ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от круга освоения правил, закономерностей построения речи, использования языковых средств. У учащихся будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; умение аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения; последовательно и точно передавать партнеру необходимую информацию; в сотрудничестве оказывать необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова. Мы мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел словесно импровизировать и постоянно стремился совершенствовать свою речь. Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше.
Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс. Особое место в нем занимает усвоение речи детьми в 6-10-летнем возрасте, когда у ребенка появляется интерес к живому слову, потребность говорить правильно, когда он легко усваивает готовые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. Оно неотделимо от любой языковой работы на каждом уроке и во внеурочное время.
Период обучения грамоте – важнейший этап введения первоклассников в родной язык и литературу, стимулирующий развитие коммуникативно-речевых и литературно-творческих особенностей. Изучать с детьми свой родной язык не только с формально-грамматической точки зрения, но и раскрывать его как важнейшее средство общения и познания окружающего мира позволяют учителю многие современные учебники. Среди них – «Азбука первоклассника» авторов Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой и др.
Особенность данной «Азбуки» состоит в том, что ее содержание строится на деятельностной основе с учетом детского уровня осмысления языка. Деятельность ребенка при освоении им языка определяется самой сущностью языка как знаковой системы и его основными функциями – быть средством общения и средством познания окружающего мира. В связи с этим обучение по «Азбуке» идет в русле развивающей коммуникативно-познавательной деятельности, которая учит детей соотносить содержание и форму высказывания, корректировать его с учетом цели и стиля общения. Данная система обучения содействует внедрению активных форм речи и через многогранную работу со словом, через развитие образного мышления детей формирует умение понимать художественные тексты; воспитывает интерес и любовь к родному языку.
Работа по данной системе творчески повлияла на развитие устной и письменной речи учащихся. У детей появилась потребность сочинять, описывать, рассказывать, выдумывать, творить.
Для того чтобы научить школьников писать сказки, надо прежде познакомить их с особенностями этого жанра. Во-первых, сочинение сказки – это создание текста художественного стиля, т.е. текста эмоционального, хорошо представляемого. Во-вторых, сказки невозможны без «очеловечивания» происходящего, без метафор, гипербол, элементов сказочного сравнения и т.п. Работа над сочинением-сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию. Мы учились подбирать «слова-находки» (гиперболы, метафоры), читали много сказок, анализировали их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Вызвать интерес к сказке помог праздник «Что за прелесть эти сказки». На уроках мы использовали различные приемы, которые помогали нам сочинять сказки.
Один из них – игра со словами, который Дж. Родари назвал «Бином фантазии». Выбираем два любых слова. С помощью предлогов или союзов их соединяем, и они становятся темами для фантазирования, ребята фантазируют и одновременно изучают предлоги и союзы.
Следующий прием – «метод Робинзона Крузо». Сначала проводим такую игру: выбираем любой предмет, например, шляпу. Чем она еще, кроме головного убора, может быть? Шляпа может быть гнездом, корабликом, корзиной для бумаг… После тренировки предлагаем детям пофантазировать на тему «Необитаемый остров, где растут… шарфы на деревьях».
Другой прием предложили сами дети: пересказ сказки на новый лад. Он соответствует тому, который описывает А.М. Страунинг в своей книге «Игры по развитию творческого воображения» и называет его «перевиранием» сказки.
Еще один прием часто используется в курсе русского языка. Его называют творческим заданием: написать рассказ, зная начало или конец.
Интересный прием, который мы используем, – «оживление» предметов. Любой предмет можно сделать главным действующим лицом сказки или рассказа. Есть еще немало приемов фантазирования, которые можно использовать, сочиняя сказки и рассказы.
Мы не ставим своей целью воспитать будущих писателей, но хочется верить, что ребенок, написавший добрый фантастический рассказ, когда-нибудь действительно полетит в космос, построит необыкновенный город, излечит неизлечимую болезнь и уничтожит зло, которое накопилось на земле.
«Разум един, – пишет Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». – Творческие возможности его должны развиваться всесторонне. Сказки отнюдь не исчерпывают всего того, что необходимо ребенку. Свободное владение всеми возможностями языка – это лишь одно из направлений, в котором он может развиваться. Но... – все взаимосвязано. Воображение ребенка, побуждаемое к придумыванию новых слов, потом применит тот же метод ко всем другим видам опыта, требующим творческого подхода… сказки нужны всякому цельному человеку, а не только фантазеру… »