Методическая разработка программы по истории


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №175 Ленинского района
г. Нижнего Новгорода
Аттестационная работа.
Методическая разработка раздела учебнойпрограммы по истории России«Русь во второй половине XII- XIII вв» 6 класс
Выполнила: Белякова
Ольга Владимировна,
учитель истории
и обществознания
высшей категории
Нижний Новгород
2013 г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………..…….……………3
2.Цели и задачи раздела…………………………………………………..3-4
3. Психолого-педагогическое обоснование………...…………………....4-5
4. Ожидаемые результаты………………………………………………...5-6
5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов………...……………………...……………… 7-15
6. Поурочное планирование по разделу…………...……………………15-18
7. Разработка урока……...……………………….………………………18-25
8. Список литературы………………………………………………………26
9. Приложение……………………………………………………………27-45Пояснительная записка.
Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Русь во второй половине XII- XIII вв.» - 8 часов по учебной программе А.А. Данилова, Л.Г. Косульной по истории России для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI» общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории.
Создана единая линия учебников по истории России 6-9 класс для первого концентра. Составной частью учебно-методического комплекса по Отечественной истории являются учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России.
Новизна курса состоит в том, что в нем представлены быт и нравы народа, роль православной церкви, менталитет русского народа. Курс отличается от других курсов, тем, что в нем нет обилия терминов и понятий, чрезмерной насыщенности содержания.
Цели и задачи раздела:
Формирование стройной системы знаний, фактов, событий, периода
политической раздробленности на Руси. Образование, развитие и
воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ,
характеристику, исторических личностей, событий того периода
ЗАДАЧИ:
1.Познавательная : Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.
2. Развивающая : Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода феодальной раздробленности; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.
3. Воспитывающая : Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества. Формирование стройной системы знаний, фактов, событий, явлений о Московской Руси XIV-XVI века. Образование, развитие и воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ, характеристику, исторических личностей, событий того периода.
3.Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала, обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.
Развитие интеллекта в младшем подростковом возрасте (10-13 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в средней школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
После 11 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
В подростковом возрасте происходит развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать учебный материал. Механическая память ухудшается, а логическая приобретает характер организованной и регулируемой.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируются индивидуальный стиль деятельности. Стремясь понять сущность явлений подростки задают много вопросов
Все это требует от педагога деликатности, вдумчивости и пристального внимания.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В ходе изучения раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии Руси в период феодальной раздробленности государства; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
В результате изучения раздела учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств во второй половине ХII-ХII I вв.;
- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: феодальная раздробленность; ордынское иго; присоединения русских земель к Литве.
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по отдельным тематическим блокам (феодальная раздробленности на Руси; главные политические центры Руси);
- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Юрия Долгорукова,, Даниила Галицкого, Чингисхана, Александра Невского, Евпатия Коловрата, Батыя ….
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории Руси во второй половине ХII-ХII I вв..
Личностные результаты изучения истории:-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству;-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;-понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.
Метапредметные результаты изучения истории:-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей);-использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей);-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация );-готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе;- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные результаты изучения истории:-формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;-овладение целостным представлением об историческом пути народов России;-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;-развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов.
Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: « Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность знания достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой платности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «неинтересно».
Эффективное обучение – не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся. В своей методике я использую деятельностный подход, предполагающий освоение материала с помощью универсальных учебных действий:
Личностных.
Регулятивных.
Познавательных.
Коммуникативных.
На обобщающих уроках я использую игровые подходы – форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Все эти подходы нацелены на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, а также способность самостоятельного решения поставленных проблем .Используемые технологии:
При изучении раздела «Русь во второй половине XII- XIII вв» используются технологии или элементы:
Технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников
Технология дифференцированного обучения
здоровьесберегающие технологии:
технологию сотрудничества
-проблемного обучения;
-критического мышления;
-эвристического обучения;
Обоснование используемых подходов:
Дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой понимаю организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебные задания, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – формы проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке следующие:
- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы ( с этим его знакомит учитель);
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
- обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управлении самим процессом работы;
- назначение самостоятельной работы- развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение;
- содержание работы, формы ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца;
- самостоятельная работа организуется так, что бы она вызывала навыки и привычку к труду.
По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.
В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся можно выделить четыре вида самостоятельных работ: воспроизводящая (работа по образцу), реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая (поиск ответа за пределами образца), творческая (получение принципиально новых знаний ).
В практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности, используемых в системе урочных и внеурочных занятий.
Рассмотрим их.
1.Работа с печатными источниками.
В наше время книга остается основным источником знаний. Поэтому развитию навыков самостоятельной работы с книгой, учебником, историческими документами следует уделять особое внимание, начиная со среднего звена школы. При объяснении учебного материала учебник всегда используется очень активно.
Составляется система вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ. Если в младших классах подбираются такие задания, что бы ответ содержался в одном предложении текста, то в старших классах предполагаются ответы обобщающего характера.
Если урок проблемного характера, то учащиеся сначала знакомятся с вопросами после параграфа, а затем, читая материал, ищут ответ.
Для развития речи, логического мышления младших и средних классов используются прием пересказа своими словами основной мысли прочитанного абзаца . Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное короткими, точными фразами, подводя тем самым учащих к умению создавать различные планы (простые, развернутые, устные, письменные, в виде вопросов, цитат, тезисов), а так же работать над написание конспектов. Целесообразно использовать памятку «Как составить конспект».
2. Техника активно-продуктивного чтения.
Итак, какие технологические приемы используются в технике активно-продуктивного чтения?
