Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова
Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова Рассмотрим особенности формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка по развивающей системы Л.В. Занкова. Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставил другую цель — система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, создать благоприятные условия для их созревания и развития, а не насильно развертывать их.
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон — внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности (развитие ума, воли, чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу).
Новая система обучения — это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны.
Развитие достигается на основе реализации всею комплекса ее частей, определяющих и образующих процесс обучения, — целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также организационных форм, особой атмосферы обучения и учета его результативности.
Регулирующую и направляющую роль в системе Л.В. Занкова имеют дидактические принципы[6;34]:
1. Обучение на более высоком уровне трудности.
2. Изучение материала более быстрым темпом.
3. Ведущая роль теоретических знаний.
4. Осознание процесса учения.
5. Работа над развитием всех учащихся.
Принцип более высокого уровня трудности в обучении предполагает преодоление школьниками трудностей в процессе учебы, что вызывает у них духовный подъём, способствует развитию. Овладение знаниями без какого-либо напряжения делает процесс развития вялым и медленным. Но трудности должны быть доступны для преодоления их детьми в зоне ближайшего их развития. Если мера трудности не будет соблюдаться, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад интереса к учению.
Принцип прохождения материала более быстрым темпом противостоит разжевыванию материала. Более быстрое продвижение в познании отвечает потребности детей — их больше интересует узнавать новое, чем повторять уже знакомый материал. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет совместно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом ранее изученное выступает в новых связях и сопровождается открытием в нем новых сторон и новых граней.
Принцип ведущей роли теоретических знаний предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.
Работа над освоением закономерностей продвигает школьников в их развитии.
Принцип осознания процесса учения обращен внутрь — на осознание учеником протекающего у него процесса сознания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. А разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов для слабых школьников Л. В. Занков считал противоречащим законам развития и самой природосообразности обучения.
Важным условием реализации дидактических принципов является создание особой, доверительной атмосферы обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. В общении складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу. Учителю надо обращать внимание на развитие этих чувств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг другу, сочувствии тому, кто оказался в трудном положении. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития, так как именно в этот период закладываются основы развития как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
2. Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
3. Система развивающего обучения Л.В. Занкова целостна, её части взаимосвязаны, каждая из них несёт в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников, построение обучения в ней строится на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес этических знаний, быстрый темп изучения программного материала, знание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся. Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, направленных также на общее развитие учащихся, в том числе и на развитие коммуникативных умений.
Как я уже отмечала развитие коммуникативных действий младшего школьника включает в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и диагностическую работу.
Цель: определить степень сформированнности у детей младшего школьного возраста коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Методика исследования: задания «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже), «Руковичка» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модефицированный вариант методики «Архитектор - строитель»), методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.) (см. Приложение 1) [11;130].
Задание «Левая и правая стороны»
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Для облегчения ориентации в использовании диагностических задач в таблице 1 даны критерии оценивания коммуникативных универсальных учебных действий.
Во время проведения диагностики дети 2 класса, в количестве 18 человек, были спокойны. В ходе проведения задания «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) было выявлено, что 8 детей (44,4%) с низким уровнем понимания возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций и только 38,8% учащихся (7 человек) справились с заданием на среднем уровне, 5,5 % на высоком
(1 человек).
Задание «Рукавички» показало, что 50% учащихся не умеют договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; у данных детей на низком уровне взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Только у 8 учащихся (44,4%) умения детей договариваться, приходить к общему решению, умения убеждать, аргументировать и т. д. на среднем уровне; у этих детей в ходе выполнения задания эмоциональное отношение к совместной деятельности: нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости).
Итак, в данном классе 50% учащихся с низким уровнем коммуникативных навыков. Дети не умеют договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; не замечают и игнорируют друг друга, ссорятся, в ходе выполнения рисунка не помогают друг другу. С результатами диагностики можно познакомиться в приложение 2.
Рассмотрим особенности формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка по развивающей системы Л.В. Занкова (см. Приложение 6).
Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету. [19, 5].
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен - заполнять специфические задачи и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Но характер, глубина и объем заданий по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Содержание курса русского языка в системе Л.В. Занкова на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и определяется составной частью целостной системы развивающего учения.
В системе Л.В. Занкова курс «Русский язык» представлен учебниками «Русский язык», автор А.В. Полякова (издательство «Просвещение»). А.В.Полякова [20,102] указывает, что данная программа предполагает изучение большого объёма теоретического материала. По мнению автора, она рассчитана на максимальное использование умственных способностей учащихся начальной школы. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
В теоретической части исследования мы выяснили, что одним из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий является один из предметов по развивающей системе Л.В. Занкова – русский язык, поэтому нами были разработаны фрагменты уроков, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
2 класс часть 1 С. 102
Тема: Диалог.
Цель: познакомить с понятием диалог в письменной и устной речи.
355219017208500Задачи:
создать условия для ознакомления детей с текстом (диалогом);
создать условия для развития устной речи учащихся, коммуникативных умений;
создать условия для воспитания интереса к предмету, умению работать в коллективе.
1. Орг. Момент
2. Минутка чистописания
3. Новая тема
4. Закрепление
Работа в учебнике упр. 192
- Прочитайте задание (чтение текста)
- Давайте, почитаем по ролям.
- Как вы думаете, мама пришьёт Миши пуговицу?
- Почему? (он попросил её вежливо)
- А как вы просите мама о чем-либо? Приведите примеры.
367855517716500- А теперь давайте сами придумаем и разыграем диалог. Мама будет…., сын (дочь) … .
Тема: Сочинение сказки по серии картинок.
Цель: развивать речь, умение полностью и последовательно излагать свои мысли.
