Открытое мероприятие Костюм ершичской крестьянки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ершичская средняя общеобразовательная школа
Открытое мероприятие в 3 «Б» классе
«Костюм ершичской крестьянки»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Кокашинская Т. Н.
Ершичи
2014
Цель:
Повышение мотивации к учёбе через расширение образовательных границ предмета.
Практическое применение полученных знаний об устном народном творчестве.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов.
Воспитание любви к фольклору, русским народным традициям.
Воспитание культуры общения, творческих способностей учащихся.
1. Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют
Словно песней сердце околдуют
Где коль праздник – от души ликуют
Коль работа – гору дай любую!
У которого сто тысяч слов
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветов!
2. У моей Россииочи голубыеочи голубыерусая косана лесных озерахна степных просторахподнялась Россиядивная краса»
3. Слава нашей стороне!Слава нашей старине!Колесо историй мы повернёмИ рассказывать о ней начнёмЧтобы люди знать моглиО делах родной земли!
4. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские костюмы
Вспомним нашу старину
- Здравствуйте, детишки:Девчонки и мальчишкиСпасибо, что мимо не прошлиКо мне в гости зашлиПроходите, не стесняйтесьПоудобнее располагайтесь
Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин наряд.
Одежду на Руси всегда очень ценили и берегли. Часто передавали из поколения в поколение. История русского традиционного костюма берет свое начало из славян, живших в 8-13 веках на обширных Восточно-Европейских равнинах. До 13 века главным в одежде оставалась русская рубаха. Наши предки считали, что одежда это оберег. Древние рубахи имели закрытый ворот и длинные рукава. Рубахи носили все, и отличались они только кроем, вышивкой, украшением.
Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины.
Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти.
«Непряха», «неткаха» – были крайне обидные прозвища.
Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.
5. Если парус белеет над волной серебристой,
Если девушка в платье цвета батиста,
Если в бурю не рвутся корабельные снасти,
Это лен, это наши дары вам на счастье.
Если видишь ты скатерть самой тонкой работы,
Это лен проявляет о людях заботу.
Льняные ткани отбеливали, красили, отчего одежда становилась краше. Наши предки использовали натуральные природные красители.
(Показ чёрного полотна)
Природа в своем цеху предоставляет боле 50 цветов для окрашивания тканей. У нас на столе разложены дары природы, с помощью которых наши предки окрашивали ткани. Кто может сказать, какие цвета получали с помощью этих растений?
· Из отвара коры, веток и листьев боярышника получали красную краску.
· Шелухой лука красили в желтый цвет
· Листьями щавеля красили в зеленый цвет, а корнями – в желтый
· Черника давала фиолетовый цвет
· Листья и зеленые плоды ореха – коричневый
· Цветки зверобоя – желтый
· А лист березы радовал зеленым
Процесс добывания льняных нитей довольно сложный. С малых лет девочек учили в игре, хороводах длинному процессу переработки льна в нити. Его надо было посадить, прополоть, выдергать, вымочить, высушить, обмять, обтрепать, вычесать, спрясть нить. И только после этого можно ткать льняную ткань. У русских женщин был небогатый выбор: шерсть да лен. Но из этих тканей они создавали немыслимую красоту, равной которой нет в мире и по сей день. Сегодня мы поговорим именно об одежде на Руси. Одежду на Руси всегда очень ценили и берегли.
- А какие вы мастерицы, мы сейчас посмотрим. Сейчас выйдут 5 девочек, их задача будет «наткать» первой много «полотна». (Каждой девочке клубок с нитками, кто первый перемотает клубок, та и лучшая «пряха»).
- Показ веретена, прялки, кудели изо льна.
ПЕСНЯ «Со вьюном я хожу»
Отгадайте загадку:
Пляшу по горницеС работою моею,Чем больше верчусь,Тем больше толстею.(Веретено.)
Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка». Вспомним сказку Ш. Перро «Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет.
Выражение «связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку. Из нитей ткали полотно. Ткали на домашних станках. Челнок – одна из деталей этого станка.Для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком по 12– 15 часов в день.
Это была очень трудная и кропотливая работа, женщины часто рассказывали различные шутки или шуточные сценки. Послушайте одну из них.