•Отсроченная отгадка
•Оценка текста
•Задай вопрос.
•Составь задание
•Кубик Блума
•Аналитик
•Пометки на полях
3.Техника сжатия полученной информации
•Дай определение
Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом или курсивом. Иногда на одной-двух страницах идет пояснение, а вот четкого определения нет.
Прием «Дай определение» - один из эффективных репродуктивных механизмов обучения. Современные учебники грешат описательностью, избытком второстепенной информации. Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Естественно, учитель накануне не объяснил, что определение понятий — это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления.
В определении исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно, и исторические персонажи, с кем связано данное явление.
•Сжатая информация(резюме)
Резюме как известно, это краткое изложение чего либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный параграф. Порой очень не просто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.
4.Техника интерактивного обучения
В научно- метадической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей практиков привлекает техника интерактивного обучения, основанная на интересе и приносящая удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходит в формате СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТ. Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель — КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы
5.Игры.
Одним из продуктивных методов, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные технологии значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Мною на уроке используются следующие игры.
•Игра «Аукцион»
•Игра «Реставрация»
•Игры - головоломки.
•Игра «Чистая доска»
•Игра «Переводчик»
•Игра «Три предложения»
Игра «Три предложения»- это несложная игра с некоторыми правилами в ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается по средствам правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника, или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот , у кого рассказ короче, при этом точно предается содержание. Предложение можно записать в тетради. В этом случае удобнее выделить победителя. Например, « поучение детям» Владимира Мономаха или особенности его правления.
И так, при использовании игр в процессе изучения нового материала на уроках истории России можно выделить следующую методику:
1.Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направленно на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнение и д.р.) или на развитие исторического воображения. А также задание работает и на занимательность обучения, таким образом, мотивируя, стимулируя, активизируя познавательные процессы школьников.
2.Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала .
3.Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры (при этом происходит объединение в единый процесс изучение нового материала и его закрепление).
Достоинство такой методики урока состоит в следующем:
1.Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение;
2.Ирга, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
3.Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса;
4.Посредством игры задействуется «ближняя перспектива в обучении»;
5.Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории России:
- способность к ретроспективному мышлению, мысленной реконструкции картины исторического исследования;
- способность к историческому сопереживанию;
6. Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные и осознанные знания.
6.Техника обратной связи
Рефлексия - («обращение назад», «отражение») - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
•Матрица контроля
Контроль проводится в высоком темпе для выявления усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. В такую блиц контрольную входит проверка владения терминами, фактами, причинно-следственными связями, другими нестандартными умениями. Включает в себя каждый раз одинаковое количество заданий, на каждое их которых дается по минуте. Задания записываются заранее на доске, или на плакате. Еще лучше распечатать и раздать на листочках каждому ученику. Это экономит время и улучшает психологический климат на уроке. Ученик не должен переписывать вопрос. Пишет номер задания и сразу выполняет его, выделив ответ. На каждого ученика заводится своеобразная матрица, где фиксируются результаты каждой такой блиц контрольной. Получая лист контроля, ученик пишет дату и напротив номера вопроса пишет правильный вариант ответа. Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмотреть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстроить индивидуальную трассу успеха каждого ученика. Добившись от учеников аккуратности в выполнении тестовых заданий, можно допустить и возможность самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы. В данном случае никакие исправления не допускаются. Это тоже помогает учителю в дальнейшей проверке. Любая помарка будет влиять на понижение оценки. Учитывая современную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой выполнения таких заданий.
•Базовый лист контроля
В любом учебном предмете есть основной «понятийный аппарат», определенная минимальная база знаний, без которых невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления об исторических событиях, их анализе, оценке и пр.
Составлением такой таблицы мы проводим своеобразную инвентаризацию данной темы, расставляем акценты. Все это работает на дальнейшую систематизацию знаний. Заполнение таблицы возможно как и закрепление изученной темы.
•ПОПС-ФОРМУЛА
Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд- Мэйсоном. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:
•П — позиция
•О — объяснение (или обоснование)
•П — пример
•С — следствие (или суждение)
•«Пять строчек» (синквэйн)
Еще один эффективный прием, рассчитанный на рефлексию учащихся. Как и в случае с ПОПС-формулой, ребятам предлагается задание, не требующее много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн часто называют «пятистишием».
•Буриме
Игровой прием, который позволяет развивать у детей фантазию, импровизацию. В отличие от традиционной игры «Буриме» в данном случае ребятам предлагаются не готовые рифмы, а помимо известных ключевых слов, слова и выражения, далёкие от «оригинала».
•Угадай слово («Да-нетка»)
Эта старая и очень популярная у студентов игра. Учитель или ученик (если играют две команды) загадывают слово, событие, какой-то термин, географическое название, теорему и т.п. Ученики задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
Можно ограничить время на вопрос в пределах 1 минуты или количество вопросов.
Основные типы используемых уроков
1. По дидактическим задачам:
Урок изучения нового материала
Урок формирования умений и навыков
Комбинированный урок
Урок повторения и закрепления:
2. Виды уроков:
Беседа.
Самостоятельна работа с учебником или с текстом документа.
Семинарское занятие.
Уроки с интерактивным методом обучения
Это нетрадиционные уроки.
К ним относятся:
Урок – лекция.
Урок – практикум.
Урок с дидактической игрой.
Урок – зачёт.
Технологии:
Дифференцированное обучение позволяет использовать индивидуальный подход к детям с разными способностями в одном классе. В соответствии с этим применяются методы:
-объяснительно-иллюстрированный;
- проблемный;
- эвристический;
- модельный.
Целесообразно использование следующих форм:
- организации деятельности учащихся (коллективная, фронтальная, индивидуальная);
- организации урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).
Методы обучения:
репродуктивные;
проблемно-поисковые- самостоятельное открытие или через управляемое открытие, наблюдение, выдвижение гипотез интуитивное и аналитическое мышление;
эвристический метод( обучать, опираясь на интерес);
логико-алгоритмический метод( компьютерные презентации, самостоятельные задания, использование компьютера при объяснении нового материала.
Формы организационной деятельности:
Фронтальная – совместная работа – полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Происходит соревнование, кто больше задаст вопросов или ответит на них.
Групповая работа - решение проблемных ситуаций через группу. Распределение обязанностей в группе способствует складыванию дружеской атмосферы.
Индивидуальная работа- ученик-книга, ученик-тетрадь, консультация учителя во время выполнения самостоятельной работы.
Парная работа: ученик-ученик, один говорит, другой слушает и наоборот
МЕСТО РАЗДЕЛА В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ.
История России. С древнейших времен до конца XVI века.
(6 класс 34 часа)
Тема 1. Русь Древняя. (10часов)
Тема 2. Политическая раздробленность на Руси(9 часов)
Тема 3. Русь Московская (13часов)
Повторение (1 час).
Итоговое повторение (1 час)
6.Поурочное планирование по разделу
 № урока  
Тема урока
    
