Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как основа лингвистического образования младших школьников.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как основа лингвистического образования младших школьников.
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить учебный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, т.е. стать «профессиональным учеником». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе, коллективе, быть гражданином и патриотом своей родины. Все эти цели зафиксированы во ФГОС начального общего образования. Достижение указанных в стандарте результатов может быть обеспечено лишь в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), которые дадут возможность ученику самостоятельно постигать знания, пользоваться современными средствами информации. Новые цели требуют новых подходов их реализации.
Наибольшее значение при формировании УУД приобретают такие предметы, как «Русский язык» и «Литературное чтение». Правильная, точная и богатая речь является показателем общей культуры и гражданской позиции человека. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Научить ребенка излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Как же построить эту работу?
Правильность – соблюдение норм литературного языка.
Богатство – отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов.
Точность – употребление в речи слов и словосочетаний, полностью соответствующих их смысловому значению.
Выразительность – использование яркой и убедительной интонации для передачи своих чувств.
Чистота – свобода от жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов. Таким образом, становится очевидным то, что речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Каковы же пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся.
Во – первых, четкая и целенаправленная подготовка структуры урока (с чем должны познакомиться учащиеся и что должно быть усвоено, чем должны овладеть на уровне практического применения).
Во – вторых, с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организацию начала урока планируется его нестандартное начало. Нужно постараться вызвать у учеников удивление, мажорное настроение, интерес к работе, пытаться затронуть их чувства. Чтобы пополнить словарный запас детей, надо пробудить у них интерес к отдельно взятому слову. Изучить не только его лексическое значение , но и происхождение.
- «откуда слово к нам пришло?»
- «как образовалось?»
- «что обозначает?»
В – третьих, постоянный контроль за речью учащихся, исправление произношения, постановки ударения, выбора слова, наиболее точно отражающих действительность. Разнообразные игры со словами следует включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутье: замени одним словом, произнеси правильно, найди «спрятавшееся» слово, запиши слова на определенную тему, реши кроссворд. (2, с.38)
Сочинения играют особую роль в развитии письменной монологической речи младших школьников. Они способствуют продвижению каждого ученика в своем развитии, предоставляют творческий простор для детской инициативы, вырабатывают привычку строго, внимательно относиться к слову, к доказательности высказывания (1, с.41). В работе можно использовать разнообразные формы организации обучения сочинению: урок «Сочиним сказку», урок – восхищение «Что я люблю», урок семейного тепла «Субботний вечер у нас дома». На всех этих уроках ребятам предстоит использовать устную и письменную монологическую речь, мобилизуя весь свой личный опыт по данным проблемам.
В – четвертых, продуманность в отборе материала. Тематика заданий была ориентирована на следующие УУД:
- формирование внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности личности.
- создание учебно–познавательного интереса к новому учебному материалу. После изучения предложения, где прямая речь стоит после слов автора, учащимся предлагается задание: запиши предложение: Мама спросила: «Вова, а кто это?»
- Существует ли предложение, где прямая речь стоит перед словами автора и как такое предложение оформляется при письме?
Таким образом, создается не только мотивация к изучению темы, но и желание самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос.
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Составление предложений – просьб, с которыми обращаются герои друг к другу сказочные герои. Подбор заглавий, наиболее точно передающих главные мысли фрагментов литературных произведений.
В-пятых, работа в парах и группах. Коллективные виды работ делают урок интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания учащихся. Умение довести свою позицию до других, договориться с людьми и уважительно относиться к позиции другого – важная составляющая формирования коммуникативных УУД.
В-шестых, использование проблемно-диалогической технологии при изложении нового материала. Постановку проблемы м поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Хотя эта технология , прежде всего, формирует регулятивные УУД ( принять и сохранить учебную задачу, сотрудничать с учителем, планировать и контролировать работу), но, за счет использования диалога, необходимо аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы, идет и формирование коммуникативных УУД.
В- седьмых, систематическая оценка работы учащихся (мимическая, словесная, материализованная ). Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, подводит к адекватному восприятию критики и формированию самооценки. Игра «Найди ошибки» позволяет не только оценивать знания других, но и повторить изученный материал. Например, на доске записано предложение с прямой речью. Согласны ли вы с такой надписью? Сколько ошибок заметили?
«Теперь пора промолвил он!» и протянул руку.
Далее начинается учебная дискуссия, в ходе которой ученикам приходится демонстрировать и познавательные, и коммуникативные , и регулятивные УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, отстаивании своей точки зрения, подтверждая аргументы фактами. Способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания обеспечивается тем, что УУД позволяют ему свободно ориентироваться как в различных предметных областях, так и в различных жизненных ситуациях.
Список литературы.
Гоголева И.И. сочинение как средство общего развития учащихся.
Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н.Орфографические шпаргалки. – М «МарТ» 2005.
Научно- методический журнал «Начальная школа» , 2010,№1.
Дьяченко В.К. сотрудничество в обучении. – М. :Просвещение, 1991.