- Дома ль кум воробей? - Попарила кумушка,
- Дома. Попарила голубушка.
- Что он делает? Его жар не берет,
- Болен лежит. Только сердцу придает.
- Что у него болит? - Дома ль кум воробей?
- Плечики. - Дома.
- Сходи кума в огород, - Что он делает?
Сорви травы гречки, - Болен лежит.
Попарь ему плечики. - Что у него болит?
- Попарила кумушка, - Пяточки.
Попарила голубушка. - Сходи кума в огород,
Его жар не берет, Сорви травы мяточки,
Только сердцу придает. Попарь ему пяточки.
- Дома ль кум воробей? - Попарила кумушка,
- Дома. Болен лежит. Попарила голубушка.
- Что у него болит? Его жар не берет,
- Животик. Только сердцу придает.
- Сходи кума в огород,
Сорви травы репейник,
Попарь ему животик.
Надоело воробью гневаться, надоело воробью париться вылез воробей на крышу, сел всех выше, да и закричал:
Жив я, жив! Чив-чив! Всем я доволен. Здоров воробей, а не болен!
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколения заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение, смысл. Вертикальные косые линии в древности символизировали дождь, крестообразный мотив выражал представление древнего человека о пространстве, которое его окружало. Самый распространенный мотив вышивки был ромб и квадрат с точками - это древние идеограммы земли, засеянного поля. Этими узорами украшался низ одежды. Основной красный цвет вышивки подчеркивался другими цветами. Расположение вышивки по подолу, рукавам, вороту играло обереговое значение. Наши предки верили, что эти знаки оберегают от нечистой силы и «дурного глаза». На рубахах выше пояса часто встречаются растительные сюжеты – изображение древа жизни с фигурами, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры несут идею земли, плодоносия почвы.
6. На Руси уж так идёт Что талантливый народ Сам себе и швец и жнец И на дудочке игрец. Вот, смотри идёт хозяйка – Та хозяйка – не лентяйка.
Представление своих костюмов девочками.
Хроменкова Кристина – костюм прабабушки.
Турпакова Инна – костюм из школьного музея.
Выступление Инны:
Ершичский костюм.
На Смоленщине сходятся разные в историческом, экономическом и этническом отношениях регионы. Поэтому в этнографическом плане она очень разнообразна, что наглядно проявляется в народном костюме и особенно женском. В разных районах области он имеет свои ярко выраженные отличия. Мы познакомим вас с крестьянским костюмом Ершичского района.
Этот костюм из деревни Малая Сенная. Изготовлен он был Ириной Ивановной Чепуровой 1889 года рождения. Его нам подарили её дочери – Чепурова Анна Ульяновна 1922 года рождения, Чепурова Евдокия Ульяновна 1927 года рождения. Они нам рассказали, что эта одежда была изготовлена их матерью ещё до замужества, первый ребёнок у неё родился в 1906 году. Значит этому костюму около 100 лет.
Что же входит в крестьянский костюм. Самая яркая его часть – это понёва. Юбка выткана в домашних условиях из шерстяных ниток, она в большую клетку, по пояс сосборена. К юбке пришивалась верхняя часть, называлась она в районе – «кабат». Шился он из холста или из фабричной ткани. Это зимняя одежда ершичских крестьянок.
Главным предметом в крестьянской одежде была рубаха. Её одевали под понёву, а девочки и старее женщины часто носили её как отдельный костюм. Изготавливали рубахи из льняных ниток. В начале 20 века они все были домотканые. У нас в районе рубахи были двух видов: короткая – она называлась «чехлик», «станушка». Шили и составные: к верхней части – чехлику, пришивали домотканый материал – «подставка». Такую рубаху могли носить как отдельную. Чаще чехлик одевали под понёву. Если одевалась длинная рубаха она не должна была быть видна из под понёвы. В некоторых деревнях района такие рубахи называли – залокотниками.
Рубашки украшали вышивкой на плечах – украсы. Немного украшали горловину и иногда низ рукавов. В узоре для вышивки преобладали растительные мотивы, орнамент. Вышивку выполняли двумя цветами – чёрным и красным.
Дополнял женский костюм фартук – передник. Вверху он сосборивался под пояс, переходящий в завязки. Украшался фартук только внизу вышивкой.