Тип урока
   
Способы, приёмы организации учебной деятельности   
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1 Начало раздробления Древнерусского государства
 
Проблемный урок
  Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа. Раскрывать, объяснять причины возникновения феодальной раздробленности на Руси
Объяснять смысл понятия: феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок, Любечский съезд князей.Характеризовать личность и деятельность Владимира Мономаха
2-3 Главные политические центры Руси Урок самостоятельной работы при изучении нового материала.
  Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении.
  Объяснять смысл понятий республика, мужи, мятеж.
Раскрывать, в чем заключались причины перемещения центров политической жизни Руси
Характеризовать личность и деятельность Мстислава, Юрия Долгорукова, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Даниила Галицкого и давать им оценку.
Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Главные политические центры Руси».
4 Нашествие с Востока Комбинированный урок
  Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа.
  Показывать на исторической карте направления движения отрядов монголо-татар на Русь.
Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощенном варианте).
Высказывать и обосновать оценку действий русских князей.
5 Борьба Руси с Западными завоевателями Комбинированный урок Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа
. Показывать на исторической карте направления движения немецких рыцарей. на Русь, отмечать места основных сражений.
Систематизировать исторический материал о борьбе Руси с западными завоевателями. Характеризовать личность и деятельность Александра Ярославича Невского.
6 Русь и Золотая Орда Проблемный урок Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа Характеризовать организацию власти Орды над Русью, и формы борьбы русского народа с монгольским владычеством. Раскрывать последствия ига на Руси.
Объяснять смысл понятия: улус, баскак, «ордынский выход», ярлык.
Характеризовать личность и деятельность св. князя Михаила Черниговского, митрополита киевского Кирилла и давать им оценку.
7 Русь и Литва Проблемный урок Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий Давать характеристику польско-литовского государства , характеризовать его отношения с Русью. Раскрывать значение присоединения русских земель к Литве.
Характеризовать личность и деятельность Миндовга, Гедемина, Ольгерда и давать им оценку.
8 Культура Русских земель в XII- XIII Комбинированный урок Работа с текстом учебника, фронтальная работа Раскрывать особенности русской культуры периода феодальной раздробленности. Давать характеристику развитию основных направлений научных знаний, литературы, зодчества и живописи.
Оценивать влияние ордынского владычества на русскую культуру
Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощенном варианте).
7.Разработка урока
Предмет: истории России
Класс: 6-а (общеобразовательный)
Тема урока: «Нашествие с Востока» .Тип урока: комбинированный
Психолого-педагогическая характеристика класса:
6 «а»- общеобразовательный класс. В классе 25 человек: 13 девочек, 12 мальчиков, 2 человека -2000 гр, 17 человек-2001гр, дети в основном одного возраста.
Уровень умственного развития: низкий-2, ниже среднего-3, средний-6, выше среднего-12 человек, высокий-2. Внимание: объем-(высокий-5, средний-9, ниже среднего-6, низкий-5); продуктивность, устойчивость (высокий-5, выше среднего-5, средний-6, ниже среднего-6, низкий-3); распределение(высокий-4, выше среднего-4, средний-9, ниже среднего-1, низкий-7).
Память: преобладающий тип памяти (слуховая-1 7 человек, зрительная-8 человек).
Мышление (уровни):
анализ-высокий-3, средний-14, низкий-8;
обобщение-высокий-4, выше среднего-1, средний-12, ниже среднего-3, низкий-5;
гибкость-высокий-2, средний-10, ниже среднего-2, низкий-11.
7 учащихся из неполных семей, матери-одиночки-3.
Исходя из характеристики класса наиболее эффективно использование методик преподавания связанных со зрительной и слуховой памятью, использование приемов обобщения и анализа, дифференцированный подход.
Возможно, возникнет проблема включения в учебную деятельность основной массы учащихся при смене деятельности (низкий уровень гибкости мышления). Для этого необходимо предусмотреть дополнительные вопросы для включения учащихся в новый вид деятельности и дополнительное время.
Целесообразно использовать элементы технологий эвристического и дифференцированного обучения, объяснительно-иллюстрированный метод. Формы организации деятельности учащихся (коллективная, фронтальная, индивидуальная). Формы урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.
