Мастер-класс Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы с применением приемов и технологий системно-деятельного подхода
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня в этой аудитории собрались многоопытные педагоги, которые хотят чему-то новому научиться у нас, конкурсантов. Хотя мне кажется, что нам всем есть чему поучиться у вас.. Все мы разные, методы и подходы в работе у нас тоже разные, но есть у каждого своя изюминка, свои метод. Я хочу сегодня поделиться с вами опытом работы творческой мастерской. Заранее говорю спасибо все, кто поддержит меня в проведении мастер-класс.
Тема моего выступления Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы с применением приемов и технологий системно-деятельного подхода
Я хочу рассказать вам о методе творческой мастерской. Свое название технология получила потому, что в ней есть мастер, который создает алгоритм действий творческого процесса, он участвует в решении задачи, создает алгоритм действий, но на равных с учениками.
В технологии мастерских главное – не сообщить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа ведется в основном в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным. Главная задача мастерской – неуспеха не бывает.
Педагогические мастерские разделяются на несколько типов в зависимости от участников, целей и способов деятельности учителей выделяются мастерские письма, мастерские построения знаний, мастерские по самопознанию, мастерские отношений и ценностных ориентаций.
Главной образовательной целью этих занятий является развитие коммуникативных УУД. Большое внимание в предлагаемых уроках уделяется анализу художественных и публицистических текстов, от которого зависит успешное создание творческой работы.
Во многих уроках образовательной целью является перспективная подготовка к написанию творческой работы на ОГЭ и ЕГЭ.
Основные этапы мастерской
Индуктор (наведение) создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором может быть слово учителя, (Стихотворение предмет, звук, мелодия. Рисунок, презентация произведения искусства, кадр из фильма)Деконструкция – работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами) Проще говоря разбираем текст на детали, а потом пользуемся им как материалом для создания собственного текста.
Реконструкция – создание своего текста, гипотезы, проекта.
Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в парах, малых группах, представление . Задача этого этапа не только оценить работу другого, сколько провести самокоррекцию. Каждый сравнивает свою работу с другими, осваивая все возможные открытия)Афиширование – представление своей работы.
Разрыв – кульминация творческого процесса6 озарение, новое видение предмета, разрыв побуждает к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Анализ движения своей собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Что открыл для себя? Что вызвало интерес? Что не понял?
Предметная тема: "Понятие СЧАСТЬЕ в притчах и поэзии"
Цель: Создать условия для овладения методами аналитико-синтетической переработки информации средствами технологии творческих мастерских
Стадия вызова
Задачи: актуализация имеющихся у учащихся знаний, пробуждение познавательного интереса, определение темы и цели урока, определение затруднений
Выбери сердечко
Красный - способствует активности, уверенности, дружелюбию.
Оранжевый – способствует креативному мышлению.
Желтый - организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Зеленый - способствует росту и изменению, привлечению энергии, излечивающий недоверие или сомнение.
-Выбранные Вами цвета, я надеюсь, настроят Вас на активную деятельность. Нам на занятии сегодня необходимы качества: активность, уверенность, креативность, толерантность, быстрое принятие решений. И я уверена, вы обладаете ими.
2. Часть I
Индуктор:
Послушайте стихотворение Э. Асадова и ответьте на вопрос : о чем идет речь.
Что же такое это?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что оно -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что все -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А оно, по-моему, просто
Бывает ……
-Обсуждение. О чем идет речь?
-Закончите стихотворение своими строчками.
-Сравните со строчками Асадова:
А оно, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!.-Вспомните что-нибудь, связанное с этим словом. Расскажите об этом друг другу в парах.(3-4мин.) Вспомните произведения в которых говорится о счастье.
Социализация (озвучьте то, что написали)
- Мы действительно сегодня поговорим о счастье. Вспомните что-нибудь, связанное с этим словом
Стадия осмысления
Задачи: получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме в виде нового правила
Часть II.
Деконструкция: Напишите на листе бумаги слово «счастье» Выберите цвет ручки или карандаша
1. подберите однокоренные слова разных частей речи (1-2 мин.)
- социализация: Озвучьте то, что написали (остальные могут пополнить свой список)
2. запишите ассоциации к этому слову (желательно также разные части речи, можно словосочетания, короткие предложения) (3 мин.)