Каждая женщина берегла свою одежду. Приготовив себе до замужества приданое, она передавала одежду по наследству своим дочерям. Никогда одежду не выбрасывали. Вот поэтому дошёл до нас костюм Чепуровой Ирины Ивановны.
СРАВНЕНИЕ КОНЦЕРТНОГО КОСТЮМА ШИКОВОЙ ПОЛИНЫ С НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ.
РАССКАЗ О КСТЮМЕ ЕРШИЧСКЙ КРЕСТЬЯНКИ НА ОСНВЕ СТАТЬИ:
ЖЕНСКИЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ
БЕЛОРУССКОЙ СМОЛЕНЩИНЫ КОН. XIX - НАЧ. XX вв.
На Смоленщине сходятся разные в историческом, экономическом и этническом отношениях регионы. Поэтому в этнографическом плане она очень разнообразна, что наглядно проявляется в народном костюме и особенно в женском, как в наиболее устойчивой и наиболее сохранившейся форме материальной культуры.
В результате экспедиций, изучения музейных коллекций выявлены виды, комплексы народного костюма различных этнических групп, бытовавших на Смоленщине, определены их территории, границы.
Белорусская Смоленщина - это значительная часть Смоленской губернии XIX - нач. XX вв. В ее составе были Краснинский, Духовщинский, Смоленский, Поречский, Рославльский уезды и частично Вельский, Дорогобужский, Ельнинский.
Начало коллекции крестьянской одежды белорусского региона (как и всей губернии) Смоленского музея было положено на рубеже XIX - XX вв. М.К. Тенишевой. К сожалению, ее собирательская деятельность была прервана революционными событиями в России.
Значимость дошедших до нас предметов одежды из собрания М.К. Тенишевой большая: это самые ранние, самые "старые" в музее предметы одежды Смоленской губернии.
О бытовании понев в этом регионе меня информировали во время экспедиций. Так, Голисенкова Елена Яковлевна (Род. 1906 г., дер. Переволочье Оршанского уезда - ныне Руднянский район) вспоминала, по рассказам ее мамы, что в этой местности женщины носили "поневки несшитые". Панова Прасковья Сазоновна (Род. 1902 г.) из дер. Жатомля Духовщинского района рассказала, что она в молодости носила "сарахваны портяные и суконные", а мама ее носила "андарак и шапку "молодушку" с кральками", а баба - "снованку и наметку", т.е. поневу и полотенчатый головной убор. В начале XX в. поневы кое-где донашивали старые женщины.
В кон. XIX - нач. XX вв. на территории белорусской Смоленщины очень распространен был так называемый прямой сарафан (местное название саян). Шили его из 5-6 прямых полотнищ ткани домашнего изготовления, два передних полотнища, поднятые высоко на груди, сосбаривались под планку или скреплялись полоской-нашивкой ткани. Пазок, распах - на груди, в центре, по шву или сбоку, у левой лямки. Боковые и задние полотнища сильно сосборивались немного выше талии под узкий (10-12 см) лиф, который переходил в маленькую спинку ("вилочку") и узкие лямки. Летний вариант сарафана (прозвище - "рябый") изготавливался из льняной или с добавлением хлопчатобумажных нитей по утку домотканины и был чаще всего в клетку, от 2-х до 6-ти "красок" цветов нитей. Зимний - из овечьей шерсти ("суконник") или с портяной основой ("домотканник"). Были они и "рябые": "цветиками", "в искру", "в косары" (в северных уездах), но чаще - однотонные (бордовые, вишневые, красные, зеленые, реже черные).
В этот же период на территории белорусской Смоленщины бытовал и комплекс с юбкой - андараком. Наиболее распространенным был андарак с кабатом, особенно в средней и южной части территории. Юбка из 5-ти полотнищ домотканины.
Вверху сзади и по бокам ее полотнища закладывались мелкими складочками или сосборивались под пояс-обшивку. Как и прямой сарафан: летний - из пестряди, зимний - из шерсти в широкую вертикальную полоску (доминировал красный цвет) или -однотонный, ярких цветов. Объемная, тяжелая юбка-андарак приметывалась к круговому лифу-кабату (из холста - для будней, из фабричных тканей, парчи - для праздничной одежды). В нижней части юбки нашивались два ряда узких атласных лент, или полосочки из ткани, кружева.