Задачи урока:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;
3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.
III. Воспитательные:
1)Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
2)подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
Тип урока. Комбинированный урок
План урока.
1.Организационный этап. Сообщение темы урока.
Постановка цели. 2м
2.Проверка знаний по д/з.-7м
3.Подготовка, а активной умственной деятельности (мотивация, актуализация).-3м
4.Изучение нового материала. 15-19м
5.Первичная проверка нового материала
Закрепление знаний. 5-4м
6.Обобщение и систематизация. 4-3м
7.Контроль и самопроверка. 5-4м
8.Подведение итогов урока. 2м
9.Домашнее задание. 2-1м
Используемая литература:
- Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – Москва «Просвещение» 2008 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 6 класс.
- История России. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. СD. 6 класс.
- Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с др. времен до наших дней.М.,1999г
Материалы и оборудование:
- «Карта Русь в середине XIII век».
- Атласы «Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века» (с комплектом контурных карт- Комплект репродукций картин посвященных событиям монголо-татарского нашествия на Русь.
. Ход урока:
№ этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.
2м Учитель приветствует учащихся, проверяет их присутствие. Напоминает, что на предыдущем уроке изучалась тема «Главные политические центры Руси». Сообщает тему урока, план изучения материала. Тема «Нашествие с Востока».
План урока:
Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.
Вторжение в Рязанскую землю.
Разгром Владимирского княжества.
Поход на Новгород.
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Цель: рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, осознают цели, знакомятся с планом, записывают тему и план в тетрадь.
2.
5м Учитель просит учащихся вспомнить материал прошлого урок. Проводится фронтальный опрос по предыдущей теме: «Главные политические центры».
В какие земли и почему переместились центры политической жизни Руси?
Форма правления Новгородского княжества?
Какую роль играла в Новгороде княжеская власть?
В чем заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества?
Почему в большинстве русских земель установилась монархическая форма правления? Учащиеся дают ответы, опираясь на уже изученный материал. Записывают ответы в рабочий лист. Примерные ответы:
- Владимиро- Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля, Новгородская земля. В этих землях появилась сильная государственная власть в различных вариантах.
- Республика
Князь приглашался с дружиной как начальник всех вооруженных сил в случае войны новгородским вече.
Князья боролись с боярами, пытавшимися ограничить их власть .Большинство северо-восточных князей были крупными землевладельцами и полноправными властителями в своем княжестве, основной доход они получали от эксплуатации личных земель.
3.
2м Учитель подчеркивает, что накануне монгольского нашествия на территории бывшей Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований. Не было ни военного, ни политического единства. Россия оказалась не готова дать отпор 75 тысячной армии Чингисхана. Каким образом междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси, нам предстоит узнать на этом уроке. Слушают учителя.
Получают мотив к изучению нового материала.
4.
15-19м Учитель рассказывает материал, совместно с учащимися анализирует
исторические документы:
1.Создание державы Чингисхана. Рассказ учителя.
Прочитать исторический документ «История монголов» Плано Карпини. Выполнить задание – ответить на вопросы.

2. Сражение на реке Калке. Рассказ учителя.
Чтение документа «Галицко-Волынская летопись».
(Беседа) Работа с исторической картой.

3. Вторжение в Рязанскую землю. Рассказ учителя. Чтение документа «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отвечают на вопросы, работают в к.картах.

4. Разгром Владимирского княжества. Рассказ учителя.

5. Поход на Новгород. Рассказ учителя, с использованием Беседа.

Чтение документа
«Ипатьевская летопись о разгроме Киева».

7. Нашествие на Юго-Западную Русь и Цен-тральную Европу. Рассказ учителя.

8. Вывод.
1.В чем была сила монголо-татар?
2. В чем была слабость русских войск?
Учащиеся слушают рассказ учителя, анализируют документы и отвечают на поставленные вопросы. Примерные ответы учащихся:
Работа с документом. Отвечают на вопросы.

Показывают место сражения на карте и слайдах.
Выполняют задание учителя.
Слушают учителя. Работают в контурных картах.
Отвечают на вопросы


Выполняют задание. Работают с к. картой.

Слушают. Работают с к.картой.

