос, темы учебной программы, темы исследовательских работ учащихся. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Концептуальное колесо (Приложение 2)
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащиеся подбирают синонимы к слову (теме), находящихся в ядре понятийного «колеса», и вписывают в секторы колеса. Задание выполняется индивидуально или в группе. Данный приём обогащает лексический запас ученика.
Конструктивная таблица (Приложение 3)
(Знаем - Хотим узнать – Узнали)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Такое задание на уроках выполняем индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате.
Дерево предсказаний (Приложение 4)
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Денотатный граф (Приложение 5)
[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста, темы существенных признаков ключевого понятия. Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Фишбоун (Приложение 6)
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. При этом работа может варьироваться: индивидуальный путь, парная или групповая работа. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль.
Пирамида рассказа. (Приложение 7)
Этот прием используется при изложении содержания текста или темы Верхушка пирамиды представляет главного героя или название темы, далее в 2-х словах предлагается описание, в 3-х словах – описать место действия, в 4-х и последующих – основные события и развязку.
Инсерт (Приложение 8)
Инсерт–системная разметка для эффективного чтения и размышления. В процессе чтения мы иногда бываем не очень внимательны, что может привести к пропускам важных деталей. Для стимулирования более внимательного, вдумчивого чтения можно использовать методику «Инсерт». Учащиеся могут предложить свои варианты пометок на полях. Ставить их необходимо всякий раз, как что-то в тексте приковывает внимание по какой-либо причине. Результатам разметки может быть составлена таблица, в которую в виде тезисов заносятся сведения из текста.
“Mind-Map” (Карта памяти) (Приложение 9)
Карта памяти - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Гораздо быстрее просматриваются конспекты или обзоры с помощью карты памяти, легче запоминается и вспоминается, обучение происходит намного естественнее и интереснее. А поскольку карта памяти интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления.
Синквейн. (Приложение 10)
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
По окончании изучения каждой пройденной темы учениками разрабатываются и защищаются творческие проекты и мини - проекты, создаются коллажи и мультимедийные продукты (отчет по изученной теме, сообщения о дополнительно изученном материале с использованием различных техник, а также кроссворды, тесты, головоломки); создаются и постоянно обновляются в методическом классном уголке выставки творческих работ по изученным темам с использованием техник: «кластер», «ментальная карта», «фишбоун» и так далее; проводятся интегрированные уроки (английский и физика -11класс), с использованием концептуальных таблиц, денотатных графов и схем. Например: «Изобретения, которые потрясли мир» (Радиоактивность, фотоэффект), «Выдающиеся учёные» (Мари́я Складо́вская-Кюри́); обучающиеся участвуют в проектной и научно – исследовательской работе.
Примеры
техники класс тема
кластер 7кл. Кузовлев В.П. My friend-Мой друг.
денотатный граф 9кл.Кузовлев В.П. Healthy living guide-
Здоровый образ жизни.
ментальная карта 8кл. Кузовлев В.П. Is your country a land
of traditions? -
Твоя страна – земля традиций.
пирамида рассказа 5 кл. Кузовлев В.П. Рассказ о семье. My family.
конструктивная таблица 7кл. Кузовлев В.П. Are we different or alike? – Мы разные или мы похожи.
инсерт10кл. Кузовлев В.П. Youth subcultures -
Молодёжные субкультуры.
ментальная карта 11кл. Кузовлев В.П. Inventions.- Изобретения.
инсерт8кл. Кузовлев В.П. Do you like traveling? – Ты любишь путешествовать?
Развитие универсальных учебных действий средствами предмета
Личностные - ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация: (Здоровый образ жизни 9 класс) - денотатный граф; (Мой друг» 6 класс Кузовлев В.П) – кластер; Я хочу и буду знать английский язык, потому что…Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски? (Значение английского языка – 9 класс Кузовлев В.П.) «фишбоун», «тонкие и толстые вопросы».
