Рабочая программа учебного курса Литература для 7 класса на 2015-2016 учебный год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная образовательная школа
с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Протокол № 1
от « ___»_____________ 2015 г.
Руководитель ШМО
___________/Медовкина Т.Н../
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Бурбах А.П./
«____» 2015г.
«Утверждено»
Директор школы
_________/Чернобровкина В.А/
Приказ №_____ от
« » 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА»
для 7 класса
Составила:
учитель русского языка и литературы
Медовкина Татьяна Николаевна
2015 - 2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для 7 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» (ст.28)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Региональный базисный учебный план (утверждён приказом министерства образования Саратовской области от 06.12.2004г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год
Примерная программа основного общего образования по литературе.
Авторская программа: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2012 г.
Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения – основной образовательной школы с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области на 2015 – 2016 учебный год.
Положение Муниципального общеобразовательного учреждения – основной образовательной школы с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов).
Цели и задачи изучения учебного предмета:
В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения литературы в школе:
Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:
Рабочая программа включает резервные уроки для защиты проектов и проведения мониторинга образовательного процесса.
Особенности организации учебного процесса:
Образовательные технологии
Формы организации учебной деятельности
Методы и приёмы обучения
Здоровьесберегающие;
Игровые;
Личностно- ориентированные
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Словесные;
Наглядные;
Метод проекта
Используемый УМК:
Состав УМК для реализации рабочей программы:
Автор
Название
Издательство
Год
В.Я.Коровина, И.С. Збарский
В.П. Журавлев, В.И.Коровин
Н.Е. Кутейникова
Учебник «Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия» I и II часть.
Книги для учителя с поурочными разработками
М., Просвещение
М., Просвещение,
2009 г.
2009 г.
Н.В. Беляева.
Проверочные работы для 5-9 и 10-11 классов
М., Просвещение
2011 г.
CD фонохрестоматия
Под редакцией В.И.Коровина.
И.В.Золотарева, Т.А.Крысова.
Книга для учителя «Литература. 7 класс. Методические советы «Поурочные разработки по литературе 7 класс».
М., Просвещение
Москва, «ВАКО»
2009 г
2012 г.;
Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый
Уровень контроля
Вид контроля
Контрольные сочинения
Классные сочинения
Домашние сочинения
Учебно-практические конференции
Урочный
3
1
Административный
1
1
Всего
3
1
1
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
- образовательный – чтобы понять произведение, нужно знать ( в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;
- просветительский – биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открытвается);
- воспитательный – литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).
Таким образом, рабочая программа, созданная основе программы по литературе Б.А.Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения.
Ориентация на системно-деятельностный подход
Внимание к личностному развитию школьников
Достижение метапредметных результатов, в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся
Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы
Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса
Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся
Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи
Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности
Подготовка к государственной итоговой аттестации
III. Место учебного предмета в учебном плане:
Образовательная область
Название предмета
За счёт каких часов реализуется
Сроки реализации программы
Количество часов в год
Количество часов в неделю
Филология
Литература
Обязательная часть
1 год
70 часов
2 часа
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
V. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Количество часов
Содержание раздела учебного предмета
(курса)
Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся
Межпредметные связи
Вводный урок.
1
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Выделять цепочку автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой, биографию писателя, какие стихи относятся к лицейским годам, историю создания повести, сюжет, конфликт.
Русский язык и история
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
5
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула – носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Садко». «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.
Знание текста произведения.
Составлять сравнительную характеристику.
История, русский психология, краеведение.
Древнерусская литература.
3
Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Фольклорные мотивы.
История, русский язык, география.
Из русской литературы XVIII века.
2
Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Слово о поэте и ученом. Теория «трёх штилей». . «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Теория. Ода.
Гавриил Романович Державин – поэт и гражданин. Краткий рассказ о поэте. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи», «На птичку», «Признание».
История, русский язык, география, психология.
Из русской литературы XIX века.
28
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава». «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. История создания повести. Художественные Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Художественные особенности повести.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом».
А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».
Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».
Знание текста произведения.
Составлять сравнительную характеристику.
Определять лирический сюжет, художественный образ, центральные образы стихотворений, историческую тему и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова.
Биография писателя, историческая основа произведения, текст произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести, авторское отношение к героям.
Давать определение новеллы, биографию писателя, текст произведения.
Давать определение аллегории, гротеска, гиперболы, биографию писателя, текст произведения.