Отвечают. Работа ск.картой.
Слушают учителя. Работают в контурных картах.
Отвечают на вопросы
- Монгольская армия обладала не только хорошей дисциплиной, но и отличной боеспособностью. Русь будучи раздробленной, не смогла вначале оказать сопротивление кочевникам.(учащиеся записывают вывод в тетрадь)
5.
5-4м Учитель ставит вопросы по проверке усвоения нового материала. И просит записать ответы (вопросы записаны на доске)
- Как вели себя монголы в русских землях?
- Почему Батый не пошел на Новгород?
- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление ?Учащиеся, совместно работая парами записывают ответы в рабочий лист.
Примерные ответы.
- Они проявляли необычайную жестокость, жгли и разоряли русские земли, не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.
- На пути к Новгороду стоял хорошо укрепленный Торжок, который дал серьезный отпор и ослабленная монгольская армия приняла решение «повернуть морды коней на юг».
Рязань, Коломна, Владимир, Торжок, Козельск, Киев….
6.
4-3м Учитель дает задание по обобщению и систематизации изученного материала (фронтальный опрос)
- Назовите основные события и даты нашествия монголо-татар на Русь? Учащиеся, используя план изложения нового материала, записывают основные даты:
1237-1240 - завоевание монголами Руси
1237 - завоевание Рязанской земли
февраль 1238 - разгром Владимирского княжества
март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород
март 1238 - оборона г. Козельска
1239–1242 - второй поход Батыя на Русь
1240 - завоевание г. Киева
весна 1241 г. - поход Батыя в Европу
.
7.
5-4м Учитель благодарит учащихся за правильные ответы и дает задание по заполнению контурной карты (стр.4. задания 1-5) Учащиеся, работая парами выполняют задания по заполнению контурной карты используя знания полученные на уроке и атлас.
8.
2м Учитель просит учащихся сдать на проверку листы и контурные карты (работы будут проверены к следующему уроку).
Учитель подводит итоги урока, говорит, что тема пройдена, поставленная цель урока выполнена. Благодарит учащихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных учащихся (возможно выставляет им оценки за работу на уроке). Учащиеся сдают листы и контурные карты с выполненными заданиями.
При необходимости учащиеся подают дневники.
9.
2-1м Учащиеся получают задание заполнить в рабочих тетрадях таблицу «Походы Батыя на Русь».
Подготовить сообщение на выбор об Александре Невском, о рыцарских орденах времен крестовых походов.
Наиболее подготовленные учащиеся получают задание написать сочинение – эссе на тему «Монголо -татарское иго на Руси».
Д/з - §12 Вопросы и задания стр. 104 (учебника)
Рекомендуемые ученикам материалы:
- История России. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. CD.
- Орлов А.С. и др. Христоматия по истории России с др. времен до наших дней. М., 1999г.
-
Учащиеся слушают учителя, записывают д/з в дневники. Желающие берут индивидуальные задания по подготовке сообщений.
8.Список литературы:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозова А.Ю.
Программы «История России», М. «Просвещение» 2011г.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г « История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М. «Просвещение» 2007 г.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г Рабочая тетрадь 6 класс, М. «Просвещение» 2012 г.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г Поурочные разработки 6 класс, М. «Просвещение» 2011 г.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М. «Педагогика» 1998 г.
6. Дьяченко В.К. Рывина А.Г. « Коллективный способ обучения: диагностика в диалогах» М. «Народное образование» 2004 г.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. « Методика преподавания истории в школе», М «Издательский дом», «Первое сентября» 1999 г.
8. Психология , М «Эксмо» 2004 год.
9. Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М. «Эксмо» 2008 г.
10. http://statehistory.ru/-история государства
9.Приложение
1.Обоснование используемых технологий, методов и т.д.
Техника активно-продуктивного чтения.
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задает загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «Вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционное школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему...».
Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по вашему почему?
В каком разделе вы найдете ответ на вопрос...?
И т.д.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
С того момента, когда он задает себе вопросы: «Что это...?», «Почему?», «Зачем это мне нужно...?» и т.п. Беда нашей школы в том, что она запретила малышам пришедшем в первый класс задавать вопросы. «Школе памяти» не нужны любопытные. Ей нужны «дисциплинированные», легко поддающиеся линейному накоплению знаний. Между тем не линейное накопление знаний, а многомерная, саморазвивающаяся модель познания — вполне естественный, природосообразный процесс, присущий человеку.
Спросить — значит понять.
«Можно сказать, и это, без сомнения, будет правильно, что вопрос — это своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, то есть то, что мы хотим узнать.
Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».
Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос — это уже наполовину полученный ответ.
Составь задание
Большое значение в технике активно продуктивного чтения уделяется творчеству учащихся. В начале учебного года мы с учениками учимся не только выполнять, но и составлять тесты. Мои ученики хорошо представляют себе, чем отличается альтернативный тест от теста на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Впоследствии учитель может использовать эти тесты на уроках.
В таком случае я всегда подписываю: «Тест составлен учеником (ученицей)...».
С появлением в школах компьютеров и соответственно электронных оболочек по составлению тестов я стала поручать ребятам составлять тесты по определенным темам.
Помимо теста это может быть учебная задача по курсу «история России», составление ребуса или кроссворда.
К последнему заданию следует относится осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, что бы составить хороший кроссворд.
Кубик БлумаО замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приемов педагогической техники. Один из них - «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему»,
«Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которой выпадает кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так придумать задание, что бы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Пометки на полях
Еще один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный прием является ключевым в известной технологии критического мышления.
Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала дети работают индивидуально. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают об этой теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искаженная. Наша цель — актуализация знаний.
На следующем этапе мы предлагаем работу в паре — обменятся информацией, дополнить друг друга. Затем пары объединяются в группы. Затем каждая группа сообщает о своих результатах. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация.
И лишь после этого ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме. Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой теорией занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат для учащегося новую информацию. К примеру: «V» - знал, «+» - узнал новое.
Затем учитель подводит с учениками итоги, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме? Дети формулируют вопросы.
После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:
Знал
Узнал
Хочу узнать
Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акционирует особое внимание на колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.
Проведем анализ происшедшего.
Первый этап — вывоз и актуализация. Учащиеся должны воспроизвести в память все, что им известно о предмете разговора. Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный, групповой.
Второй этап — обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».
Третий этап — осмысление (пометки на полях, составление таблицы).
Четвертый этап — рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания).
Вполне логичным продолжением технологических приемов «Составь вопрос», «Составь задание» и т.д. является взаимообучение в паре
Игра.
Игра - вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.
Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности. Игра – это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.
Функции игровой деятельности:
Развлекательная. Доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
Коммуникативная. Освоение диалектики общения.
Самореализация. Проявление личностных качеств.
Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
Диагностическая. Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Межнациональные коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Причины Феодальной раздробленности на Руси XII в.
Приложение к заданию. (Проверка домашнего задания)
Рост самостоятельности бояр - собственников
междоусобицы князей

