Методическая разработка открытого занятия творческого объединения Мастерская игрушек Изготовление мягкой игрушки из помпонов
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Вознесенский районный Дом детского творчества»
Методическая разработка
по проведению открытого занятия
«Изготовление мягкой игрушки из помпонов»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Калачева Елена Васильевна
р.п. Вознесенское – 2017 г.
Тип занятия: практическое.
Цель занятия: обучение воспитанников конструированию и сборке из помпонов игрушки «Зайки».
Задачи:
1. Проверить знание предыдущего материала, самостоятельного выполнения помпонов.
2. Сформировать знания об истории игрушки, помпона.
3. Ознакомить с идеями применения помпонов в декорации интерьера, одежды, игрушек.
4. Обучить сборке игрушек из помпонов.
5. Способствовать воспитанию культуры поведения на занятии.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы: мультимедийная презентация, образцы игрушек из помпонов, фотографии готовых изделий, ножницы, лекало, картон, нитки, игла, клей, большой помпон. Литература: Крупенина Н. Б., «Игрушки из помпонов», М., 2010.
Структура занятия:
1.Организационная часть:
- приветствие воспитанников;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы и цели занятия;
- проверка подготовки необходимых материалов и инструментов;
- инструктаж по технике безопасности;
2. Основная часть:
- закрепление изученного материала на предыдущем занятии;
- объяснение нового материала, рассказ об истории игрушек, помпонов, интересные факты о помпонах, просмотр готовых образцов игрушек из помпонов;
- прочтение сказки о помпоне;
- практическая часть: выполнение помпонов, сборка игрушки, оформление крыльев, приклеивание глаз.
3. Заключительная часть:
- подведение итогов;
- просмотр выполненных игрушек;
- поздравление присутствующих;
- рефлексия – проверка эмоционального состояния воспитанников;
- получение воспитанниками домашнего задания;
- уборка рабочего места.
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, ребята. Для начала проверим посещаемость занятия
Кто у нас отсутствует?
Тема нашего занятия «Изготовление мягкой игрушки из помпонов»
Целью занятия станет обучение мною вас конструированию и сборке из помпонов игрушки «Зайка».
Для успешного проведения занятия необходимы инструменты и материалы, такие как: плотный картон, ножницы, нитки, игла с большим ушком. Проверьте наличие перечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют). Все ли из вас готовы к уроку?
Дети: Да
Педагог: В начале занятия прослушайте правила безопасности на занятии:
Содержите рабочее место в чистоте, уберите посторонние предметы;
Во время работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других;
Передавайте колющие и режущие предметы и располагайте на столе ручкой от себя;
Ножницы во время работы должны находиться справа кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты, при работе с ними необходимо следить за направлением резания, придерживая заготовку пальцами левой руки;
Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
Не режьте ножницами на ходу;
Не пользуйтесь кривой иглой, не втыкайте её в одежду или случайные предметы, поломанную иглу отдайте педагогу;
Не берите иглу, бусинки, пуговицы, нитки в рот;
Не перекусывайте нитку зубами.
Педагог: На предыдущем занятии мы с вами научились делать помпоны. Что же такое помпон?
Дети: «Помпон» (в переводе с французского - великолепие, торжественность) - это шарообразное украшение из каких-либо ниток.Педагог: Мы с вами уже научись делать помпоны, давайте вспомним способы изготовления помпонов.
(педагог показывает схемы выполнения помпона)
Педагог: Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны?
Дети: «Украсить ими шапочку, одежду», «Пришить к сумочке», «Сделать из них игрушку», «Повесить дома как украшение».
Педагог: Конечно же, вы правы! Но помпоны можно использовать и в других случаях. В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов. (показ фото)
Педагог: (показ фото) Посмотрите на фотографии, какие яркие вещи можно сделать из помпонов! Это и коврики для интерьера и украшения для детской комнаты и гостиной, сумочки, подушки, шапочки, шарфы, игрушки. И всё это сделано из маленьких пушистых шариков, которые мы с вами уже научились делать! С этим умением вы можете стать настоящими домашними дизайнерами и преобразить свою комнату или даже всю квартиру!
Сегодня мы с вами будем собирать из помпона настоящую мягкую игрушку «Зайка», такой вы не купите ни в одном магазине, и будете гордиться ею, потому что ни у кого, кроме вас, такой не будет.
Педагог: Что такое игрушка и об её истории нам расскажет Оля.
Дети: Мягкая игрушка — это игрушка из меха или другой мягкой ткани, пряжи, предназначенная для игры…
Педагог показывает фото
Педагог. Сегодня нам предстоит большая работа. Нам необходимо будет вырезать из картона 2 шаблона и сделать с их помощью разные по размеру помпоны. Для этого мы должны будем вырезать из картона лекало и навить на него нитки. А если кто-то хочет сделать полосатый помпон, то навивку ниток на шаблон делаем поочередно: один слой - один цвет, следующий слой - другой цвет, и так повторяем, пока внутренне колечко шаблона закроется полностью.