История, русский язык, география, биология, психология.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
22
6
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского.
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.
Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».
Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.
М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.
Тихая моя Родина» (1 час)
5Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Соло-губ «Забелелся туман за рекой». С.А.Есенин «Топи да болота». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».
Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)
И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».
Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой».
Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.
О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
Знание текста произведения.
Составлять сравнительную характеристику.
Русский язык, география, психология, краеведение.
VI. Тематическое распределение количества часов.
Содержание
Кол-во часов
Развитие речи
Вводный урок. В мире литературы.
1
Устное народное творчество
5
Из древнерусской литературы
2
Из литературы 18 века
2
Из литературы 19 века
28
2
Из литературы 20 века
22
1
Из зарубежной литературы
6
ИТОГО:
70
VII. Календарно-тематический план
№ урока
Тема
Количество часов
Домашнее задание
Дата проведения
Примечания
1.
Вводный урок. В мире литературы.
1
Вопросы и задания на стр. 5 - 6.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2.
Устное народное творчество. Предания («Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»).
1
Вопросы и задания на стр. 10, прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович».
3.
Былина как жанр устного народного творчества. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович».
1
Вопросы и задания на стр. 23, прочитать былину «Садко».
4.
Новгородский цикл былин. Анализ былины «Садко».
1
Вопросы и задания на стр. 35.
5.
Карело-финский эпос «Калевала».
1
Вопросы и задания на стр. 41, принести на урок сборники пословиц и поговорок.
6.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
1
Вопросы и задания на стр. 49.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
7.
Особенности древнерусской литературы. Отрывки из летописи «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха.
1
Вопросы и задания на стр. 52, 54.
8.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Фольклорные мотивы в повести.
1
Вопросы и задания на стр. 63.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
9.
Литература XVIII века. Творчество М.В.Ломоносова.
1
Вопросы и задания на стр. 66, 67 - 68. Выучить наизусть отрывок из «Оды на день восшествия на престол».
10.
Стихотворения Г.Р.Державина.
1
Вопросы и задания на стр. 71, выучить стихотворение Г.Р. Державина «Признание».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
11.
Юношеские годы А.С.Пушкина. Царскосельский лицей. В творческой лаборатории поэта.
1
Вопросы и задания на стр. 74 – 77.
12.
А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник».
1
Вопросы и задания на стр. 79.
13.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
1
Вопросы и задания на стр. 86 – 87.
14.
Пушкин-драматург. Отрывок из поэмы «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
1
Вопросы и задания на стр. 96 – 97, прочитать «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
15.
А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Чтение и комментирование повести «Станционный смотритель».
1
Вопросы и задания на стр. 112 – 113.
16.
Юношеские годы М.Ю.Лермонтова. Анализ лирических стихотворений «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
1
Прочитать материал по биографии М.Ю. Лермонтова на стр. 114 – 118, выучить наизусть одно из стихотворений поэта.
17.
История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Комментированное чтение текста поэмы.
1
Прочитать полностью «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 135 – 136.
18.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
1
Написать сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова».
19.
Детство и юность Н.В. Гоголя. В творческой лаборатории писателя. История создания повести «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы произведения.
1
Прочитать материал по биографии Н.В. Гоголя на стр. 141 – 144, а также 1 – 4 главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
20.
Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. Образ Тараса Бульбы.
1
Прочитать главы 5 – 8 повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
21.
Анализ сцены – осада города Дубно в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», художественные особенности повести.
1
Прочитать главы 9 - 12 повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а также ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 210 – 211.
22.
Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
1
Подготовить рассказ о биографии и творческом пути И.С. Тургенева.
23.
Детство и юность И.С.Тургенева. В творческой лаборатории писателя. «Вся моя биография в моих сочинениях...». История создания сборника И.С.Тургенева «Записки охотника».
1
Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».
24.
Чтение и анализ рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
1
Вопросы и задания на стр. 223 – 224.
25.
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева («Русский язык» «Близнецы», «Два богача»).
1
Выучить наизусть одно из предложенных в учебнике стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
26.
Детство и юность Н.А.Некрасова. Знакомство с отдельными стихотворениями поэта: «Вчерашний день часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда».
1
Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
27.
История создания поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Комментированное чтение 1 части поэмы.
1
Прочитать до конца поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вопросы и задания на стр. 244 – 245.
28.
