Рабочая программа учебного курса Литература для 6 класса на 2015-2016 учебный год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная образовательная школа
с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Протокол № 1
от « ___»__________ 2015 г.
Руководитель ШМО
___________/Медовкина Т.Н../
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________/Бурбах А.П./
«_____» 2015г.
«Утверждено»
Директор школы
_________/Чернобровкина В.А/
Приказ №_____ от
« » 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА»
для 6 класса
Составила:
учитель русского языка и литературы
Медовкина Татьяна Николаевна
2015 - 2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана для 6 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» (ст.28)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Региональный базисный учебный план (утверждён приказом министерства образования Саратовской области от 06.12.2004г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год
Примерная программа основного общего образования по литературе.
Авторская программа: Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2012 г.
Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения – основной образовательной школы с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области на 2015 – 2016 учебный год.
Положение Муниципального общеобразовательного учреждения – основной образовательной школы с. Семёновка, Марксовского района, Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов).
Цели и задачи изучения учебного предмета:
В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения литературы в школе:
Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:
Рабочая программа полностью совпадает с авторской программой. Резервные уроки предусмотрены для проведения диагностических работ.
Особенности организации учебного процесса:
Образовательные технологии
Формы организации учебной деятельности
Методы и приёмы обучения
Здоровьесберегающие;
Игровые;
Личностно- ориентированные
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Словесные;
Наглядные;
Метод проекта
Используемый УМК:
Состав УМК для реализации рабочей программы:
Автор
Название
Издательство
Год
В.Я.Коровина, И.С. Збарский
В.П. Журавлев, В.И.Коровин
Учебник «Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия» I и II часть.
М., Просвещение
2009 г.
Н.Е. Кутейникова
Книги для учителя с поурочными разработками
М., Просвещение
2009 г.
Н.В. Беляева.
Проверочные работы для 5-9 и 10-11 классов
М., Просвещение
2011 г.
CD фонохрестоматия
Под редакцией В.И. Коровина.
Книга для учителя «Литература. 6 класс.
М., Просвещение
2009 г
И.В.Золотарева, Т.А.Крысова.
Методические советы «Поурочные разработки по литературе 6 класс».
Москва, «ВАКО»
2012 г.;
Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый
Уровень контроля
Виды контроля
Контрольные сочинения
Классные сочинения
Домашние сочинения
Учебно-практические конференции
Урочный
1
3
2
Административный
1
1
Всего
1
4
2
1
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
- образовательный – чтобы понять произведение, нужно знать ( в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;
- просветительский – биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открытвается);
- воспитательный – литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).
III. Место учебного предмета в учебном плане:
Образовательная область
Название предмета
За счёт каких часов реализуется
Сроки реализации программы
Количество часов в год
Количество часов в неделю
Филология
Литература
Обязательная часть
1 год
105 ч.
3 ч.
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).V. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Количество часов
Содержание раздела учебного предмета
(курса)
Межпредметные связи
1. Введение
1
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Русский язык и история
2. Устное народное творчество
(2часа +1час р.р.)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Русский язык и история
3.
Из древнерусской литературы.
1
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Литература
4
Из литературы XVIII века.
1
Из русской литературы XVIII века
И.И. Дмитриев. Басня «Муха» Художественная и нравственная ценность басни.
Особенности языка XVIII века.
Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.
Русский язык
5
Из литературы XIX века.
48
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
История, русский язык, география, биология, психология.
6.
Из литературы XX века.
29
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Литература народов России
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».
К. Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»
Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении
История, русский язык, география, биология, психология.
7. Из зарубежной литературы.
12
Зарубежная литература
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
История, русский язык, география, биология, психология.
Итого:
102
VI. Тематическое распределение количества часов.
№ п/п
Тема
Количество часов
Из них на
Рр
КР
1
Введение
1
2
Фольклор
3
1
3
Из древнерусской литературы
1
4
Из литературы 18века
1
5
Литература 19 века
49
4
1
6
Литература 20 века
31
3
1
7
Зарубежная литература
12
8
Итоговое повторение
4
Итого: 102
VII. Календарно-тематический план
№ урока
Название темы
Количество часов
УУД
Домашнее задание
Дата проведения
Приме
чания
план
факт
1
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни»
Устное народное творчество(2часа +1час р.р.)
2
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях.
3
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора
1
С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок.
4
Р.Р. Сочинение по пословице.
1
Сочинение.
Из древнерусской литературы (1 час)
5
Русская летопись. « Повесть временных лет». Сказание «Сказание о белгородском киселе».
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
С.22-24 выразительно читать, вопрос 3.
Из литературы 18 века (1 час)
6
И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. « Муха». Аллегория и мораль в басне.
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать.
Из русской литературы 19 века
7-8
И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. Басни. «Листы и Корни». «Ларчик ».
2
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ.
