Педсовет «Психологические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»


Слайд 1.
Педсовет
«Психологические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Слайд 2.
Притча о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
«Познай себя». Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой.
Слайд 3.
Зачем учить коммуникации?
 Во-первых, умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.
Человеческие потребности согласно Маслоу, распределяются по уровням от более простых к более высоким. Схематично иерархию потребностей представляют в виде «пирамиды».
Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. 
Во-вторых, развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Слайд 4.
Коммуникативные навыки и индивидуальные
психологические особенности
Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, учителями и сверстниками.
На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.
Слайд 5.
Коммуникативные трудности современных детей
Учащиеся с эмоциональными нарушениями: они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены. Более чем у половины этих детей доминируют отрицательные эмоции, отмечается повышенная тревожность
Отмечается тенденция роста детей с вербализмом. При диагностике готовности к школе уже выделяются дошкольники с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития. Эти дети часто оцениваются окружающими как "вундеркинды". Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением.
Особую группу составляют учащиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации (крайние «визуалы» и «кинестетики»).Их вербальные подструктуры не развиты, но маскируются разговорчивостью.
Учащиеся с индивидуально-типологическми свойствами: низкой общительностью, застенчивостью, интровертированностью (генетические предпосылки и семейная характеристика).
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.
Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. В некоторых случаях педагоги и психологи отмечают нарушения развития коммуникативных навыков у детей. Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?
Слайд 6.
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:1) "Звездный ребенок". Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.2) "Паинька-детка". В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.3) "Трудный ребенок". Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
4) Золушка". Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.
Результаты исследований показали, что по стилю общения школьники делятся на три типа:
эгоцентрический тип (18% от общего числа школьников);
дружелюбный тип (50%);
неуверенный тип (32%).
Слайд 7.
Следует заметить, задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) в полной мере может выступить и диагностической методикой. Дети, договариваясь между собой, придумывают в силуэтах рукавичек одинаковый узор, что дает представление о продуктивности совместной деятельности в парной работе одновременно у всего класса учащихся.
Слайд 8.
Модель коммуникации
В школе ребенок встраивается в модель коммуникации нового, очень значимого для него человека – Учителя. Повседневно, в разных ситуациях общаясь с учителем, он воспринимает и копирует те образцы, которые транслирует учитель. Уважение или игнорирование собеседника, стремление понять точку зрения другого или навязывание своей, умение договориться или императивное указание, отметка или рефлексия – все это впитывается ребенком ежеминутно на протяжении всей школьной жизни, а не только на отдельных уроках и занятиях, посвященных формированию коммуникативных навыков.
Сфера коммуникации выстраивается у ребенка во взаимосвязи с логическим мышлением, особенностями внимания и памяти, с самоотношением. Позитивная или негативная самооценка, уровень владения логическими операциями будут влиять на процесс овладения ребенком коммуникативными навыками, в то же время, как показал опыт экспериментального обучения, парная и групповая формы работы способствуют как более осознанному усвоению школьниками предметного содержания школьной программы, так и формированию адекватной самооценки.
Приступая к задаче формирования коммуникативных УУД у школьников, учителю целесообразно проанализировать свою собственную модель коммуникации, понять, какие ее элементы будут способствовать развитию коммуникативной компетенции детей, а какие – наоборот, затруднять.
Слайд 9.
Методика «Дерево»

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует коммуникативные навыки как установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения при общении (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация в общении на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 – модель коммуникации характеризует отстраненность ото всех, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная модель коммуникации
№ 14 – коммуникативная модель характеризует кризисное состояние
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Слайд 10.
Рекомендации учителям
Уметь слушать ученика, понимать его настроение, психическое состояние
Создавать личности обстановку успеха, одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности, чтобы учеба, школьная жизнедеятельность приносили ребенку радость
Каждый этап, результат работы ученика необходимо анализировать, особо выделяя его достижения, поощряя положительные изменения
Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности
Отказываться от командных и приказных интонаций в отношениях с учащимися, руководить, а не командовать, развивать процессы сотрудничества и соуправления.
Слайд 11.
Развитие коммуникативных умений и навыков в работе
педагога-психолога
В системе практической деятельности педагога-психолога используются наиболее эффективные формы коррекции и развития коммуникативных умений и навыков.
1. Проведение групповых занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации.
Основная цель этих занятий – снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей. Группы комплектуются по 6 человек по результатам диагностики. В занятия входят элементы психогимнастики, аутотренинга, арт-терапии.
2. Введение курса «Тропинка к своему Я» в рамках дополнительного образования (внеурочной деятельности). Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем. Виды используемых методических средств:
ролевые игры;
психогимнастические этюды;
эмоционально-символические методы;
дискуссионные игры;
релаксационные методы;
рисуночные методы;
3. Проведение «Больших психологических игр», психологических акций в школьном Содружестве – особый жанр психологической работы. Каждая игра – это «маленькая жизнь». Неделя психологии.
Слайд 12.
Упражнения и игры для развития коммуникативных навыков
Все развивающие игры и упражнения, направленные на устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков, можно условно разделить на 6 групп.
Группа упражнений для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей. Эти упражнения развивают пластику, гибкость, стимулируют двигательную активность ребенка.
Игры, развивающие мимику и пантомимику: "Испорченный телефон", "Крокодил" и другие.
Основная функция третьей группы игры и упражнений заключается в развитии умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние ("Дневник настроений", "Рисуем эмоции пальцами").
Упражнения, помогающие ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку ("За что меня можно любить (ругать)?", "Кто я?").
Группа упражнений, предназначенная для осознания ребенком внутрисемейных отношений (рассматривание семейных фотоальбомов; рисунки "Моя семья").
Игры, направленные на формирование навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности (любые командные игры, беседы на тему этики).
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент- Экзюпери)