Программа пропедевтического курса химии для учащихся 7 класса
ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ХИМИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная химия развивается стремительными темпами. Роль химии в жизни очень велика. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках Однако в настоящее время химия перешла в разряд непрестижных наук. Это сложная наука, но ею можно увлечь, заинтересовать, если правильно, а главное вовремя использовать заложенный в детях интерес к процессу познания. Наибольший познавательный интерес к химии, к экспериментам имеют учащиеся в 12-13 лет. Именно этот возраст является благоприятным для изучения химии, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. Выходом из данной ситуации может быть пропедевтический курс химии 7 класса. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Так в 6 классе в курсе математике учащиеся решают задачи на нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.
Программа пропедевтического курса химии рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Основные задачи курса:
знакомство с первоначальными понятиями химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов, формулы оксидов, кислот, солей и оснований);
формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
воспитывать элементы экологической культуры;
решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов;
Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Особенность методики обучения по этому курсу состоит в отказе от заучивания большого количества строгих научных определений, формулировок, от пересказа текстов. В сведения учащиеся получают в ходе активной самостоятельной деятельности и на основе имеющихся знаний.
При обучении химии большое значение имеет умение учащихся наблюдать за химическими процессами. Наблюдение – это не пассивное созерцание, это сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и четко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Правила ТБ изучаются постепенно. Эксперимент включается в творческие домашние и проверочные работы.
Развитие представлений о веществах и их свойствах логически продолжается при изучении раздела «Основные классы неорганических веществ». В итоге учащиеся должны знать определение, состав, области применения отдельных представителей основных классов неорганических веществ. Учащиеся должны уметь определять по составу вещества, к какому классу вещество относится, знать основные отличия классов по составу и характерным свойствам. При этом не ставится задача научить составлять формулы ни по валентности, ни по степеням окисления. На данном этапе достаточно знать как изображаются с помощью знаков химических элементов формулы изученных веществ, научиться по готовым моделям составлять формулы и знать особенности написания формул основных классов неорганических веществ. Периодическая таблица химических элементов на первом этапе является справочной таблицей для учащихся и только в курсе 8 класса дается периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева. В задачи данного курса не входит написание уравнений химических реакций, химические явления и свойства описываются качественно.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ХИМИЯ» 7 к л а с с.
Тема 1.
Введение (5 ч)
Урок 1.Предмет химии.
Основной материал. Что изучает химия. Вещества и тела. Химические явления – превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества.
Демонстрации. Тела различные и одинаковые по форме, объему и цвету.
Урок 2.Методы исследования природы. Лабораторное оборудование
Основной материал. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, ТБ. Лабораторная работа: работа со спиртовкой, правила нагревания.
Демонстрации. Лабораторная посуда: мерный цилиндр, пробирки химические и биологические, спиртовка.
Домашний эксперимент: Изучение строения пламени свечи.
Урок 3. Чистые вещества и смеси.
Основной материал: Чистое вещество и смесь. Компоненты смеси. Однородные и неоднородные смеси, растворы. Различные способы разделения смесей.
Демонстрации: Лабораторная посуда: делительная воронка, воронка, колбы. Изготовление фильтра. Хроматография.
Урок 4. Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»
Основной материал: Формирование специальных навыков разделения смесей: декантация, фильтрование, выпаривание. Физические явления.
Урок 5.Физические и химические явления.
Признаки химических реакций.
Основной материал. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски.
Демонстрации. Примеры химических реакций.
Тема 2.
Строение вещества (7 ч)
Урок 6. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
Основной материал: Общее знакомство со структурой таблицы: периоды, группы, порядковый номер. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов, происхождение их названий.
Демонстрации. Различные варианты периодических систем
Урок 7.Строение вещества: атомы, молекулы.
Основной материал. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы и атомы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекул. Абсолютная и относительная атомная масса.
Демонстрации. Делимость мела. Модели различных молекул и атомов.
Урок 8.Строение атома.
Основной материал. Э.Резерфорд – создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (электроны, протоны) и электроны. Массы этих частиц. Химический элемент как вид атомов.
Демонстрации. Модели атома.
Урок 9. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.
Основной материал. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева: группы, периоды, ряды. Физический смысл порядкового номера химических элементов. Работа с периодической таблицей.
Демонстрации: работа с карточками
Урок 10. Химические формулы. Простые и сложные вещества.
Основной материал. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Запись и чтение формул. Вещества простые и сложные. Описание качественного и количественного состава вещества по химической формуле. Относительная молекулярная масса. Расчеты относительной молекулярной массы веществ по формуле.
Демонстрации. Демонстрации простых и сложных веществ, формул этих веществ.
Урок 11.Закрепление материала по теме «Строение вещества»
Основной материал. Строение атома. Физический смысл порядкового номера. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Классификация веществ на простые и сложные.
Демонстрации. Простые и сложные вещества.
Урок 12. Тестирование.
.
Тема 3.
Простые и сложные вещества и их свойства.
Вода. Растворы. (8 ч)
Урок 13.Металлы как химические элементы и простые вещества.
