Конспект урока по ИЗО на тему: Русская скульптура XVIII – начала XIXв. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка.


Тема: Русская скульптура XVIII – начала XIXв. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка.

Цель: дать понятие о скульптуре.
задачи:
- познакомить учащихся с русской скульптурой 18-начала 19в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка.
-уметь выполнять зарисовки по представлению или описанию элементов дворянского костюма и причёски 18-19вв.
- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.
Оборудование и материалы
- Репродукции картин художников и фотографии скульптур.
- Формат А3, карандаши.

ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Подведение к теме.
- Что такое скульптура?
Скульпту
·ра ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] sculptura, от sculpo  вырезаю, высекаю)  вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова  искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
Скульптура:
-круглая скульптура, скульптурный портрет, барельеф, горельеф;
- монументальная, монументально-декоративная.

Стили и направления в скульптуре 18 века:
- Барокко (пышность и приподнятость);
- Рококо (грациозная лёгкость);
- Романтизм (фольклорные и природные формы);
- Классицизм (простота и цельность композиции, изящество деталей);
- Неоклассицизм (соблюдение классических пропорций, античные фигуры);

Сообщение нового материала
Трудами выдающихся зодчих и ваятелей Петербург за сравнительно короткий срок стал одним из красивейших городов мира. Создание Э.Фальконе (1716-1791) в новой столице Российского государства грандиозного памятника Петру I оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры. В Петровскую эпоху городские и загородные царские резиденции и дворцы дворянской аристократии стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой, портретными бюстами. Больших успехов достигает в это времяи монументальная скульптура. Достигнув высокого уровня к концу XVIIIв., искусство отечественной скульптуры поставило многих блестящих мастеров в один ряд с выдающимся московским ваятелем XVв. В.Д.Ермолиным.
Все отечественные скульпторы были пенсионерами Академии художеств в Риме или Париже, учились у французского скульптора Н.Ф.Жилле (1709-1791), профессора Академии художеств в Петербурге, участвовавшего в украшении Зимнего дворца. Среди его учеников – плеяда замечательных российских скульпторов:
- Ф.И.Шубин (1740-1805),
- Ф.Г.Гордеев (1744-1810),
- М.И.Козловский (1753-1802),
- Ф.Ф.Щедрин (1751-1825),
- И.П.Прокофьев (1758-1828).

Скульптор Ф.Г.Гордеев выполнил рельефы для фасадов Останкинского дворца в Москве (1794-1798) и Казанского собора в Петербурге (1804-1807). Он руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов в Петергофе, установкой памятников Петру I (скульптор Э.Фальконе) и А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский) в Петербурге.

Наиболее известная работа скульптора М.И.Козловского – «Самсон, разрывающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе. (В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. статуя была похищена фашистами и восстановлена в 1947г. скульптором В.Л.Симоновым). Мощная фигура Самсона, переданная в сильном движении, напоминающая статуи Геракла титанические образы Микеланджело, олицетворяла грозную силу русского оружия.
В 1801г. М.И.Козловский создал самое блистательное из своих творений – памятник А.В.Суворову. Всепобеждающая энергия, решительность и мужество воина, мудрость полководца и внутреннее благородство как бы озаряют изнутри всю фигуру, которую отличает строгая выразительность движения, ритм силуэта. Идеи просветительства, возвышенного гуманизма и яркая эмоциональность нашли наиболее полное выражение в этом памятнике русскому полководцу.

С именем Ф.Ф.Щедрина связаны выдающиеся архитектурно-художественные ансамбли Петербурга – Адмиралтейство и Большой каскад в Петергофе. В скульптурных произведениях, выполненных Ф.Ф.Щедриным для Адмиралтейства, основной темой было утверждение военно-морской мощи России. Наиболее выдающимися из этого скульптурного убора были «Морские нимфы» - две группы, обрамляющие главные ворота Адмиралтейства; каждая из трёх женских фигур поддерживает небесную сферу.

Начавшийся в России во второй половине XVIIIв. подъём искусства скульптуры продолжался в течение всего первого тридцатилетия XIXв. особенно больших успехов в то время достигла монументальная скульптура. Огромное значение для её развития имели события Отечественной войны 1812г. Её народный, освободительный характер убедительно выражен в памятнике К.Минину и Д.Пожарскому скульптора И.П.Мартоса (1752-1835). Отличительными чертами творчества крупнейшего русского скульптора XIXв. были стремление к строгости и чеканной ясности пластической формы, свойственной классицизму.

Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Непревзойдённым мастером скульптурного портрета второй половины XVIIIв. был Ф.И.Шубин, который создал собственный вариант стиля, во многом обусловленный просветительскими идеями того времени. Классическая ясность и реалистическая достоверность отличают его ранние работы, выполненные в Италии, где скульптор работал под руководством Ж.Б.Пигаля (1714-1785) и изучал скульптуру Античности и Возрождения.
Бюст – изображение человека в круглой скульптуре – окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима и получил широкое распространение в эпоху Возрождения и Нового времени.
Творчески освоив лучшие достижения портретной французской пластики, сближаясь в понимании задач и архитектоники портретного бюста с современными ему мастерами русского классицизма, Ф.И.Шубин создал уникальные образцы скульптурного портрета после возвращения в Россию в 1773г.
Ф.И. Шубин в обработке мрамора проявил высокое мастерство, находя приёмы для передачи тяжёлых и лёгких тканей костюма, ажурной пены кружёв, мягких прядей прически и париков. Но главным достоинством его работ была передача выражения лица портретируемого, в зависимости от возраста, пола, положения в обществе. Скульптор раскрывает характер портретируемого в органической цельности образа. Мастерски владел техникой обработки поверхности мрамора.
В бюсте генерала-фельдмаршала З.Г.Чернышёва Ф.И.Шубин мастерски передал его духовную стойкость и энергию.
В 1774-1775гг. Ф.И.Шубин выполнил большой и оригинальный цикл исторических портретов (поясных изображений великих князей, царей и императоров, начиная от легендарного Рюрика). Это 58 овальных мраморных рельефов, украшавших Чесменский дворец в Петербурге, а позднее переданных в Оружейную палату Московского Кремля.
Особой точности, многогранности психологической характеристики Ф.И.Шубин достиг в портретных бюстах 1790-х гг. («Г.А.Потёмкин-Таврический», «М.В.Ломоносов», «А.А.Безбородко», «Павел I»). Никогда не повторяясь в решениях, он каждый раз находил и своеобразную композицию, и особый ритмический рисунок, идущий не от внешнего приёма, а от характера портретируемого человека. Ф.И.Шубин своими работами утвердал ценность человеческой личности, умело показывая противоречивость характера, и воспроизводя внешность портретируемого с детальной точностью.
Портретирование с натуры оставалось для Ф.И.Шубина основной линией творчества. Пристально вглядываясь в свои модели, художник стремился изобразить человека с неповторимыми особенностями его облика.



Закрепление:
- что такое скульптура? Виды скульптуры?
- в чём проявилась индивидуальность трактовки портрета современника, достоверность и убедительность образа, созданного Ф.И.Шубиным?
- как скульптор использовал все возможности своего мастерства, чтобы создать яркие и убедительные образы (постановку фигуры в пространстве, передачу её движения, позы, жеста, светотеневую моделировку, усиливающую рельефность формы, фактуру лепки или обработку материала, организацию объёма, зрительный эффект массы, выбор пропорций, специфический характер силуэта)?
- что значат понятия аллегорические и мифологические образы в скульптуре?

Физминутка.

IV. Самостоятельная работа учащихся.
Выполнение эскиза мужской или женской фигуры в светском костюме XVIII – началатрети XIXв. в движении.

Выполнение работы:
Рассмотреть, как представлен светский костюм в портретах художников и в рисунках мод, помещённых в журналах.
Обратить внимание, как передан костюм в живописном портрете и портретной скульптуре.
Выполнение несколько быстрых набросков женской и мужской фигуры, определив пропорции и главные особенности светской одежды.

5. Итог урока.
Анализ работ
Компановка;
Размер изображения в соответствии с размером формата;
Передача главных особенностей светской одежды.

Что нового узнали:
- расцвет русской скульптуры относят к середине XVIII – началу XIXв.;
- какие русские скульпторы внесли особый вклад в развитие скульптуры и разных её типов в это время;
- какое влияние на их творчество оказали шедевры мирового искусства от времён Античности до середины XVIIIв., а также творчество французского скульптора Э.Фальконе.