9-10
Р.Р. И.А. Крылов. « Осел и Соловей». Подготовка к домашнему сочинению. Что осуждается в русских баснях?
2
Написать сочинение.
11
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение « Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
1
С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть.
12
А.С. Пушки « Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Анализ стихотворения.
1
С.56 – наизусть ; с.57 вопр. 2 определение выучить.
13
А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
1
Анализ стихотворений.
14
А.С.Пушкин « Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа. Тема жизненного пути.
1
Подготовиться к внеклассному чтению: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка»)
15 -16
А.С. Пушкин. Цикл « Повести Белкина», « Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести.
2
Работа с текстом.
17
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин
« Выстрел».
1
Найти примеры стихотворений (по одному), написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора.
Прочитать 1 – 4 главы романа «Дубровский».
Индивидуально: подготовить рассказ об истории создания романа
18-19
А.С. Пушкин « Дубровский». Изображение русского барства. Троекуров и Дубровский.
2
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском».
20-21
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода « Пожар в Кистеневке».
2
Прочитать главы 12 – 19
Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование.
22-23
Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой.
2
Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского.
24
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
1
Дописать сочинение.
25
Контрольная работа (тестирование) по творчеству А.С. Пушкина.
1
Подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове.
26
М.Ю Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение « Тучи». Чувство одиночества по Родине.
1
С.153-157 – чит., вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть;
27
Тема одиночества в стихотворениях « Утес», «Ночевала тучка золотая» , «На севере диком».
1
Письменное задание.
28-29
М.Ю. Лермонтов « Три пальмы» . Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
2
С.159-160 – чит.; с.160-162 – выр.чит.; вопросы 1-4.
30
Р.Р. Классное сочинение « Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».
1
Подготовитьс к внеклассному чтению. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
31
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь.
«Старосветские помещики».
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5;
С.165-166, вопр.1
32-33
И.С. Тургенев. Цикл рассказов « Записки охотника». « Бежин луг» Духовный мир крестьянских детей.
2
Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа»
34
Роль картин природы в рассказе
«Бежин луг».
1
Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:
«Был прекрасный июльский день» до «затеплится на нём вечерняя звезда».
35
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.
1
Ответы на вопросы.
38
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело»
1
С. 200-201 пересказ; с. 201-206 стихи выразит. читать; отв.на вопросы; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
39
«С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна.
1
Стихи выразит. читать; отв. на вопросы; нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду.
40
Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
41
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила». Природа как воплощение прекрасного.
1
Стихи выразит. читать; отв.на вопросы; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.
42-43
Фет А.А. «Еще майская ночь». «Учись у них - у дуба, у березы». Природа как мир истины и красоты.
2
Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
44
Р.Р. Психологизм, гармоничность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Фета А.А. и Ф.И. Тютчева
1
Дописать сочинение.
45
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Картина подневольного труда.
1
Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?
46
Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова
«Железная дорога»: эпиграф, роль пейзажа, своеобразие композиции стихотворения.
1
Выучить наизусть отрывок из стихотворения: от слов «Славная осень» до «думаю думу свою».
47
Внеклассное чтение. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема.
1
Написать сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России».
48
Контрольная работа по творчеству Некрасова, Тютчева, Фета. Тест.
1
Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Левша».
49-50
Н.С. Лесков. Слово о писателе .Сказ «Левша». Анализ произведения. Понятие о сказе.
2
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан». Выписать из текста сказа примеры сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов.
51
Р.Р.Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению по творчеству Н.С Лескова и Н.А. Некрасова.
1
Написать сочинение на тему: «За словесной игрой – не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С.Лескова «Левша»);
Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах».
52
Внеклассное чтение. Н.С. Лесков.
«Человек на часах».
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа.
53
А.П.Чехов. Слово о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.
1
С.296-297, пересказ;
Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника».
54
А.П. Чехов « Пересолил» «Лошадиная фамилия» и другие.
1
Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?»
55
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой. Художественные средства, передающие различные состояния пейзажной лирики. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»
1
Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения». Дать ответ на этот вопрос.
Из русской литературы 20века.
56-57
А.А.Платонов. Слово о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
2
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
С.29-32, вопр1-2,4;
Дочитать рассказ до конца, с.38, вопр.4.
58-59
А.С. Грин. «Алые паруса». Краткий рассказ о писателе. Душевная красота главных героев.
2
Задание в тетради.
60
М.М. Пришвин Слово о писателе. Сказка- быль «Кладовая солнца». Митраша и Настя.
1
Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте.
61-62
Образ природы в сказке - были
«Кладовая солнца». Анализ эпизода Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2
Образ Митраши, составить план его характеристики.
63
Особенности композиции и смысл названия сказки- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши.
64
Р.Р. Сочинение « Человек и природа в сказке- были М.М. Пришвина « Кладовая солнца».
1
Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
65-66
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С. Самойлов «Сороковые». Обучение выразительному чтению.