Регулятивные - организация учебной деятельности, т.е. способность к мобилизации сил и энергии, например при восприятии новой темы или работа с техниками, к преодолению препятствий (заучивание лексики), эмоциональная устойчивость (работа в группе или парная работа); Планирование путей достижения цели, целеполагание. Самостоятельный анализ условий достижения цели в новом учебном материале.
Познавательные - работа с информацией. Установление причинно – следственных связей. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях. Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…Какую информацию мне надо использовать, чтобы…
«Конструктивная таблица» -Что из прочитанного, услышанного я знаю и использую для…Что хочу узнать, чтобы…Узнала, для того, чтобы…(Молодёжные субкультуры» -10 класс Кузовлев В.П.), «Дерево предсказаний» Почему я пишу, говорю это слово, предложение Что я попытаюсь доказать? Что можно предположить?
Коммуникативные - социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие. «Инсерт» - Мне известно что… Это противоречит моим представлениям. Это является интересным и неожиданным, а также то, о чём бы мне хотелось узнать более подробно. (Изобретения11 класс, Кузовлев В.П.).
Алгоритм изучения темы (топика)
1.Вызов уже имеющихся знаний, обучающиеся вспоминают и анализируют имеющиеся знания (концептуальное колесо или рассказ-активизация по ключевым словам);
2. Обучающиеся задают вопросы, на которые хотят получить ответ (тонкие и толстые вопросы);
3. Обучающиеся строят предположения о содержании (дерево предсказаний);
4. Обучающиеся читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения: конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать – Узнали);
5. Непосредственный контакт с новой информацией, делают пометки на полях или ведут записи по осмысления новой информации; систематизация материала (графическая): кластеры, ментальная карта, таблицы, маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» Инсерт;6.Обучающиесясоотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления; Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
7.Обучающиеся классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;8.Обучающиеся своими словами выражают новые идеи и мысли, обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
9.Обучающиеся анализируют собственные мыслительные операции и чувства; Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе;
10. Самооценка и самоопределение: творческие, исследовательские или практические задания, монологическое высказывание наоснове осмысления изученной темы.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- уметь работать с текстами;
- уметь создавать собственные творческие работы, проекты;
- уметь рассматривать новую информацию вдумчиво и критически;
- представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации;
- уметь сотрудничать и работать в группе и др.
Метапредметные результаты:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Личностные результаты:
1. Высокая мотивация к информационной деятельности. Ценностное отношение к информации, источникам информации.
2. Сформированные рефлексивные умения. Толерантное отношение к чужому высказыванию, к противоположной точке зрения.
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, конкурсах, конференциях (школьный, городской, российский уровни).
4. Участие в проектной деятельности (школьный, городской уровни).
Овладевая культурой использования техник (приемов), школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия. Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать, сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение решения данной проблемы. По составленной схеме или таблице обучающиеся видят проблему целиком. Таким образом, данная технология обеспечивает формирование навыков работы с информацией, преобразования информации из текстовой формы в графическую и наоборот, что позволяет обучающимся выстраивать высказывания по любой теме.
Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебно-познавательных ситуаций, с другой, - их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Методы, входящие в методический инструментарий, имеют три отличительных признака: объявленную цель, способ усвоения учебного материала и формы взаимодействия субъектов учебного процесса.
Процессуальной основой реализации данного инновационного опыта является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Наряду с этим использовались и другие современные образовательные технологии: системно - деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, интеграция, ИКТ, проектный и исследовательский методы.
Практика показала, что наиболее продуктивно работают следующие методы: объяснительно-иллюстративный метод, направленный на получение информации, необходимой для проектной деятельности; репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний, умений и навыков в результате проектной деятельности; частично-поисковый метод, направленный на развитие мышления и воображения; проблемный, исследовательский метод - путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск; проектный, способствующий развитию комплекса универсальных учебных действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства: мультимедийная установка, музыкальный центр, аудио – видео записи языкового материала, иллюстрационный материал, лингафонный кабинет, дидактические материалы, комплект тренажеров для зрительной гимнастики.