Основной материал: Характеристика положения химических элементов металлов в ПСХЭ. Простые вещества – металлы. Формулы. Общие физические свойства металлов. Исторические сведения о первых известных семи металлах: ртуть, железо, медь, олово, свинец, золото, серебро.
Демонстрации: Коллекции металлов.
Урок 14. Неметаллы как химические элементы и простые вещества.
Основной материал: Характеристика положения химических элементов неметаллов в ПСХЭ. Простые вещества неметаллы. Физические свойства неметаллов. Химические формулы. Относительность классификации веществ на металлы и неметаллы по физическим свойствам (на примере йода и углерода). Кислород и водород.
Демонстрации: Коллекция неметаллов. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Катализатор. Получение водорода и его горение, проверка водорода на чистоту.
Урок 15. Вода.
Основной материал. Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве.
Демонстрации. Измерение плотности воды ареометром. Видеофильм.
Домашний эксперимент 4: замерзание воды в стеклянной бутылке.
Урок 16, 17. Растворы и взвеси.
Основной материал. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Истинные растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе. Решение задач с применением массовой доли.
Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси. Экспериментальное решение задач на растворы.
Урок 18. Ненасыщенные и насыщенные растворы.
Основной материал. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Выращивание кристаллов из растворов.
Демонстрации. Выращивание кристаллов из растворов.
Домашний эксперимент 5: Выращивание кристаллов из насыщенных растворов поваренной соли и медного купороса.
Урок 19. Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации»
Тема 4.
Основные классы неорганических веществ. (9 ч)
Урок 21.Оксиды.
Основной материал. Вода – представитель класса оксидов. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов и их использование. Кислотные и основные оксиды.
Демонстрации. Показ наиболее распространенных оксидов, коллекций образцов горных пород.
Урок 22. Кислоты.
Основной материал. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Классификация кислот. Распознавание кислот. Индикаторы: метиловый-оранжевый, лакмус, универсальная индикаторная бумага. Шкала рН. Правила обращения с кислотами. Использование кислот в народном хозяйстве, быту.
Демонстрации. Действие кислот на индикаторы. Растворение кислот в воде.
Урок 23.Общие свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами.
Основной материал. Взаимодействие кислот с металлами. Вытеснительный ряд металлов Бекетова.
Демонстрации. Взаимодействие кислот с металлами: цинком и магнием (лабораторный опыт).
Домашний эксперимент. 8.Взаимодействие различных металлов (железа, алюминия) с уксусной кислотой.
Урок 24. Особые свойства серной кислоты
Основной материал. Особые свойства серной кислоты: обугливание органических тканей, качественная реакция с хлоридом бария. Растворение серной кислоты.
Демонстрации. Растворение серной кислоты в воде, обугливание бумаги концентрированной серной кислотой, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария.
Урок 25. Слабые кислоты.
Основной материал. Образование и разложение слабых кислот: угольной, кремниевой, сернистой. Применение кислот в быту. Кислотные дожди.
Демонстрации. Получение сернистого газа горением серы, растворение его в воде и доказательство получения кислоты.
Домашний эксперимент. 9.Получение кремниевой кислоты из силикатного клея.
Урок 26.Основания
Основной материал. Общие сведения об основаниях. Классификация оснований на нерастворимые основания и щелочи. Щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в быту, народном хозяйстве. Правила обращения со щелочами. Распознавание оснований.
Демонстрации. Действие щелочей на индикаторы. Действие кислот и щелочей на индикаторы. Определение кислотности почвы. (л/р)
Урок 27. Соли.
Основной материал. Соли как сложные вещества. Реакция нейтрализации. Примеры солей, распространение их в природе. Растворимость солей в воде. Поваренная соль, сода, известняк.
Демонстрации. Образцы солей. Реакция нейтрализации
Урок 28.Обобщение материала по теме «Основные классы неорганических веществ»
Основной материал. Классификация веществ по составу (оксиды, кислоты, соли, основания). Генетическая связь основных классов неорганических соединений.
Демонстрации. Демонстрация цепочки превращений: сера ( сернистый газ ( сернистая кислота ( сульфит натрия
Урок 29. Тестирование.
Тема 5. Химия и общество. Значение науки химии.
(4 ч)
Урок 30.Химия и повседневная жизнь человека.
Основной материал. Домашняя аптечка: перекись водорода, нашатырный спирт, иод, аспирин. Моющие и чистящие средства. Средства для борьбы с насекомыми. Химические средства гигиены и косметики. Химия и пища.
Домашний эксперимент: определение индикатором кислотной и щелочной среды различных растворов, применяемых в быту.
Урок 31. Химия и производство.
Основной материал. Химическая промышленность, химическая технология. Основные научные принципы организации химического производства. Сырье. Энергия. Основные стадии химического производства. Охрана труда.
Урок 32. Химия и экология.
Основной материал. Химические загрязнения окружающей среды. Охрана атмосферы от химических загрязнении. Охрана водных ресурсов. Охрана земельных ресурсов.
Урок 33. Химия и сельское хозяйство.
Основной материал. Растения и почва. Удобрения (органические и минеральные). Классификация удобрений по различным признакам. Химическая мелиорация почв. Химизация животноводства.
Заголовок 115