2
Выучить наизусть
с.80-81.
67
Внеклассное чтение. А .А. Лиханов
«Последние холода».
1
С.84-86, вопр.1,3;
дочитать до конца; с.107, вопр.1, 3.
68
В.П. Астафьев. Слово о писателе
«Конь с розовой гривой». Картины быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.
1
Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105.
69-70
Р.Р. Нравственные проблемы рассказа « Конь с розовой гривой. Подготовка к домашнему сочинению.
2
Написать сочинение.
71
В.Г. Распутин . Краткий рассказ о писателе «Уроки французского» Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
1
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос.
72-73
Нравственные проблемы рассказа В.Г Распутина «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
2
Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В.Распутина)
74
Р.Р. Классное сочинение
«Нравственный выбор моего ровесника « в произведениях В.П. Астафьева и В.Г Распутина.
1
Дописать сочинение.
75
Н.М. Рубцов Слово о поэте «Звезда полей», «Листья осенние», « В горнице». Тема Родины, человека и природы в поэзии Рубцова.
1
Выразительное чтение, анализ.
76-77
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».
2
С.185, вопр.7.
78
Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина. ВОВ. Тестирование.
1
Подготовить чтение выразительное стихотворений. А.А. Блок « Летний вечер»,
«О, как безумно за окном».
79
Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок « Летний вечер»,
«О, как безумно за окном».
1
С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию).
80
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали» , «Пороша».
1
Одно стихотворение наизусть (по выбору); нарисовать иллюстрацию (по желанию).
81
А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению
1
С.191 – наизусть.
82-83
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы « Срезал», «Критики». Особенности героев Шукшина.
2
С.155-165, выразительно читать, отв.на вопр.1-4 с.165;
Подготовиться к внекл. чтению – прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
84
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения « Родная деревня»,
«Книга». Любовь к родному краю.
1
С.196-197 – выразительно читать; с.198 вопр.1-2.
85
Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».
2
С.200-201 – выразительно читать;
С.201 вопр. 1-3.
Из зарубежной литературы
86-87
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
2
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Пересказ мифа (по выбору), иллюстрации.
88
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе».
1
С.212-214, пересказ, иллюстрации.
89
Гомер. Рассказ о Гомере. «Илиада».
«Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.
1
Дочитать поэму до конца, вопр.11 с. 248
Подготовиться к внекл. чтению – прочитать
роман Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».
90-91
Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
3
Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман «Дон Кихот» людям нашего времени?
92
Ф.Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести.
1
С.254-258, выразит. чтение; вопросы 2-4 с.258.
93
П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет.
2
Дочитать до конца, вопр. 3-5 с277;
94-95
Антуан де Сент- Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
2
Подготовиться к внекл. чтению – прочитать
Роман М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».
96-98
М. Твен « Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека.
3
Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам.
99 -100
Письменный ответ на вопрос « Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
2
Письменный ответ на проблемный вопрос.
101-102
Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся.
2
Задания для летнего чтения.
VIII. Материально-техническое обеспечение предмета.
УМК:
Литература. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2012 г.
Библиотечный фонд:
Коровина В.Я. Литература: 6 кл.: Метод. советы.
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре: 6 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Лит-ра. 6 кл.» М., Просвещение, 2012.
Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 6 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.» М., Просвещение, 2012.
Н.В. Беляева, О.Е. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2012.
П.А.Николаева. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. – Москва: «Просвещение», 2011.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2010.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2012.
Ю.С. Пичугов. Обучение сочинениям на свободную тему. Москва, «Просвещение», 2013.
Л.А. Смирнова. Русская литература. Справочные материалы. Москва, «Просвещение», 2009.
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 2013.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1914. – 586с.
М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,2007. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 2006. – 384с.
Аркин И.И. Уроки литературы в 6 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2011.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2014.
5. Коровина В.Я. Литература: 6 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 6 класс, -М.: Материк Альфа, 2014.
9. Матвеева Е.И. Литература. 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2010
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2012.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2011 г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 6 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2012 г..
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2009.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 6 класс, -М.: Материк Альфа, 2013.
Матвеева Е.И. Литература. 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:Эскимо, 2011
Печатные пособия
Портреты русских писателей 18, 19, 20 веков.
Интернет - источники (адреса сайтов)
«Первое сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] september.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет - источники (для учащихся):
Словари:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Словарь сокращений русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Толковый словарь русского языка Ожегова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русские словари (Институт им. Виноградова)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Дополнительная литература для учащихся:
Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2012.
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2013.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю. Шведовы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – РОФ «Центр развития русского языка»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Русский язык»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Сайт о русской словесности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – образовательный портал
Технические средства обучения
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран (на штативе или навесной).
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
CD, DVD-проигрыватели.
13 PAGE 14515
13PAGE 15
13PAGE 145015
15