- социализация
3. Подберите к этому слову созвучные или рифмующиеся слова, «поиграйте» с этим словом, переставляя буквы и т.п. (2-3 мин.)
- социализация
4. запишите синонимы и антонимы к слову «счастье» (2-3 мин.)
- социализация
5. Сформулируйте свое определение слова «счастье» (2-3мин.)
- социализация
6. Выберите одно ключевое слово, определяющее ваше понимание счастье (синоним слова «счастье») (1-2 мин.)
- социализация
7. Нарисуйте счастье(3-4 минуты)
-социализация
8. Выберите из всех записей одно ключевое слово, это будет название будущего текста.
ЧастьIII.
Реконструкция
Напишите свой небольшой – несколько предложений - текст с выбранным названием, максимально используя все сделанные ранее записи (4-5 мин.)
-социализация. Прочитать вслух все тексты друг другу в паре(10-15 минут.)
-Какой жанр в литературе в наибольшей степени ассоциируется у вас с темой счастья (стихи, притчи, сказки - фольклор) Почему?
1. Прослушайте небольшой рассказ.
Села бабочка-однодневка на многолетнюю бруснику и начала восторгаться всем, что умела увидеть:
- Солнце-то какое доброе и красивое! Роса - никакие самоцветы с ней не сравнятся! А луг-то какой зеленый, небо какое синее! А воздух? У меня даже не хватает слов, чтобы описать его! Одно только могу сказать: слава Богу - за всё! Я так счастлива!
«В чем же здесь счастье. Обыкновенный день. - подумала брусника, а вслух сказала:
- Ничего, завтра ты ко всему этому привыкнешь!
- Завтра для меня уже не будет, - печально ответила бабочка, навсегда закрывая глаза. Брусника оглянулась, увидела прекрасный солнечный день, яркое небо, чистый воздух и подумала: «Надо же -столько лет живу, и ничего этого не замечала!» И брусника со стыдом призналась себе, что почти за сто лет она не увидела и, самое главное, не оценила всего того, что успела эта бабочка за один единственный день своей жизни.
-О чем идет речь в рассказе? Чего не увидела и не оценила брусника? Согласны ли Вы с бабочкой?
Каков жанр данного произведения? Почему, размышляя о счастье, мы используем притчу?
2.Сегодня я предлагаю познакомиться с разными притчами и, анализируя их, мы попытаемся понять, что народная мудрость понимает под счастьем и для всех оно разное или все-таки есть понятие «общего счастья».
3.Разделиться на группы в зависимости от выбранного цветного сердечка. Задание в группе: прочитать и проанализировать предложенные притчи и ответить на вопрос: в чем состоит счастье. Дайте свое название каждой притчи. Желающие могут выполнить задание индивидуально. (20 мин.)
-социализация: каждая группа (или участник) знакомит всех с результатами своей работы
III. Рефлексия
Задачи: обобщение изученного, выводы, анализ результатов деятельности на уроке
Рефлексия: фронтальная беседа.
-Сделайте вывод: существует ли определение общего счастья?
-Изменилось ли Ваше понимание счастья после урока?
-Может ли человек быть абсолютно счастлив всегда?
-Что нужно делать, чтобы быть счастливым?
-Почему мы выбрали жанр притчи в разговоре о счастье? Каковы особенности притчи как жанра?
-Составьте синквейн со словом СЧАСТЬЕ
-Прослушайте стихотворение Э. Асадова «Аптека счастья» и выскажите свое отношение к произведению. Читается по ролям
Исчезли все болезни человека.
А значит, и лекарства ни к чему!
А для духовных радостей ему
Открыт особый магазин-аптека.
Какая б ни была у вас потребность,
Он в тот же миг откликнуться готов:
- Скажите, есть у вас сегодня нежность?
- Да, с добавленьем самых теплых слов.
- А мне бы счастья, бьющего ключом!
- Какого вам: на месяц, на года?
- Нет, мне хотелось б счастья навсегда!
- Такого нет, но через месяц ждем!
- А я для мужа верности прошу!
- Мужская верность? Это, право, сложно...
Но ничего. Я думаю, возможно.
Не огорчайтесь, я вам подыщу.
- А мне бы капель трепета в крови.
Я - северянин, человек арктический.
- А мне - флакон пылающей любви
И пол флакона просто платонической.
- Мне против лжи нельзя ли витамин?
