РЕФЕРАТ по исследовательской деятельности «КОСТЮМ КРЕСТЬЯНКИ МОЕГО КРАЯ XVII ВЕКА»
РЕФЕРАТ
по исследовательской деятельности
«КОСТЮМ КРЕСТЬЯНКИ МОЕГО КРАЯ XVII ВЕКА»
История человечества с древнейших времен до наших дней – это история народа кукол, который на протяжении тысячелетий оставался неизменным спутником людей.
Притягательная сила рукотворных человечков, пришедшая из далекого прошлого, велика.
Довольно долго куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиевом Посаде ещё в XIV веке. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский, тот самый, что благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой. В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы.
Постепенно на месте затерянной в степях обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице – Сергиева Лавра. А у монахов появилась традиция изготавливать поделки для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушки. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими. Так гласит легенда.
Первых кукол делали отдельные мастера – ремесленники, а помогали им семь – кусты. Поэтому их называли кустарями – одиночками. Так, Богородские резчики свои поделки не красили, оставляя их в «белье», т.е. белыми. А раскрашивать изделия отсылали Сергиевским мастерам. Те умели нарядно расписывать игрушки.
Коллекционирование кукол минувших веков и современности, увлекательно, но не менее увлекателен процесс создания кукол своими руками. Конечно, мне как начинающему мастеру трудно соперничать с прославленными кукольниками, но даже скромные успехи являются первыми ступенями в освоении этого древнего искусства.
Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно – прикладных ремесел. Представление о том, что подлинное произведение искусства можно создать только любя свое дело. Когда человек вкладывает в создание кукол все свои чувства, любовь, порывы души. Кукла – это подобие человека. Выражение её лица, характер отражают чувства и настроение творца. Не бывает кукол двойников, если они рукотворные, а не собраны из штампованных деталей. Мастер в каждую последующую свою работу обязательно привнесет крошечные штрихи в лицо и одежду, отличающие новую куклу от предыдущей. И только творческий, очень личностный подход позволяет создать куклу, приносящую радость, как самому мастеру, так и всем, кто её видит.
У каждого мастера свои приемы работы с теми или иными материалами, свои секреты мастерства. И, как правило, эти секреты не афишируются, и мастер делится ими весьма неохотно.
Процесс выполнения куклы многопланов, параллельно друг другу проводятся сразу несколько операций.
Познакомившись, с историей костюма России и Воронежской губернии хочу поделиться с вами. Воронежская губерния была самой южной губернией России. Воронежский костюм, как и костюмы всех южных губерний, был чрезвычайно разнообразен по уездам и селам, отличался большой красочностью и декоративностью, необычностью своих сочетаний белого, черного и красного цветов. Воронежские белые рубахи вышивались черными и черными с красным нитями в технике счетной вышивки. Надо отметить, что вышивка черным цветом, вообще не характерна для традиционного русского костюма. До сих пор остается загадкой происхождение костюмов Воронежской губернии. Самым много детальным элементом костюма была понева. Её шили из трех полотнищ черной шерстяной ткани в клетку и соединяли прошвой из черной шерсти. Крупные клетки поневы иногда вышивались петельчатым швом темно – красными нитями. В результате чего ткань напоминала толстый мех. Места соединения поневы богато и разнообразно оформлялись многоцветной вышивкой в виде широкой полосы по бокам и сзади. По подолу поневы также шла широкая полоса вышитого орнамента. Не менее эффектны были воронежский рубахи из отбеленного холста с пышными рукавами, собранными у запястья с красными ластовицами под ними. Рукава и полки расшивались черными нитями в технике счетной вышивки. Передник сшивался из двух коротких полотнищ, собирался по талии на сборку. По подолу фартука пришивалась шелковая лента, а места соединения лент и полотнищ также украшались черной вышивкой. Необычное использование двух поясов. Первый узкий черный шерстяной завязывался сзади, и второй широкий шерстяной пояс дважды обвязывался вокруг талии. В Воронежской губернии были очень распространены различные нагрудные украшения: длинная плоская цепочка из бисера – «гайтан», длиной до 1,5 метра петлей скручивалась до пояса, или другое украшение – «грибатка» - это три узкие полоски черного плетеного на дощечках шнура, соединенные бисером с четырьмя парами кругов из картона, расшитых цветной шерстью, блестками и бисером. Замужние крестьянки Воронежской губернии носили сложный головной убор – «сороку». Во многих губерниях «сороку» надевали женщины первых лет замужества, пряча под нее волосы. Но лишь воронежские крестьянки носили сверкающую золотом «сороку» в виде подковы.
В Воронежской губернии в осеннее – весенний период крестьянки надевали коротай, верхнюю одежду из домотканого сукна, пуховый платок, шерстяные вязаные чулки. Коротай – это распашная одежда с отрезной спинкой, от линии которой шли клинья фалды. Шили верхнюю одежду из черного или коричневого домотканого сукна. По низу рукава и по краю фалд нашивали цветные полоски кожи или ткани, шерстяной шнур – гарус. В конце XIX века общее распространение как головного убора получили платки. В Воронежской губернии носили и фабричные шали и связанные вручную из белого козьего пуха платки. Кроме того, было широко распространено вязание чулок из овечьей шерсти. Они могли быть однотонными или узорчатыми. В праздничные дни крестьянки модницы одевали несколько пар вязанных шерстяных чулок, собирая их на ноге складочками – гармошкой. Бедные девушки обёртывали ноги онучами и сверху надевали чулки: толщина ног являлась не только признаком красоты, но и зажиточности.