Ученики нашей школы изучают английский язык по УМК М.З. Биболетовой “Enjoy English” и В.П. Кузовлева, в которых используются как страноведческие материалы, так и современные техники обучения, (денотатный граф, концептуальные таблицы), но эти техники не называются. Считаю целесообразно использовать технологию развития критического мышления на уроках английского языка. Данный инновационный опыт даёт пример системы работы по формированию универсальных учебных действий средствами различных техник на уроках иностранного языка. Опыт построен в соответствии с научными подходами к практике преподавания иностранного языка, а именно с учетом схемы освоения иноязычного материала, предложенной Е.И. Пассовым, согласно которой необходимо соблюдать следующие этапы: формирование грамматических навыков, формирование лексических навыков, совершенствование речевых навыков (на основе текста), развитие монологической и диалогической речи.
На каждом уроке освоения иноязычного материала с учетом формируемых универсальных учебных действий используются определенные техники, что отражено в данном пособии. В целом, целесообразность существования моего опыта в том, что использование технология развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения иностранному языку обеспечивает:
- возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;
- интерактивность обучения;
- вариативность объема учебного материала и уровней его подачи;
-возможность работы в разноуровневом классе, организацию дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления.
Для развития универсальных учебных действий на уроках используется техники в следующей учебной деятельности: группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (инсерт, денотатный граф), монолог по заданной теме (кластер, фишбоун, пирамида рассказа), постановка вопросов (тонкие и толстые вопросы), составление плана текста, монологического высказывания (знаем - хотим узнать – узнали, дерево предсказаний), конструирование и создание таблиц, схем и так далее.Учащиеся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Вот здесь мы можем применить технологию развития критического мышления учащихся. Основатехнологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Вызов (evocation): цель – вызвать имеющиеся знания, мотивировать учащихся, повысить активность. Осмысление (realization of meaning) цель – получение и осмысление новых знаний, соотношение с тем, что знали. Рефлексия (reflection): цель – обобщение, присвоение знаний, формирование собственного отношения, (на третьем этапе информация анализируется, творчески перерабатывается). Важно, чтобы в результате такого обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Условия работы технологии критического мышления: не критика, не негативность суждений, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, способность анализировать информацию, применять полученные результаты в стандартных и нестандартных ситуации. Преимущества техник графических способов представления информации:
- с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком;
- графика помогает наглядно и понятно представить структуру проблемы;
- использование схем позволяет сделать свое мышление более гибким, догматическое мышление превратить в критическое.
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Чтобы определить эффективность использования приёмов “Критического
мышления” на уроках английского языка, было проведено анкетирование
учащихся 10 – 11классов. Ученики выделили положительные и отрицательные
аспекты техник графических способов информации в разных видах
деятельности на уроках английского языка
Положительные и отрицательные аспекты практического применения технологии “Критического мышления” (точка зрения учащихся)
Эффективность техник графических способов представления информации:
- развивают самооценку и уверенность в себе;
- делают уроки более интересными;
- развивают чувство ответственности;
- дают возможность высказывать мнения, перенять опыт;
- способствуют инициативе учащихся;
- учащиеся имеют право на свое мнение;
- учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;
-учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;
- учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
- помогают создавать положительные эмоции.
Таким образом, необходимо использовать интерактивные методы обучения для того, чтобы учащихся были способны не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Она учит детей выражать и отстаивать свое мнение, вступать в спор, получать необходимую информацию и т.п. на английском языке.
Психологическая целесообразность педагогического опыта
Содержание и методика работы по использованию техник графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроках иностранного языка направлены на развитие личности школьника, учитывает психологические особенности возрастного периода.