Как только Вы полностью и равномерно закроете шаблон по кругу коричневыми нитками, нить обрежьте, ее хвостик спрячьте под витки.
Если нить закончится в том месте, когда навивать останется совсем чуть-чуть, добавьте нить и закройте шаблон одним слоем коричневой навивки. Больше не нужно, иначе полоски будут очень широкими, а значит некрасивыми. Далее берем нить желтого цвета.
Снова делаем навивку по кругу, закрывая весь шаблон так, чтобы навивка была равномерной, и прежних коричневых ниток не было видно.
Как только равномерно закроете все коричневые нитки, нить обрежьте, хвостик спрячьте под витки.
Снова возьмите коричневую нить. И навейте до тех пор, пока игла может пройти сквозь отверстие. Важно, чтобы навивка была равномерной по всему кругу.
Теперь разрезаем наш будущий пушистый и полосатый помпон. Связываем посередине ниткой, раздвигая аккуратно ниткой картонные лекала. Помпон готов, нитки не обрезаем.
Педагог. А сейчас я вам загадаю загадку:
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто он, угадай-ка!
Ну конечно … !Дети. Это зайка!
Педагог. Молодцы, угадали! Заяц - это животное из семейства Зайцы (Leporidae). Это семейство включает наиболее крупных представителей отряда, длина тела которых 30—60 см, редко более. Уши у них длинные (не менее 50% длины головы), заостренные на конце, у основания они образуют трубку. Задние ноги у болыпинства видов значительно длиннее передних (по скелету на 20—35%). Хвост очень короткий, но, за исключением одного вида, заметный снаружи. Тело в большинстве случаев стройное, несколько сжатое с боков. Волосяной покров разнообразен — от пышного и мягкого до короткого и щетинистого. У многих видов длина волос и их густота, а также окраска меняются по сезонам.В целом окраска меха чаще тусклая, серо-бурая. Подошвы лап покрыты густой щеткой волос, и подушечки пальцев никогда не бывают голыми. Кожа относительно тонкая, непрочная.
Большинство зайцев живёт на поверхности земли, поэтому окраска их меха, как правило, сливается с местностью. Прекрасным примером камуфляжа служат полярные зайцы и американские беляки. С наступление холодов они одеваются в белую зимнюю шубку, делающую их совершенно незаметными в глубоких снегах. Зато весной белый наряд линяет, и вместо него отрастает серый летний мех.
Наша зайка, которую мы сделаем, будет радовать и согревать вас и ваших друзей, всех, кто с ней захочет поиграть. Поработать нам придётся немало, да и сама зайка очень большая труженица! Недаром русский народ сочинил много пословиц и поговорок, стихотворений, сказок, рассказов. А знаете ли вы стихи про зайчика?
Дети:
У пенька
Зайчиха, сидя у пенька,Учила шустрого сынка:- Будь смел,Не хвастай и не ври!Чужой капусты не бери!Не жми при встречеВолчьих лап!Не обижай того, кто слаб!Не смейся над чужой бедой!С голодным поделись едой!Обидных кличек не давай!Осла глупцом не называй!Ещё запомни сын:НеловкоДарить мышонку мышеловку,Лисе - капкан,Ершу - крючок,А поросёнку - пятачок!
Г.Ладонщиков Педагог: Хорошее стихотворение, доброе… Молодец! А теперь мы приступим к выполнению игрушки «Зайка».
Заяц состоит из двух помпонов:
1. Голова - это круглый белый помпон. Круглый помпон мы делаем из шаблона диаметром 4 см..
2. Тельце - это тоже круглый, белый помпон, но используем шаблон диаметром 5см.