В пограничье с нынешней Могилевской областью, а именно в Рославльском уезде этот тип одежды (андарак с кабатом) назывался поневой с кабатом, если юбка у него была клетчатая.
А вот в пограничье с Витебской областью, на территории Руднянского и Велижского районов Смоленской области (ранее Витебской губернии) андараки бытовали без кабатов. В Смоленском музее имеется прекрасный образец такого андарака. Пять полотнищ шерстяной домотканины вверху по бокам и сзади заложены мелкими складочками, заглажены и скреплены между собой прочной льняной нитью. Ниже складочки расходятся. Ткань юбки очень красива по цвету: бордовый уток усложнен темно-синими нитями основы, придающими ткани холодноватый, фиолетовый оттенок. Украшают основу юбки и череда узких и широких горизонтальных полос - зеленых, красных, белых.
Внизу они сгущаются и образуют кайму. Дополняет красоту ткани и ее фактура ткачество с диагональным переплетением нитей, образующее на лицевой стороне косой рубчик.
Длинные, "долгие" юбки этого региона имели разные названия, летняя юбка -"спадница", "спадняк", "спадница дреличковая", то есть многоцветная, в клетку (Оршанский уезд), и "спадяк рябый" (Велижский уезд). Зимние юбки были из овечьей шерсти (или только уток шерсть). И были тоже "разных красок" - в полоску, в искру, клетку, "цветиками", "в косары"... Но полушерстяные юбки чаще были одноцветные и назывались по-разному: андарак ("андрак") - в Оршанском уезде, "саян" - в Велижском.
Словом, на территории белорусской Смоленщины комплекс женского крестьянского костюма с юбкой-андараком (с лифом-кабатом и без него) был широко распространен.
В Словаре В.Н. Добровольского: "Андарак верхняя юбка". И далее: "Андарашница любящая рядиться в юбки, это считалось признаком домовитости".
На рубеже веков, в начале XX столетия наряду с традиционными видами одежды шло активное вторжение в крестьянский костюм фабричных тканей, городских предметов одежды, элементов городской моды. Но эволюционирование крестьянского костюма этого периода в Смоленской губернии шло неравномерно в разных регионах.
Белорусские сарафаны-саяны, юбки-андараки бытовали долго, и даже когда стало выгодно продавать лен, и, на вырученные деньги, покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого региона шили из них одежду по старым образцам. Из фабричных тканей особенно популярен был сатин. Еще в 30-х годах эта одежда бытовала широко, но называлась уже - сарафан. Проникают в традиционную крестьянскую одежду и отдельные элементы из городского костюма. Так, "модница" из Духовщинского уезда в 20-х годах нижнюю часть (1/4 часть общей длины) сарафана-саяна из льняной клетчатой ткани кроит по косой, образующей волан. А Гимонова Ульяна Власьевна (1879 - 1944) из деревни Пожарь Ершичской волости Рославльского уезда имела в своем "гардеробе" кроме андарака с кабатом, поневы с кабатом еще модный "хвальбовник". Это тоже андарак с кабатом , но полотнища его юбки расположены не вдоль, а поперек двумя ярусами. Сильно сосборенная, широкая, дополненная иногда внизу лентами, оборкой этот наряд был очень эффектен, и носили его молодые женщины, девушки.
В западной части Велижского уезда была модернизирована юбка-андарак и превращена в "юбки с хвостами". Для такой юбки использовалось только четыре полотнища домотканины. Спереди - одно целое прямое, слегка сосборенное вверху под пояс. По бокам - по 1/2 полотнища, разрезанного наискось. Сзади - два полотнища, скошенные на стыке и заложенные глубокими мягкими складками, они и образовывали сзади "хвост".
Прямой сарафан, юбка-андарак являлись определяющими предметами комплексов, видов женского крестьянского костюма рассматриваемого региона Смоленщины. Поэтому в сообщении им уделено основное внимание. Главным же предметом в крестьянском костюме, как известно, была рубаха. Она использовалась не только в комплекте костюма с другими предметами, но и как самостоятельная, порой единственная домашняя одежда, особенно для девочек и старых женщин.