Упадок Киевской земли от набегов степняков
?

?
Галицко-Волынское княжество
Новгородская земля
Главные политические центры на Руси XII - XII вв.

II. 1) Проверка знаний ( объяснение новой темы).
СинквейнСуществительное:
ЧенгисханПрилагательное:
Талантливый, беспощадный
Глаголы:
Подчинил, возглавил
Ключевая фраза:
Поставил перед монголами задачу завоевать весь мир

Существительное:
Завоеватель
II. 2) Проверка знаний (приложение к заданию закрепления ).
ПОПС – формула:

Позиция: я считаю, что….
Объяснение: Потому, что…
Пример: Я могу доказать это на примере…
Следствие: Исходя из этого, я делаю вывод, что…
-Я считаю, что русские князья не смогли дать отпор монголо-татарам
-Потому, что на Руси в этот период была феодальная раздробленность.
-Я могу доказать это хотя бы на примере 31 мая 1223 когда из-за отсутствия согласованности в действиях русских князей…монголы одержали победу
-Исходя из этого я делаю вывод, что несмотря на героическое сопротивление русского народа , Русь была разорена монголами. Но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.
Работа с документами:
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
«ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ О ВЗЯТИИ КИЕВА.
В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.
Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рас сказал им про всю силу их...
Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитрий был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь.
Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости»
^ Вопросы и задания к документам: О чем свидетельствует факт по корения монголами крупных политических центров Юго-Западной Руси? Какую тактику использовали монголы в борьбе за Киев? Какова была судьба защитников Киева? Используя факты документа, составьте рассказ о героизме русского народа в борьбе с иноземными захватчиками. Какое значение имело взятие Киева для реализации дальнейших планов монгольских ханов?
Повесть о разорении Рязани Батыем»
«….. в лето 6475 (в 1237 году) пришел со многими воинами татарскими на землю Русскую хан Батый и стал на реке Воронеже близ земли Рязанской. И послал рязанскому князю Юрию Ингоревичу послов с требованием дани. Русские князья им отказали, и началась великая сеча. Много сильных полков Батыевых пало... "Один рязанец бился с тысячью, а два с десятью тысячами". "И пересели с коня на конь, и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь храбро и мужественно биясь... и бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, и Батыевы полки все смешались". Но Батый взял город и "во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь город пожгли, и всю красоту знаменитую. А храмы божии разорили и в святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые"4. Так рисует древнерусский писатель картину разорения Рязани. На фоне страшных бедствий автор показывает подвиг рязанского воеводы Евпатия Коловрата, вернувшегося из черниговских земель, где собирал он дань. Увидев город в развалинах, вскричал Евпатий "в горести души своей, распаляяся в сердце своем". Он собрал небольшую дружину и нагнал Батыя в земле Суздальской. Завязалась новая сеча. Автор заостряет внимание на героическом подвиге Коловрата. Он показывает, как бился Евпатий: бил врагов "нещадно", мечи притуплялись, и "брал он мечи татарские и сек их татарскими, насквозь проезжая сильные полки татарские, и ездил среди полков храбро и мужественно".
Плано Карпини «история Монголов»
«Когда направлялись мы, по поручению апостольского Престола, к Татарам и к иным народам востока и знали волю [на то] Господина Папы и досточтимых кардиналов, мы прежде избрали путешествие к Татарам. Именно мы опасались, что от них вскоре будет грозить опасность Церкви Божией. И хотя мы опасались, что Татары или другие народы могут нас убить или подвергнуть вечному пленению, или голоду, жажде, холоду, зною, чрезмерным поношениям и трудам и, так сказать, мучить сверх сил (все это, за исключением смерти или вечного пленения, и случилось с нами многократно в гораздо большей степени, чем мы могли представить себе раньше), однако мы не щадили себя самих, чтобы иметь возможность исполнить волю Божию согласно поручению Господина Папы и чтобы принести чем-нибудь пользу христианам, или, по крайней мере, узнав их {24} истинное желание и намерение, иметь возможность открыть это христианам, дабы Татары своим случайным и внезапным вторжением не застигли их врасплох, как это и случилось однажды по грехам людским, и не произвели большого кровопролития среди христианского народа.»Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?
2. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?
2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?
3. Как его можно охарактеризовать Чингисхана?
Какую задачу он поставил для развития своего государства?
«О предводителе монголов»
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй- богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.
В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.
Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.»Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Почему монголы были прекрасными воинами? (расскажите о быте)
2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.
Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Какова организация войска монголов, их вооружение?
2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.
3. Какова тактика монголов в бою?
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.
Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.
Прочитайте документы и ответьте на предложенный вопрос:
1.Что послужило причиной вступления русских ратей в борьбу с монголо-татарами?
2. Какое решение приняли русские князья на совете в Киеве?
3. Работа с картой: кто присутствовал при принятии данного решения?
Ибн-эль-Асир, арабский историк XIII века
«Когда татары овладели землёю кипчаков (половцев) и кипчаки разбрелись… то большая толпа из них ушла в русские земли; эта страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители её исповедуют веру христианскую. По прибытии их к ним все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут в них. Татары пробыли некоторое время в земле кипчакской, но потом двинулись в страну русских. Услышав весть о них, русские и кипчаки , успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от неё».
Галицко-Волынская летопись
«В год 1223. Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них, Юрий Кончакович, не мог противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. И вот, когда половцы прибежали в землю Русскую, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а завтра вы побиты будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше встретить их на чужой земле, чем на своей». На том совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много».
Битва на реке Калке.
Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.
На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.
Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.
Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.