Пока вы навиваете на шаблон нитки, я прочитаю вам сказку, которая называется «Откуда у Зайца белая шубка». А вы знаете, что раньше у Зайца не было теплой белой шубки. Зимой и летом бегал он в одном и том же сереньком зипуне. Однажды зимой забрался он под старую ель. Попрыгивает, поскакивает, лапками по бокам похлопывает: очень уж холодно в ту пору было. «— Эх, — думает, — несчастная моя жизнь. Каждую зиму замерзаешь. Да еще и трясешься от страха: как бы волк не задрал, как бы филин не поймал, как бы лисица не задавила. Вот был бы я человеком — сидел бы в теплой избе, ел пироги с капустой да с морковью, на улицу выходил бы в шубе, в лаптях да теплых онучах…» Размечтался Заяц и не заметил, как Волк к нему подкрался. Еле выскользнул косой из его зубастой пасти. Заверещал, заплакал — точь-в-точь как маленький ребенок. А Волк по пятам бежит, ни на шаг не отстает, вот-вот догонит… Той порою в лес пришли старик со старухой, чтобы хворосту нарубить. Слышат, будто ребенок где-то плачет. А были они бездетные, тихо и пусто было в их доме — ни сынка нет, ни дочки. Вот и говорит старуха: — Слышишь, старик? Будто ребенок плачет. Пойдем, подберем — вот радость-то на старости лет нам выпала! И пошли они в ту сторону, где Заяц кричал. А тот летит не разбирая дороги, так прямо на стариков и выбежал. Взял его старик за уши и сунул за пазуху. А Волк увидел людей — ив чащобу скорей. Принесли старики Зайца домой — не нарадуются, не знают, как и угодить ему. Старуха пироги с капусткой и морковью печет, старик колыбельку лыковую плетет. Посадили Зайца на лавочку, пирогами угощают, горячими блинами с молочком да с маслицем. Напоили, накормили, в колыбельку спать уложили. Старик Зайцу белые валенки катает, старуха белую шерсть прядет, варежки да тулупчик вяжет. Стал Заяц у стариков в дому жить, белые валенки, варежки и тулупчик носить, пироги есть. Да вот беда — жарко, душно в избе, дымом пахнет, да и пироги уж приелись. Не понравилось Зайцу человеческое житье. Стал он в лес проситься. А старики не отпускают. Уговаривают остаться. Вот положила его старуха вечерком в колыбельку и песенку запела, а Заяц ей подпевает: — Куда ты, мой зайчик, собрался бежать? — В осинник, чтоб горькой коры поглодать. — Где ты, мой мальчик, так лапки побил? — Об наст свои косточки я раздробил, — Где же ты хвостик свой потерял? — Мой хвостик охотничий пес -оторвал. — Ушки запачкал ты чем, не пойму? — Сажей запачкал их в вашем дому… Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулупчике, белых варежках, белых валенках — самокатках. В них и ходит с тех пор зимой. А летом свой наряд под кустик прячет. Вам эта сказка, а мне — кадка масла!
Педагог: Итак, теперь собираем мягкую игрушку - зайку! Но в сначала давайте сделаем физминутку.
Физминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочкеЗайцы – серые клубочки(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).Прыг – скок, прыг – скок –Встал зайчонок на пенек(Прыжки вперед – назад)Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.Раз! Шагают все на месте.Два! Руками машут вместе.Три! Присели, дружно встали.Все за ушком почесали.На четыре потянулись.Пять! Прогнулись и нагнулись.Шесть! Все встали снова в ряд,Зашагали как отряд.
Ну а теперь, ребятки, подготовленные два помпона подравниваем с помощью ножниц, то есть все нитки должны быть одной длины.
Затем на большом помпоне нити с помощью иглы протаскиваем сквозь помпон к месту присоединения головы.
Соединяем помпоны, перевязав их между собой теми нитями, которыми перетягивали навивку на шаблонах. Затягиваем нити, придавая помпонам форму зайки, завязываем на узел. Туловище зайца готово.
Из картона, фетра, драпа или любой плотной неосыпающейся ткани делаем лапки и ушки и пришиваем. Ножки и ушки сделайте желаемой длины, Из фетра или драпа вырежьте глазки. Лучше использовать два цвета. Белого или любого светлого для большого кружка или овала, а темного для собственно зрачка. Такие глазки будут очень выразительными. Можно также использовать цветную бумагу, бусинки или пуговицы
С помощью нитки с иглой пришейте их к голове вот так:
- вденьте нитку в иголку, проколите две детали глаза (или отверстие в пуговке) и сразу пришейте одним стежком к голове, а именно протащите сквозь помпон иглу, вытащите ее на месте второго глаза. Сразу на иглу оденьте обе детали второго глаза (или пуговку), и снова протащите сквозь помпон, вытаскивая иглу на месте, где будет ротик зайки.
- ротик тоже вырежьте из фетра или драпа, или используйте бусину, пуговку. Так же закрепите одним стежком. Иглу вытащите в любом месте помпона, сделайте узелок, нитку обрежьте.
Такие детали как глазки, ротик и даже лапки и ушки можно приклеить, если используете фетр.
А пришитые на нитку, они будут долговечными, т.к. это очень надежный способ закрепления мелких деталей на мягкой игрушке.
Педагог: Игрушка Зайка готова! Полюбуемся результатом! Проведите самооценку, как вы думаете, ребята, всё ли у вас получилось?
Дети: Получилось!
Педагог: столкнулись ли вы на занятии с трудностями?
Дети: Нет!
Педагог: Всё ли вам было понятно?
Дети: Да!
Педагог: Понравилась ли вам зайка?
Дети: Да!
Педагог: Хотели бы вы сделать еще игрушки из помпонов?
Дети: Да!
Педагог: А теперь давайте устроим выставку наших зайчиков! Какие они у вас получились красивые!
(дети выкладывают на стол игрушки и оценивают друг друга)
Педагог: ребята, на моем столе лежат два флажка, красный и синий, если вам понравился сегодняшний урок, то возьмите красный, а если нет, то синий, и возвращаемся на свои места.
Спасибо ребята! Вижу всем все понравилось. А домашнее задание у вас будет интересное и творческое. Зайке очень нужен дом, и она просит вас нарисовать на альбомном листе дом для нее. Нарисуете ребята?
Дети: Нарисуем!
Педагог: Ну что ж, поработали мы сегодня хорошо, с заданием справились! Молодцы! На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте привести своё рабочее место в порядок! До свидания!