Несмотря на большое разнообразие женских рубах, с ярко выраженным у них индивидуальным кроем и "украсами", можно отметить и общее, объединяющее для всего этого вида одежды большого региона белорусской Смоленщины. Как то: материалом служил льняной холст (отбеленный и серый, с хлопчатобумажными нитями по утку), использовался и посконный холст (для нижних частей рубах). Наиболее распространенными были рубахи составные, рубахи из двух частей: верхняя - "станушка", "чехлик", нижняя - "подставка". И составные, и цельные рубахи в этом регионе были неширокие, из трех полотнищ, из четырех - редко. Плечевые вставки "полики" - прямые, пришивались по утку. Ворот рубах - в основном плотно облегал шею, сосборен под узкую обшивку.
Традиционно расположение "украс": основная их нагрузка - оплечье (полик и верх рукава), немного украшены низ рукавов и обшивка горловины. Виды украшений -ткачество, вышивка, иногда - нашив (ситец, тесьма).
Если предметы одежды, определяющие виды костюмов (сарафан и юбка в данном случае) были распространены на больших территориях, то рубахи, отличные друг от друга, бытовали на малых площадях. И таких микро-регионов бытования различных по покрою и "украсам" рубах было много в 19 веке, а кое-где эта "индивидуальность" сохранялась и в начале XX столетия.
Дополнял женский костюм фартук передник, состоящий из одного с половиной или двух полотнищ холста. Верх его сосборивался под пояс, переходящий в завязки. Украшался фартук чаще всего только внизу одной широкой или несколькими узкими полосками наборного ткачества. В более поздних экземплярах и, особенно из фабричных тканей украшений больше вышивка, ткачество, прошвы, кружево, сборки.
Женский головной убор, как обычно, был составным, из нескольких предметов. Обязательным предметом его был чепец ("чапец", "цапец"), держащий специальным образом уложенные волосы. Чепцы были разные - плетеные, вязаные, шитые. Праздничные украшались спереди.
Традиционной составной частью головного убора белорусской Смоленщины было полотенце, полотнище намётка (наметка). Концы белого холщового полотнища украшались по-разному, в зависимости от "моды" в конкретной местности: от узких, скромных тканых или шитых полосочек-концовок, до ярких, многоярусных "хвостов". Полотенчатые головные уборы постепенно вытесняются фабричными платками, хустками.
Верхняя женская одежда (для улицы) - сермяги, шубы, украшенные сафьяном и "кривульками", курты белые с узорами, чекмени, безрукавки. Универсальной обувью крестьянок были лапти: белорусские, польские, русские (отличались формой головки), "христатики", "каверзни", "похлопни" (различие по технике плетения). Праздничные украшались, раскрашивались. Носили лапти с холщовыми и шерстяными онучами, с пеньковыми сборами. В некоторых местах праздничными были шерстяные черные сборы. Бытовала и кожа.
Обувь привозная и местного изготовления (туфли, сапожки). И, конечно, валенки, но только там, где держали крестьяне много овец.
Все эти предметы крестьянской одежды в комплекте и представляли женский костюм белорусской Смоленщины рубежа XIX-XXв.в. Можно отметить, что для традиционного женского костюма этого региона было характерно обилие белого цвета. Яркие сарафаны-саяны, юбки-андараки в сочетании с белыми рубахами, фартуками, полотенчатыми головными уборами, кругами, чекменями являлись цветовой доминантой, придавали всему костюму нарядный, праздничный вид.
Л.М. КОЗИКОВА,
Смоленский областной краеведческий музей
ПЕСНЯ « А мы просо сеяли»
СРАВНЕНИЕ ЕРШИЧСКОГО КОСТЮМА С УЗБЕКСКИМ НАРОДНЫМ КОСТЮММ.
Рассказ Каримовой Аноры о своём костюме.
А сейчас, давайте поиграем в одну игру.
Поднимите все ладоши
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз 5:
1,2.3,4.5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший –
Я уму пожму ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам
Крикнем дружное: «Ура!»
РАССКАЗ О ВЕЩАХ, СДЕЛАННЫХ РУКАМИ МАСТЕРИЦ.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Спасибо за внимание.
15