Рабочая программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач повышенной сложности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 41 г.Владивостока»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО заместитель директора директор МБОУ «Лицей №41»
учителей математики по УВР Ганева Е.А. Пляс Е.В.
руководитель МО
________________ ___________________ ____________________
Протокол №____ «____»________2013г. Приказ №____ от «___»____2013г.
от «___»_________2013г.
Рабочая программа
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение задач повышенной сложности»
11 «Б» класс
учителя высшей квалификационной категории
Соловьёвой Екатерины Викторовны
Владивосток
2013-2014
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение задач повышенной сложности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество учебных часов: 34 часа
XI класс
Одна из задач современной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели курса:
социализация обучения через формирование ключевых компетенций;
подготовка к единому государственному экзамену по информатике;
устранение разрыва в содержании образования вузовского и школьного курсов.
Задачи курса:
Сформировать у обучающихся ИКТ компетенции.
Познакомить выпускников с нормативными документами, регламентирующими процедуру проведения единого государственного экзамена по информатике.
Способствовать формированию у школьников представления о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов по информатике.
Познакомить выпускников с теоретическими аспектами представления информации, с терминологией вузовского уровня.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В КИМ по информатике отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Во всех трёх частях экзаменующемуся предлагается решить какую-либо задачу. Поэтому, основной тип занятий – практикум по решению задач. Учебный процесс может быть организован в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочной форме, когда учитель обобщает изученный материал, стремясь приблизить теоретические базы и характер изложения к высшей школе, консультирует учащихся в процессе решения задач;
внеурочной форме, когда учащиеся после занятий (дома, или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания практикума.
Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе тестовых заданий, включенных в Федеральный банк экзаменационных материалов. Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в форме зачётов по теоретическому материалу и защите практикума по решению задач. Итоговый контроль реализуется в форме пробного ЕГЭ на этапе подготовки, и сдаче ЕГЭ в установленной форме.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1.Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Типы заданий. Нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ и оценка ответов выпускников на задания с развёрнутым ответом.
Специфика тестовой формы контроля знаний. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий. Типология заданий со свободным развёрнутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.
2.Измерение и кодирование информации.
Обобщение навыков измерения информации в разных формах: алфавитный подход к измерению символьной информации, пиксельное измерение графической информации. Единицы измерения информации. Кодирование и декодирование информации по предложенным правилам.
3.Арифметические основы компьютера.
Позиционные системы счисления. Запись целых и вещественных чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.
4.Логические основы компьютера.
Основные понятия алгебры логики. Логические операции. Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики. Решение текстовых логических задач.
5.Алгоритмизация и программирование.
Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм. Решение задач на составление и анализ алгоритмов.
Язык программирования. Правила представления данных и записи основных операторов. Массивы. Решение задач на анализ программ.
6.Моделирование и компьютерный эксперимент.
Виды информационных моделей. Диаграммы. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.
7.Программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Файлы и файловая система. Имя файла. Путь к файлу. Операции с файлами.
8.Технология обработки графической и звуковой информации.
Растровая графика. Модели цветообразования (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Представление звуковой информации: цифровая запись.
9.Технология обработки информации в электронных таблицах.
Табличные расчёты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Диаграммы и графики.
10.Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.
Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных. Условия поиска.
11.Телекоммуникационные технологии.
Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имён). Поиск информации в компьютерных сетях.
12.Технология программирования.
Язык программирования. Решение задач на составление и анализ программ.
13.Тренинг по вариантам.
Отработка навыка выполнения заданий. Анализ результатов ЕГЭ. Возможные трудности и типичные ошибки в экзаменационных работах.
14.Зачет.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/на уровне воспроизведения знаний через несложные задания:
единицы измерения информации;
принципы кодирования;
системы счисления;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования;
основные элементы математической логики;
основные типы информационных моделей;
программное обеспечение;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Уметь/проверяется сформированность информационной компетенции в стандартных условиях:
подсчитывать информационный объем сообщения;
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;
создавать и преобразовывать логические выражения;
формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
оценивать результат работы известного программного обеспечения;
формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.
Уметь/проверяется сформированность информационной компетенции в новой ситуации:
решать сложные логические высказывания;
анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
«Решение задач повышенной сложности»
Количество учебных часов: 34 часа
XI класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Типы заданий. Нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ и оценка ответов выпускников на задания с развёрнутым ответом.
Специфика тестовой формы контроля знаний. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий. Типология заданий со свободным развёрнутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.
Тема - «Измерение и кодирование информации».
Обобщение навыков измерения информации в разных формах: алфавитный подход к измерению символьной информации, пиксельное измерение графической информации. Единицы измерения информации. Кодирование и декодирование информации по предложенным правилам.
Решение задач
Тема - «Арифметические основы компьютера».
Позиционные системы счисления. Запись целых и вещественных чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.
Решение задач
Тема – «Логические основы компьютера». Основные понятия алгебры логики. Логические операции. Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики. Решение текстовых логических задач.
Решение задач
Зачёт
Тема – «Алгоритмизация и программирование».
Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм. Решение задач на составление и анализ алгоритмов.
Решение задач
Тема – «Язык программирования. Правила представления данных и записи основных операторов. Массивы. Решение задач на анализ программ».
Решение задач
Тема – « Моделирование и компьютерный эксперимент».
Виды информационных моделей. Диаграммы. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.
Решение задач
Зачёт
Тема – «Программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Файлы и файловая система. Имя файла. Путь к файлу. Операции с файлами».
Решение задач
Тема – «Технология обработки графической и звуковой информации.
Растровая графика. Модели цветообразования (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Представление звуковой информации: цифровая запись».
Решение задач
Тема – «Технология обработки информации в электронных таблицах».
Табличные расчёты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Диаграммы и графики.
Решение задач
Тема – «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных».
Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных. Условия поиска.
Решение задач
Тема – «Телекоммуникационные технологии».
Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имён). Поиск информации в компьютерных сетях.
Решение задач
Зачёт
Тема – «Технология программирования».
Язык программирования. Решение задач на составление и анализ программ.
Решение задач
Зачёт
Тренинг по вариантам.
Анализ результатов тренинга ЕГЭ. Возможные трудности и типичные ошибки в экзаменационных работах.
ЛИТЕРАТУРА
Победоносцева М.Г. «Информатика и образование» №10, 2008г. «Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике».
Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тренировочные задания. – М: ЭКСМО, 2011.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10 – 11: Учебник для 10 -11 классов. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7 – 11); Методическое пособие для учителей. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Якушкин П.А., Крылов С.С. Информатика. Сборник экзаменационных заданий 2011. Федеральный банк экзаменационных материалов. –М: Эксмо, 2012.
Тестирование on-line. (www.ege.edu.ru – , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], http://ege.yandex.ru/informatics...).
Тренировочные работы МИОО СтатГрад 2011-2012 (http://statgrad.mioo.ru/).
15