Открытый урок литературного чтения во 2(III- IV,VII вида) и 4(III,VII вида) .Тема: Боевая слава отцов по произведению Т.МолдагалиеваОтец.



Тема: «Боевая слава отцов» по произведению Т. Молдагалиева «Отец»
Задачи: Дать представление о творчестве Т. Молдагалиева на основе стихотворения «Отец».
Цели: 1. Продолжать формировать у уч-ся представления о Родине и о ВОВ;
навыки осознанного, выразительного чтения стихотворения
Т. Молдагалиева «Отец».
2. Развивать и корригировать внимание, память, слуховое восприятие,
мыслительную деятельность, воображение, эмоциональную сферу
( навыки самоконтроля, усидчивость, выдержку, умение выражать свои чувства);коммуникативные свойства речи(выразительность), расширять и
обогащать пассивный и активный словарный запас, расширять кругозор.
3. Воспитывать любовь к Родине, учиться и трудиться на её благо; чувство
патриотизма.
Оборудование: книги о войне и сборники стихов Т. Молдагалиева, кластер Родина,
интерактивная доска, призентация стихотворения «Отец», солдатский треугольник,
похоронка (извещение о смерти)
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой.
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе (М Матусовский) Слайд 1
-Так поется ребята в песне, а вы сейчас хорошие и верные товарищи, которые
находятся в этом кабинете. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг
другу хорошего настроения и успехов в работе.
Обобщающая беседа и составление кластера.
-Что такое Родина? (Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, на парте у вас есть стрелочки с подсказкой. Прочтите их и прикрепите к слову «Родина» на доске).Родина-дом, земля, степь, мама, Отчизна, реки, родной аул, отец, юрта.
Родина – это уголок, где родился. Это наши родные и близкие. Это наша земля,
степи, реки, озера.
Б) Работа над пословицами. (А какие вы знаете пословицы о Родине?)
3. Подготовка уч-ся к усвоению новых знаний (сообщение о ВОВ, словарная работа - похоронка).
- Ребята, чтобы мы с вами так счастливо жили, 73 года назад миллионы солдат
разных национальностей отдали свои жизни за нашу сегодняшнюю счастливую
жизнь.
- А какое событие в жизни нашей Родины произошло более семидесяти лет назад?
(Фашистская Германия напала на нашу Родину, началась ВОВ) Слайд 2
Сколько лет продолжалась эта война?(4 года)
-Четыре страшных года, длилась война. Бок обок геройски сражались за нашу
Родину казахи, русские, белорусы, украинцы, народы Кавказа и другие народы
нашей большой земли. На территории Казахстана не было боёв, но жители
Казахстана внесли огромный вклад в общую победу над фашизмом. Мы гордимся
тем, что плечом к плечу  с русскими, белорусами, украинцами и другими народами,
входившими в состав СССР, храбро сражались наши казахстанцы. Слайд 3
За подвиги в Великой Отечественной войне 110 казахстанцев награждены орденом
Славы трех степеней, а 499 казахстанца были удостоены звания «Герой Советского
Союза».  Дважды этого звания были удостоены летчики-штурмовики Т. Я.
Бегельдинов, Л. И. Беда, И. Ф. Павлов илетчик-истребитель С. Д. Луганский.
Особая гордость среди героев – две девушки – казашки:  снайпер Алия
Молдагулова и пулеметчица Маншук Маметова.
Солдаты воевали, а дома их ждали матери, жёны, дети. Они радовались, когда
приходила весточка с фронта в треугольном конверте. Но приходили и печальные
письма-письма похоронки. "ПОХОРОНКА" - такое название получило извещение,
которое несло в себе печальную и горестную весть с фронта (показ конверта и извещения). Нет семьи, которая бы не получила в те страшные годы зловещую
«похоронку»: «Ваш муж  (или отец, сын, дочь, брат), в бою за социалистическую
Родину, проявив геройство и мужество, был убит …»
Это было так давно, но мы с вами помним и чтим подвиг наших солдат.
- А какой великий праздник мы будем отмечать 9 мая? ( День Победы)
9 мая в Казахстане –  особенный день. Этот праздник любят и почитают
абсолютно все казахстанцы.  Ведь в этот день вспоминают всех  фронтовиков
живых  и павших на фронтах войны;  всех, кто своим  беспримерным трудом в
тылу, делал невозможное, отдавая все силы,
Мы тоже не остаёмся в стороне, вспомните, когда мы с вами ходили к вечному
огню, чтобы почтить память погибших на войне. Слайд 4.На следующий год будет
70 лет, как закончилась война. А писатели и поэты писали и пишут о подвиге
простого солдата.
Изучение нового материала. Выставка книг.
- И Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Туманбая
«Отец». Это стихотворение автор посвящает своему отцу, и отдаёт дань памяти
всем погибшим на войне. Слайд 5
Туманбай Молдагалиев родился 20 марта 1935 года в совхозе «Жарсу»
Энбекшиказахского района Алма-Атинской области. Отец – Муратов Молдагали
участник ВОВ. Мать – Муратова Кымкан – преподаватель казахского языка и
литературы. При жизни Туманбаем было выпущено более 50 сборников
стихотворений. Народный писатель РК, соавтор текста гимна, поэт, воспевающий
природу и любовь (выставка книг)
Физминутка( марш Славянки) Слайд 3
- Под эту мелодию солдаты уходили на фронт и возвращались с фронта. Давайте и мы сейчас торжественно по маршируем на месте и мысленно поблагодарим солдат за то, что мы живём под мирным небом.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в этом стихотворении?
Проверка первичного восприятия:
- Кому понравилось это стихотворение?
- Что было не понятно в стихотворении?
- Чем оно понравилось?
- Подумайте, когда оно было написано, во время войны или после её окончания?
- С какой интонацией нужно читать стихотворение?