- Пожалуйста, и вкусен, и активен!
- А есть для женщин "Антиговорин"?
- Есть. Но пока что малоэффективен....
- А покоритель сердца есть у вас?
- Да, вот магнит. Его в кармашке носят.
Любой красавец тут же с первых фраз
Падет к ногам и женится на вас
Мгновенно. Даже имени не спросит.
- А есть "Антискандальная вакцина"?
- Есть в комплексе для мужа и жены:
Жене - компресс с горчицей, а мужчине
За час до ссоры - два укола в спину
Или один в сидячью часть спины...
- Мне томный взгляд для глаз любого цвета!
- Пожалуйста, по капле перед сном.
- А мне бы страсти...
- Страсти - по рецептам!
Страстей и ядов так не выдаем!
- А мне вон в тех коробочках хотя бы
"Признание в любви"! Едва нашла!
- Какое вам? Со свадьбой иль без свадьбы?
- Конечно же, признание со свадьбой.
Без свадьбы хватит! Я уже брала!..
Пусть шутка раздувает паруса!
Но в жизни нынче всюду чудеса!
Как знать, а вдруг, еще при нашем веке,
Откроются счастья аптеки?
Рефлексия: каждый отвечает на вопросы:
• Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными
• Какие этапы были наиболее трудными
• На какой ступеньке Вы находитесь:
•Работать было легко и интересно
•Испытывал незначительные затруднения (какие?)
•Работать так пока трудно
•Работать трудно, но интересно
•Какими видами источниками информации мы пользовались?
•Какие виды деятельности вы выполняли на занятии?
-Мне хочется Вам пожелать
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радугу, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, родные, все - для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, всему!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Счастье к вам само протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрям счастливый человек!
Э.АсадовДомашнее задание. Написать Вашу притчу о счастье или стихотворение
(по желанию) Найти словаре В. Даля пословицы и поговорки о счастье, а в словаре фразеологизмов устойчивые выражения со словом СЧАСТЬЕ
Приложение к занятию
Притчи
Притча №1
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек.
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» - ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда
Притча №2
Было это давно или совсем недавно, не важно. Да только пришел в одно селение путник. И остался в нем жить. Мудрый был человек. Людей любил, а особенно деток. А уж что руки золотые! Такие игрушки мастерил, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Да вот только незадача – поделки-то, слишком хрупкие. Обрадуется ребятня забаве, а она возьмет да и разобьется. Поплачут дети, а мудрец им новую игрушку смастерит. Да еще более хрупкую.
– Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? Ведь ты мудр и любишь их, как родных, - спрашивали у мастера родители. – Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько слез-то!
Улыбнулся мудрец:
– Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…
Притча №3
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Притча №4
Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
Притча №5
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Притча №6
Жил-был человек, и была у него мечта — отыскать самый большой в мире алмаз. Он день и ночь рыл гору, искал камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось. Женился человек, но жену свою почти не видел: целые дни пропадал в пещерах. Родилась у него дочь. Но и на дочь у него не было времени.
И вот однажды нашел человек огромный алмаз — чистой воды, такой, который в стакан с водой опустишь, а его и не видно совсем. Человек берёг алмаз как зеницу ока, хранил в ларце на мягкой подушке, и с ларца того глаз не спускал. Каждую свободную минуту проводил у ларца — любовался своим сокровищем.
Но вот однажды рассматривал он свой алмаз и увидел, что в нем есть маленькая трещинка. Схватился человек за голову: он был уже немолод и знал, что второго такого камня ему не найти. Решил он тогда огранить алмаз, чтобы скрыть дефект. Стал шлифовать камень, и как появились на нем грани, как сделался он бриллиантом, то заиграл на солнце всеми цветами радуги. Человек вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке на шею дочери, чтобы, когда она двигается, солнце играло в его любимом бриллианте.
И все, завидев дочь того человека, говорили:
— Какая красота неземная!
Но через некоторое время человек понял: люди говорили не о камне, за которым он охотился всю жизнь, а о его дочери, которая дана была ему Богом... Гоняясь за красотой, он не видел красоты в своем доме.
Притча №7
У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шел дождь, у младшего сына не сохли ткани. Жизнь у женщины была печальной и беспросветной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шел дождь, она радовалась за младшего сына, у которого все покупали зонтики. И она была счастлива, а жизнь наладилась.