Задача:
создать условия для развития устной и письменной речи;
251460079057500создать условия для развития коммуникативных умений, памяти, внимания, мышления, связной письменной и устной речи;
воспитывать познавательный интерес, аккуратность, дисциплинированность.
Ребятам предлагалось рассмотреть картинки, разыграть сценку (диалог), придумать сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками»
Тема: Глагол
Цель: познакомить учащихся с частью речи – глагол.
Задачи:
создать условия для знакомства с новой частью речи, которая обозначает действие предмета.
создать условие для развития коммуникативных навыков, внимания, памяти
- Рассмотрите картинку на стр. 7. Что вы видите?
- Из какой это сказки? Кто автор?
- Как вы думаете, о чем говорят девочка и волк?
- Составьте три предложения, в которых глагол отвечает на вопрос что делает?, а имя существительное – на вопрос кто?
- Можно ли по данной картинке составить диалог? (уточняется, что такое диалог)
- Давайте разыграем диалог между волком и Красной шапочкой.
Тема: Имя прилагательное.
Одна из задач к данному уроку: научить детей общаться между собой, вести диалог, применять на практике вежливые слова.
33147005016500- Прочитайте стихотворение (упр. 327).
- Ответьте на вопросы к упражнению.
- Рассмотрите картинку. Что изображено на верхней картинке? Как вы думаете, о чем говорят два гномика. Составьте диалог, проиграйте.
- Какие слова вы возьмете для общения двух гномиков-друзей?
Тема: Предложение.
Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания и по интонации.
Одна из задач: развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
274320011430000- Прочитайте сказку.
- О каких ошибках идет речь?
- найдите предложении, которые произносятся с восклицательной интонацией.
- Какие чувства выражены в этих предложениях? (удивление, возмущение)
- Прочитайте диалог, соблюдая знаки препинания.
310070531813500- Рассмотрите картинку. Как вы думаете, с какой интонацией говорит Сова?
- Почему вы так решили?
- как отвечает лягушонок?
- А заяц?
- Что вам помогло ответить на эти вопросы? (выражения лиц, мимика, жесты).
- Давайте сделаем вывод. Что важно для общения друг с другом…
С целью определения динамики уровня коммуникативных универсальных учебных действий был организован контрольный этап.
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) [11;131]
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
В ходе проведения повторной диагностики в 3 классе с помощью методики «Кто прав?» было выявлено, что у 42,1% учащихся (7 человек) коммуникативные навыки развиты на высоком уровне, 52,6% учащихся (10 человек) – средний уровень, и только 10,5% (2 человека) с низким уровнем.
Учащиеся более на высоком уровне понимают возможности различных позиций и точек зрения (преодолевают эгоцентризм), ориентируются на позицию других людей; понимают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимают относительности оценок или подходов к выбору; учитывают разные мнения и обосновывают собственное.
С заданием «Дорога к дому» 10 учащихся (52,6%) справились с заданием на высоком уровне, 7 учащихся (36,8%) на среднем уровне, 2 человека (10,5%) на низком уровне.
Более 50% учащихся умеют задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; по ходу выполнения деятельности осуществляют взаимопомощь; у ребят эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное (работают с удовольствием и интересом), только у 47% нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативного отношения не наблюдалось. Итак, уроки русского языка, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умению четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет урока русского языка, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий. Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.
Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). Конечно, это требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителей. Однако без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных.
Список литературы
Балабанова, И.П. Коммуникативные проблемы младших школьников и пути их разрешения [Электронный ресурс].- Элекрон. Текстовые данные. – М.: ГПНТБ РФ, 2008. – Режим доступа: http://www.qpntb.ruВыготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1984. — Т. 4.- 678 с.
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст]/ П.Я. Гальперин. — М., 1985.- 390 с.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. — М., 1996.- 279 с.
Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]/ Л.В. Епишина // «Начальная школа».- №11.- 2008.- С. 34-37
Занков, Л.В. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями [Текст]/ М.В.Зверева, Н.К.Индик. – М.: Просвещение, 2005.- 420 с.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. — Минск, 1993.- 438 с.
Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова [Текст] / В.П. Зинченко. — М., 2002.- 410 с.
Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст]/ Н.Н. Макарова // «Начальная школа».- №7.- 2008.- С. 28-32
Мостова, О.Н. Ребенок в кризисе [Текст]/ О.Н. Мостова // «Начальная школа + до и после».-№6.- 2007.- С.45-49
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности [Текст] / В.Е. Клочко. — Томск, 2005.- 370 с.
Князева, Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования [Текст] /Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. — 2003. — № 4.- С. 19-23
Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания школьников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей [Текст]/ М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.- 345 с.
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/ Е.Е. Кравцова. — М., 1991.- 156 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев. — М., 1974.- 506 с.
Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. — СПб., 2005.- С.23-28
Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ под ред. А.А. Леонтьева. — М., 2006.- 340 с.
Полякова, А.В. Русский язык в начальных классах: Методические рекомендации: 1-2 кл.: Пособие для учителя [Текст]/ А.В. Полякова. – М.: Просвещение. – 2007. – 93 с.
20. Полякова, А. В.Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] /А. В. Полякова, — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2004. -126 с.
21. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст]/ В.В. Рубцов. — М., 1987.- 280 с.
22. Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения [Текст]/ В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — 1998. — № 5. – С.23-29
23. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст]/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.- С. 45-49
24. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]/ Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.- 456 с.
25. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека [Текст]/ В.Д. Шадриков. — М., 2007.- 478 с.
26. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека [Текст]/ В.Д. Шадриков. — М., 2004.- 345 с.
27. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М., 2006.- 390 с.