8. Артикуляционная гимнастика
Работа над пословицей: Родина мать, умей за неё постоять(5 раз)
Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицу, соблюдая
указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
9.Чтение стихотворения уч-ся «цепочкой» с показом слайдов и
комментированием.
- А сейчас давайте, и вы попробуйте прочитать стихотворение выразительно, с
любовью. Будем читать по куплету. А как это читать выразительно? Читать
будем тихо или громко?
1 куплет-Отец Слайд 6
- Это кто? (Это солдат, который ушёл на войну)
-Давайте опишем его - какой он? (молодой)
- Какое выражение лица, радостное или печальное? (серьезное, мужественное, бесстрашное)
2 куплет – Отец прощается с сыном. Слайд 7
- Кого вы видите на экране? (солдат и мальчик) Это могут быть отец и сын?
Сколько лет было сыну, когда его отец уходил на войну? (маленький, несмышлёный, 6 лет). Обратите внимание на лицо мальчика. Почему он
прятал слёзы? (не хотел огорчать родителей) Какой характер был мальчика?
3 куплет- Слайд 7
- На какое время отец оставлял свою семью?
- Давайте найдём это главное слово, прочитаем его вместе.
- Как вы понимаете это слово? (никогда не вернётся назад) Солдаты, уходя на
фронт понимали, что это расставание может быть навсегда.
4 куплет- Мать. Слайд 8
- Посмотрите на экран, почему мама плачет? (к ней пришла похоронка)
- Давайте вспомним, что такое похоронка? (извещение, в котором сообщалось о смерти солдата.).
5 куплет- просто читают.
6 куплет- Звезда на могиле. Слайд 9
- Прошли годы. Посмотрите, что мы видим на экране?
- Кому поставлен памятник? (всем погибшим на войне) Отец погиб на фронте,
а его сын до сих пор не верит в смерть отца. Какая сила помогает сыну ждать
своего отца?
7,8 куплеты – Вечный огонь Слайд 10,11
- Что мы видим на экране? (вечный огонь)
- Что символизирует вечный огонь? (он символизирует память о погибших в годы войны.) Вот уже около 70 лет, как закончилась война, а дети чтут память
своих навернувшихся с войны близких и родных.
- Давайте и мы с вами будем чтить память геройски погибших солдат, которые
защищали нашу Родину. И если мы будем дружны между собой, будем
помогать и любить друг друга, то тогда у нас всегда над головой будет мирное небо.
10. Обобщение и оценка работы уч-ся на уроке
- Вот мы и закончили знакомство со стихотворением Т.Молдагалиева «Отец»
- Давайте вспомним, с творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились?
Слайд 5
- Кому было посвящено стихотворение? (отцу и всем погибшим воинам)
- Я хочу оценить вашу работу на уроке
- За активность на уроке-
- За правильные ответы-
- За старание на уроке-
11. Рефлексия (звёздочки – красные, жёлтые)
12. Домашнее задание-стр190 – 192 подготовить выразительное чтение.

КГУ Областная специальная школа – интерната №1 для детей с нарушением зрения
Открытый урок
литературного чтения во 2 (ЗПР) и 4(вспомогательного) классах
Тема: «Боевая слава отцов» по произведению Т. Молдагалиева
«Отец»
Подготовили и провели:
учитель – дефектолог
Измайлова А.В.;
учитель - тифлопедагог
Калиева З.Ш.

Караганда 2014 г.