Образовательный процесс обучения иностранному языку с помощью технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся способствует:
1) овладению обучающимися учебной деятельностью (в том числе самостоятельной) в единстве мотивационно - смыслового и содержательно-операционного (система ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности) и волевого (готовность к преодолению познавательных затруднений) компонентов;
2)формированию новой внутренней позиции обучающихся: направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
3)формированию научного типа мышления Ученик становиться субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Главной задачей учителя становится мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой. Эмоциональный настрой, полученный во время занятий, при использовании техник способствует сохранению психологического здоровья. Учащиеся 5-8классов охотно работают в группе по техникам, это удовлетворяет их запросы. Учащиеся 10 -11 классов предпочитают работать индивидуально, их интересует проектная или исследовательская работа. Знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эффективность использования приёмов развития критического мышления подтверждает анкетирование учащихся 10–11классов. Ученики выделили положительные аспекты техник графических способов информации в разных видах деятельности на уроках английского языка: класс лучше работает сообща; стало легче строить монолог/диалог, запоминать лексику; все активно участвуют в работе; повысилась мотивация, стали больше запоминать на уроке; глубже понимается содержание текстов; самостоятельная работа в классе развивает чувство ответственности; в классном уголке кабинета можем видеть творческие работы учащихся других классов (пирамида рассказа, кластер, фишбоун и т.д.).
Социальная направленность педагогического опыта
Социальную направленность представленного педагогического опыта можно рассматривать, как осуществление опыта вовлечения всех участников образовательного процесса. Главной задачей учителя становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создаёт атмосферу, в которой учащиеся хотели бы показывать свои чувства, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет и на интеграцию с другими предметами. На уроке английского языка учащиеся не испытывают утомляемость, так как происходит чередование приёмов в разных видах деятельности. Кроме того, используется валеологический подход при обучении английскому языку: приемы релаксации на языковой основе, зарядка для глаз (после работы на компьютере), чтение стихов с особым расположением строк.
В ходе реализации представленного педагогического опыта происходит повышение статуса педагога, так как учителю необходимо быть в курсе инновационных педагогических методик, изучать современные программные продукты. Более высокий результат обучающихся позволяет организовать участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах. Отражение социальной направленности представленного педагогического опыта можно увидеть и в успешной социализации выпускника и в его правильном профессиональном самоопределении. Содержание занятий основывается не только на программном материале, но и на запросах обучающихся.
Социальное партнерство с педагогами английского языка своей школы и школ города, с педагогами других предметов, родителями, методическими работниками школы способствуют формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе. Успехи учащихся способствуют профессиональной самореализации учителя, который представляет свой опыт на различных уровнях.
Воспроизводимость педагогического опыта
Воспроизведение представленного инновационного педагогического опыта не требует особых затрат. Изучить технологию развития критического мышления через чтение и письмо возможно в условиях самообразовательной деятельности. Практические умения по применению инновационных методов обучения приобретаются в процессе организации учебной деятельности. В условиях перехода на стандарты второго поколения данная инновация особенно актуальна и востребована педагогическим сообществом, так как отражает концептуальные установки образовательной политики.
Эффективность использования данного опыта подтверждается результатами мониторинга: 100% освоение государственного образовательного стандарта по английскому языку, качество стабильно высокое 69% - 74%; приемы классифицирования, структурирования, анализа информации (по теме) освоили 75% учащихся; умение работать с различными техниками - 75% учащихся; представление информации в доступном виде с применением ИКТ- 80% учащихся.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Реализация представленного педагогического опыта требует от учителя желания изучить теоретические основы развития технологии развития критического мышления через чтение и письмо. А также знаний методологии проектного, исследовательского обучения, информационно-коммуникационных технологий. Техническое обеспечение образовательного процесса: наличие лингафонного кабинета, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор, предполагается выход в систему Интернет.
Библиографический список
1.Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, - М.: Наука, 1974
2. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически/И.О. Загашев, С.И. Заир Бек, Муштавинская И.В – СПб. Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
3.Заир Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир Бек, Муштавинская И.В. – М.: Просвещение, 2004. – 175с. 4.КлустерД. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ , 2005. С. 5-13.
5. Кулькина Е.А. Приемы работы с учебными текстами по английскому языку на предтекстовом этапе.//Иностранные языки в школе, №5, 2007.
6. Соколова Г.И. Принципы и способы организации учебного исследования на уроках. – Самара. 2001г. – 77с.
7.Сухова Л.В.. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.//Иностранные языки в школе, №1, 2006.
8. www.standart.edu.ruhttp://fgos.isiorao. ru