Образ княгини Трубецкой в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Анализ диалога между княгиней и губернатором в поэме.
1
Прочитать и подготовить на пересказ материал по биографии А.К. Толстого на стр. 251 – 252.
29.
Творческий путь А.К.Толстого. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
1
Вопросы и задания на стр. 260.
30.
Детство и юность М.Е.Салтыкова-Щедрина. Понятие о сатире и юморе в художественной литературе.
1
Прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
31.
«Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Комментированное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирические приемы в сказке.
1
Вопросы и задания на стр. 273 – 274, прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
32.
Внеклассное чтение.
Обличение социальных пороков в сказке в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
1
Подготовить на пересказ материал по биографии и творчеству Л. Н. Толстого, прочитать главы «Maman» и «Что за человек был мой отец?» из повести «Детство».
33.
Л.Н.Толстой. Биография и творческий путь. Комментированное чтение повести Л.Н.Толстого «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых (анализ глав «Maman» и «Что за человек был мой отец?»).
1
Прочитать главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство» из повести Л.Н.Толстого «Детство». Вопросы и задания на стр. 294 – 295.
34.
Анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство» из повести Л.Н.Толстого «Детство». Образы Карла Ивановича и Натальи Савишны.
1
Подготовить на пересказ материал по биографии А. П. Чехова (стр. 297 – 301), прочитать рассказ «Хамелеон».
35.
Детство и юность А.П.Чехова. «Хамелеон»: картина нравов рассказе. Средства юмористической характеристики.
1
Прочитать рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник».
36.
Юмористические приемы в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
1
Вопросы и задания на стр. 310 – 311.
37.
Произведения русской поэзии XIX века о родной природе. Анализ лирических стихотворений В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
1
Выучить наизусть одно из стихотворений В.А. Жуковского, А. К. Толстого или И.А. Бунина.
38.
Детство и юность И.А.Бунина. Комментированное чтение рассказа И.А. Бунина «Цифры».
1
Вопросы и задания на стр. 18. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти».
39.
Внеклассное чтение. Комментированное чтение рассказа И.А. Бунина «Лапти».
1
Подготовить на пересказ материал по биографии М. Горького (стр. 19 – 20), а также главы 1 - 4 из повести «Детство».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
40.
Детские и отроческие годы М.Горького. История создания повести М.Горького «Детство». Комментированное чтение глав повести.
1
Подготовить на пересказ главы 5 – 8, 12 из повести М. Горького «Детство». Вопросы и задания на стр. 83.
41.
Семья Кашириных. Образ бабушки и деда. Образ главного героя повести М.Горького «Детство» - Алёши. Художественные особенности повести.
1
Повторить записи в тетрадях по изученным произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького для подготовки к классному сочинению на тему «Золотая пора детства».
42.
Урок развития речи. Сочинение «Золотая пора детства» (по прочитанным произведениям Л.Н.Толстого, И.А. Бунина, М.Горького).
1
Прочитать «Легенду о Данко» М. Горького.
43.
Идейный смысл «Легенды о Данко». (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).
1
Выучить наизусть фрагмент «Легенды о Данко».
44.
Знакомство с личностью Л.Н. Андреева. Анализ статьи учебника «Люди и книги».
1
Прочитать рассказ Л.Н. Андреева «Кусака».
45.
Комментированное чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».
1
Вопросы и задания на стр. 99.
46.
Знакомство с личностью В.В.Маяковского. Анализ статьи учебника «В творческой лаборатории В.Маяковского» (Из воспоминаний).
1
Прочитать стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
47.
Анализ стихотворений В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
1
Прочитать рассказ П.П. Платонова «Юшка».
48.
Знакомство с личностью А.П. Платонова. Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка».
1
Вопросы и задания на стр. 123, прочитать рассказ А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
49.
Комментированное чтение рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
1
Вопросы и задания на стр. 137 – 138.
50.
Биография и творческий путь Б.Л.Пастернака. Анализ лирических стихотворений поэта «Никого не будет в доме», «Июль».
1
Выучить наизусть одно из изученных стихотворений Б. Л. Пастернака.
51.
Знакомство с личностью и творчеством А.Т. Твардовского. Чтение статьи учебника «Из воспоминаний о Твардовском». Анализ стихотворений А.Т. Твардовского «Братья», «Снега потемнеют синие», «На дне моей жизни».
