Рабочая программа пропедевтического курса по химии для 7 класса Введение в химию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей химии
Руководитель МС
__________ __________
17.08.2015 г
СОГЛАСОВАНА
Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ
_________ _Л.И._Мелёшкина

___. ___. 2015 г
УТВЕРЖДЕНА
Директором МБОУ Спасская СОШ
_______ В.К. Ефремкин
___. __. 2015 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пропедевтического курса химии
для 7 класса
“Введение в химию”
( по УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана)
Количество часов 34 Уровень базовый
составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии.











Составила: учитель МБОУ Спасской СОШ
Судницына Г.В.

















2015 – 2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Несмотря на то, что химия как наука занимает одно из центральных мест в естествознании, в настоящее время наблюдается сокращение объема часов на изучение данного предмета. Главной проблемой становится перегруженность курса химии основной школы, что не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к изучению предмета, для развития метапредметных компетентностей обучающихся.
Основной целью данного пропедевтического курса химии является формирование интереса к предмету, а также уменьшение интенсивности прохождения учебного материала в основной школе за счет отработки некоторых базовых понятий (физическое и химическое явление, химические знаки и формулы, валентность, степень окисления, простое и сложное вещество, классы веществ, химические уравнения).
Наибольший интерес у учащихся вызывает информация, которую они добывают сами, а не сообщает учитель. Изучение теоретического материала запоминается лучше, если подтверждается опытом. Поэтому одними из ведущих методов обучения в этом возрасте (13 – 14 лет) должны стать моделирование (молекул, химических реакций), эксперимент. Практические работы, включенные в программу курса, являются средством развития специальных умений и одновременно средством контроля и оценки уровня сформированности этих умений. Задания исследовательского и творческого характера показывают привлекательность химической науки, учат грамотному и безопасному проведению эксперимента. Различные формы организации учебных занятий, в том числе активные, не только способствуют развитию познавательного интереса семиклассников, но и повышают качество знаний.
Программа пропедевтического курса не предусматривает изучения химических свойств веществ, но дает возможность более подробно описывать физические свойства, наблюдаемые процессы, значение и применение веществ, что приводит к пониманию значимости химических веществ в природе и жизни человека, к значимости науки химии в естествознании.
Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.

Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание курса “Введение в химию” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе.
Основные цели пропедевтического курса:
1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Основные задачи курса:
- познакомить школьников с предметом химии, подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
- сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету;
- овладеть умениями наблюдать химические и физические явления, проводить химический эксперимент;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- развивать метапредметные компетентности учащихся;
- познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами и путями их решения.

Требования к усвоению учебного материала
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений;
- способы разделения смесей;
- признаки химических реакций и условия их протекания;
- знаки важнейших химических элементов-металлов и элементов – неметаллов;
- валентность водорода, кислорода в химических соединениях, номенклатуру бинарных соединений;
- значение понятий «среда раствора», «индикаторы»;
- формулы важнейших оксидов, кислот, оснований, солей;
- закон сохранения массы веществ, принципы составления химических уравнений;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- проводить простейшие исследования свойств веществ;
- использовать метод наблюдения, моделирования при выполнении различных видов практических заданий;
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
- находить и определять положение химического элемента в периодической системе, его относительную атомную массу;
- читать химические формулы веществ, определять по формуле качественный и количественный состав веществ, производить математические расчеты по формуле;
- производить математические расчеты концентрации вещества в растворе;
- составлять формулы бинарных соединений, кислот, оснований, солей, называть их, определять их растворимость в воде;
- составлять уравнения некоторых химических реакций, определять тип химических реакций (по числу и составу исходных и образующихся веществ);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
- обладать навыками работы с различными видами источников информации.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметные:   включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.
Перечень практических работ.
№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности в кабинете химии.» № 2 «Изучение строения пламени» (PROLog л\р №4)
№ 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»
№4 «Моделирование молекул веществ»
№5 «Влияние температуры на растворимость вещества» (PROLog л\р №1)
№6 «Изучение мутности воды из разных источников» (PROLog л\р №5)
№7 «Определение реакции среды растворов» (PROLog л\р №2)
№8 «Моделирование уравнения химической реакции»
№9 «Изучение текстильных волокон по коллекции».
Список учебно-методической литературы:
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Программа по химии. 8 - 9 кл .- М.: Оникс 21 век, 2003
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 кл .- М.: Оникс 21 век, 2002





7 класс
(1 ч в неделю, всего – 34 часа)

Тема № 1. Введение. (6 ч)
Предмет химии. Что изучает химия. Методы изучения химии. Тело и вещество. Свойства вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Практические работы: №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»
№ 2 «Изучение строения пламени» (PROLog л\р №4)
№ 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Тема № 2. Вещества. (7ч)
Язык химии. Знаки химических элементов. Элементы-металлы и неметаллы. Периодическая система химических элементов. Порядковый номер, период, группа, подгруппа.
Химические формулы. Индекс, коэффициент. Простое и сложное вещество. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчеты по химической формуле.
Валентность, степень окисления. Составление формул по степени окисления. Структурные формулы по валентности.
Практические работы: №4 «Моделирование молекул веществ»

Тема № 3. Вода. Растворы. (6ч)
Строение молекулы воды. Свойства воды. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Растворы. Растворимость. Таблица растворимости. Массовая доля вещества в растворе. Среда раствора. Индикаторы.
Практические работы:
№5 «Влияние температуры на растворимость вещества» (PROLog л\р №1)
№6 «Изучение мутности воды из разных источников» (PROLog л\р №5) №7 «Определение реакции среды растворов» (PROLog л\р №2)

Тема № 4. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. (4ч)
Основные классы неорганических веществ. Оксиды. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов, их использование. Номенклатура.
Кислоты. Правила обращения с кислотами. Номенклатура.
Основания. Правила обращения со щелочами. Номенклатура.
Соли. Примеры солей, распространение их в природе. Номенклатура солей.

Тема № 5. Химические реакции. (7ч)
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Моделирование уравнения химической реакции. Реакции соединения. Реакции горения. Реакции разложения. Реакции замещения. Взаимодействие растворов кислот с металлами. Вытеснительный ряд металлов Бекетова. Реакции обмена.
Практические работы: №8 «Моделирование уравнения химической реакции»

Тема № 6. Химия и общество. (4ч)
Химия в быту. Химия в производстве. Химия в сельском хозяйстве. Химия и экология.
Химия и я.
Практическая работа: № 9 «Изучение текстильных волокон по коллекции».