Взятие крепости монголо-татарами

Монгольский воин

Итоговый тест по уроку «Нашествие с Востока»:
Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
Половцы                              
Печенеги                             
Византийцы                        
Гунны                                              
Битва на реке Калке произошла:
31 мая 1322 года                 
8 сентября 1237 года          
1 сентября 1322 года          
31 мая 1223 года                 
Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
Мамай                                  
Батый                                   
Чингисхан                           
Тохтамыш                            
Что не входило в вооружение русского воина?
Меч                                      
Секира                                 
Копье                                   
Лук и стрелы                                  
Первый удар в 1237 году был нанесен поНовгородской земле                                  
Владимирскому княжеству                      
Рязанскому Княжеству                  
Киевскому княжеству                   
Евпатий Коловрат выступил на защиту
Владимирского княжества            
Киевского княжества                    
Рязанского княжества                    
Новгородской земли                      
Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?
Торжок                                            
Рязань                                                          
Козельск                                          
Владимир                                        
Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами
Феодальная раздробленность,                              
Отсутствие единой армии                                    
Техническая отсталость русских дружин                       
Христианское вероисповедание                 
Итоговый тест по разделу:
«Русь во второй половине XII- XIII вв»
ЧАСТЬ А:
А1. Форма правления в Новгороде:1) диктатура; 2) республика; 3) самодержавие; 4) монархия.
А2. Высшим должностным лицом в Новгороде был:1) посадник; 2) тысяцкий; 3) князь; 4) архиепископ.
А3. Новгород расположен на реке:1) Волхов; 2) Днепр; 3) Волга; 4) Двина.
А4. Жители Новгорода для письма использовали:1) бумагу; 2) пергамент; 3) бересту; 4) шёлк.
А5. Основным занятием новгородцев была (о):1) земледелие; 2) скотоводство; 3) торговля; 4) бортничество.
А6. Какое из названных событий произошло раньше других:1) первое упоминание в летописи о Москве; 2) Любечский съезд князей;  3) Невская битва; 4) нашествие Батыя на Юго-Западную Русь.
А7. Прочитайте отрывок из документа и укажите пропущенное имя князя, о котором идёт речь: “…князь был внуком византийского императора Константина, занял киевский престол в возрасте 60 лет, будучи умудрённым политиком. Князь был известен на Руси как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев, был образованным человеком и одарённым писателем”.1) Ярослав Мудрый; 2) Владимир Мономах;  3) Владимир Святой; 4) Всеволод Большое Гнездо.
А8  Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 году, стоял:1) Чингисхан; 2) Батый; 3) Мамай; 4) Тохтамыш.
А9. Кем был князь в Новгороде в мирное время:1) главой исполнительной власти; 2) верховным судьёй; 3) военачальником; 4) все вышеперечисленное верно.
А10. О ком из названных князей, привезшим из Киева во Владимир икону Владимирской Божьей матери и построившим церковь Покрова на Нерли, историк В.О. Ключевский писал: “Он правил в своей земле самовластно, забывши, что был избран народом...”1) Юрий Долгорукий; 2) Андрей Боголюбский;  3) Владимир Мономах; 4) Всеволод Большое Гнездо.
А11. Какой князь в народе заслужил прозвище “Большое Гнездо за то, что имел 12 сыновей:1) Всеволод Юрьевич; 2) Андрей Юрьевич;  3) Константин Всеволодович; 4)Владимир Мономах.
А12. В каком году состоялся съезд князей в Любече, принявший решение “каждый держит отчину свою”?1) 988 г.; 2) 1097 г.; 3) 1223 г.; 4)1237 г.
Часть ВВ1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) битва на Калке.
б) разорение Рязани Батыем
в) взятие Киева монголо-татарами
г) первое упоминание о Москве 1
2
3
4
В2. Установите соответствие между функциями и правящими органами в политической организации Новгородской республики. К каждому из 5 элементов (1,2,3,4,5) подберите соответствующую функцию (А, Б, В, Г, Д)
1 2 3 4 5
         