1
Выучить наизусть одно из изученных стихотворений А. Т. Твардовского или одно стихотворение по выбору учащегося.
52.
Час мужества. Комментированное чтение интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии.
1
Подготовить выразительное чтение одного стихотворения о Великой Отечественной войне.
53.
Поэзия и проза о Великой Отечественной войне.
1
Индивидуальное задание: подготовить небольшой доклад по биографии и творчеству Ф.А. Абрамова.
54.
Знакомство с личностью Ф.А. Абрамова. Комментированное чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».
1
Прочитать до конца рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».
55.
Эстетические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».
1
Вопросы и задания на стр. 167.
56.
Биография и творческий путь Е.И. Носова. Комментированное чтение рассказа «Кукла».
1
Вопросы и задания на стр. 176.
57.
Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.
1
Вопросы и задания на стр. 179.
58.
Знакомство с личностью Ю.П. Казакова. Комментированное чтение рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро». Анализ образов героев и проблематика рассказа.
1
Вопросы и задания на стр. 195.
59.
Д.С.Лихачев. Чтение и анализ отрывков из книги «Земля родная».
1
Вопросы на стр. 204.
60.
Знакомство с личностью М.М.Зощенко. Комментированное чтение рассказа «Беда».
1
Вопросы и задания на стр. 211.
61.
Стихотворения русских поэтов ХХ века о родной природе. Знакомство с творчеством В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова.
1
Выучить наизусть одно стихотворение В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.
62.
Песни на стихи русских поэтов ХХ века. Знакомство с творчеством И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджавы, А.Н. Вертинского.
1
Выучить наизусть одну песню И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджавы, А.Н. Вертинского.
63.
Знакомство с личностью и творчеством Р. Гамзатова.
1
Вопросы и задания на стр. 227.
64.
Знакомство со стихотворением шотландского поэта Р.Бёрнса «Честная бедность».
1
Вопросы и задания на стр. 232.
65.
Знакомство со стихотворением английского поэта Д.Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..».
1
Задание № 2 на стр. 234.
66.
Знакомство с японскими трехстишиями (хокку). Творчество Мацуо Басё и Кобаяси Исса.
1
Задание № 1 на стр. 240.
67.
Знакомство с рассказом американского писателя О.Генри «Дары волхвов».
1
Вопросы и задания на стр. 242.
68.
Рэй Дуглас Брэдбери. Биография и творческий путь. Анализ статьи учебника «Радость писать». Чтение и комментирование рассказа Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы».
1
Вопросы и задания на стр. 262.
69.
Работа со справочным разделом «Литературные места России».
1
Без домашнего задания.
70.
Подведение итогов. Задание на лето.
1
Список чтения на лето.
Итого:
70 часов
Сочинения – 3
Домашние сочинения - 1
VIII. Материально-техническое обеспечение предмета.
УМК:
Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.
Библиотечный фонд:
Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод. советы.
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре: 7 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Лит-ра. 7 кл.» М., Просвещение, 2012.
Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.» М., Просвещение, 2012.
Н.В. Беляева, О.Е. Еремина. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2012.
П.А.Николаева. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. – Москва: «Просвещение», 2011.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2010.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2012.
Ю.С. Пичугов. Обучение сочинениям на свободную тему. Москва, «Просвещение», 2013.
Л.А. Смирнова. Русская литература. Справочные материалы. Москва, «Просвещение», 2009.
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2013.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1914. – 586с.
М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,2007. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 2006. – 384с.
Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2011.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2014.
5. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 7 класс, -М.: Материк Альфа, 2014.
9. Матвеева Е.И. Литература. 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2010
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2012.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2011 г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2012 г..
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2009.
Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2010.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 7 класс, -М.: Материк Альфа, 2013.
Матвеева Е.И. Литература. 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:Эскимо, 2011
Печатные пособия
Портреты русских писателей 18, 19, 20 веков.
Интернет - источники (адреса сайтов)
«Первое сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] september.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет - источники (для учащихся):
Словари:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Словарь сокращений русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Толковый словарь русского языка Ожегова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русские словари (Институт им. Виноградова)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Дополнительная литература для учащихся:
Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2012.
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2013.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю. Шведовы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – РОФ «Центр развития русского языка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Русский язык»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сайт о русской словесности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – образовательный портал
Технические средства обучения
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран (на штативе или навесной).
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
CD, DVD-проигрыватели.
13 PAGE 14515
13 PAGE 141315