Название правящего органа Основные функции
1.Вече А) Ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд. Назначал и смещал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, руководил внешней политикой. В военном походе вместе с князем выступал во главе войска
2.Князь Б) Решение вопросов войны и мира, избрание высших должностных лиц, приглашение князя
3.Посадник В) Хранил городскую казну, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд
4.Тысяцкий Г) Начальник всех вооружённых сил на время войны. Не имеет права вмешиваться в дела управления городом, владеть землёй в Новгороде, заниматься здесь торговлей
5.Архиепископ Д) Помощник посадника, контроль за налоговой системой. Ведал торговым судом. В военных походах возглавлял городское ополчение
В3. Прочтите отрывок из источника XIII века и назовите имя князя, о котором идёт речь: “ И пошёл с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря: “Унизим словенский язык”…,поставил войско у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них”
В4. Установите соответствие между именами и видом деятельности:
Имя князя Основные деяния
Юрий Долгорукий А) сын Юрия Долгорукого, перенёс столицу из Суздаля во Владимир на Клязьме, строительство княжеского замка в Боголюбове.
Всеволод Большое Гнездо Б) первый из князей северо-восточной Руси принял титул великого князя Владимиро-Суздальского, отказался от борьбы за титул за киевское княжение
Александр Невский В) Перенёс столицу княжества из Ростова в Суздаль, основание Москвы
Андрей БоголюбскийГ) оставил “Поучения детям”
Владимир Мономах Д) князь новгородский с 1236 г., татарская перепись населения 1257г.
1 2 3 4 5
         
Часть СС1. В чём заключались политические особенности Владимиро – Суздальского и Галицко- Волынского княжеств? Какие общие политические процессы проходили в этих княжествах?
Общее
………….
…………
Особенности
   
   
   
   
С2. А.С. Пушкин писал о том, что Европа спасена “растерзанной и издыхающей Россией”. Какие другие точки зрения по вопросу о значении сопротивления русского народа монголо-татарскому нашествию вам известны?
Учителем создан банк заданий по типу ЕГЭ для 6-9-х классов по темам курса истории России “Подготовка к ЕГЭ с 6-го класса”, применяется на уроках обобщения, при организации дополнительных занятий. Имеются тематические подборки заданий по темам “История правления в России IX–XX вв”, “История внешней политики России”, “Самые знаменитые памятники и достижения культуры”, “История русской православной церкви”, “Все термины по российской истории”.
Самоанализ урока истории в 6 классе.
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века»
Тема: «Нашествие с Востока»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.
Задачи урока:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;
3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.
III. Воспитательные:
1)Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
2)подчеркнуть важность сильной государственной власти для нор-мальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
Оборудование: карта, учебник, презентация (тексты документов, тестовое задание задания , иллюстрации учебника, книги;
Данный урок четвертый из раздела «Русь во второй половине XII- XIII вв », он опирается на знания, полученные учащимися ранее и является фундаментальным к усвоению последующих тем курса. Важно отметить, что урок строился на принципах сотрудничества учащихся и педагога: заполнение схемы превращалось в совместный поиск в духе педагогики сотрудничества.
Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь поставленных целей и задач.
Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока.
При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, работа с текстом учебника, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.
Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Урок показал, что он является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою подддержку.
На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика , так как они участвовали в качестве присяжных заседателей.
При планировании урока учитывались возрастные особенности класса. В соответствии с задачами урока было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный. Для активной мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «учитель - класс», «ученик - ученик», «ученик - класс». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, творческая позволили сделать урок более интересным.Для продуктивного качественного проведения урока использовались информационно-коммуникативные технологии обучения в виде демонстрации предложенных тестов для контроля знаний учащихся и текста исторических документов.
Урок начат организованно, был проведен эмоциональный настрой учащихся.
На следующем этапе учащиеся самостоятельно определили цели и задачи урока, сумели выделить исторические приоритеты истории Руси XII- XIII. Учащиеся показали достаточный уровень владения изученным материалом, однако хотелось, чтобы на уроке произошло совершенствование знаний учащихся: углубление; расширение; превращение знаний
В завершении учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы и сделать вывод урока «Монгольская армия обладала не только хорошей дисциплиной, но и отличной боеспособностью. Русь будучи раздробленной, не смогла вначале оказать сопротивление кочевникам»
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. На некоторые этапы урока (работа с текстом, выполнение письменного задания, проверка домашнего задания) стоило выделить чуть больше времени.
Для закрепления и проверки знаний учащихся, было предложено выполнить тестовую работу, которая в дальнейшем, при проверке показала на достаточный уровень усвоенных знаний.
Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью. В целом урок прошел на хорошем уровне. Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.