Урок Луганщина в 1945 — начале 1950 — х годов (11 класс)
11 класс
ЛУГАНЩИНА В 1945 - НАЧАЛЕ 1950 - Х ГОДОВ.
Цель: на основе местного материала охарактеризовать развитие Луганской области в 1945 - в начале 50-х годов, раскрыть роль и значение нашего региона в жизни Украины, его место в послевоенном восстановлении народного хозяйства страны, показать самоотверженность, трудовой героизм населения области;
совершенствовать навыки сравнения и сопоставления исторических событий, процессов, выделять главные признаки исторического периода; развивать исследовательские способности, коммуникационные умения и навыки, умение презентовать результаты своей работы; способствовать формированию личного взгляда на события;
воспитывать у учащихся чувство любви к родному краю, уважение к трудовому подвигу старших поколений, стремление изучать историю края, приумножать его славные традиции.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Научно - методическое обеспечение: стеновые карты Украины (административная) и Луганской области, мульти проектор, документальный фильм, электронные презентации, дидактический материал, выставка литературы по теме.
Подготовительный этап.
Учитель заранее объявляет тему урока и дату его проведения, распределяет задачи, дает перечень источников, необходимых для самостоятельной подготовки.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Звучит фонограмма песни - клипа «Луганщина - песня моя ...»
Учитель. Официально Луганская область создана Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1938 выделением из состава Донецкой области. Однако Луганщина, родившись с Дикого Поля, имеет сложную, противоречивую, но красивую историю, которая идет из глубины тысячелетий.
(Показ на карте Украины территории Луганской области).
Дела наших славных предков не канули в Лету, то есть в реку Забвения. Потомкам, живущим сегодня, есть чем гордиться, есть чему учиться и есть что продолжать.
Экономическая мощь и духовное богатство Луганщины закладывались в XVIII - ХIХ веках, умножились в годы модернизации и сталинских пятилеток, в рекордно короткий срок восстановлены после Великой Отечественной войны, и сегодня, в начале XXI в., Луганщина - один из ведущих промышленных регионов.
Метод «Микрофон»
Задание. Назовите основные, знаковые события, процессы, характерные для восстановительного периода.
III. Мотивации учебной деятельности учащихся
Объявление темы и целей урока
Постановка коллективной задачи урока, которое выполняется в парах:
в ходе изучения местного материала заполнить таблицу: «Послевоенный восстановительный период на Луганщине»
( листы с заданием заранее разложены на каждую парту).
Таблица
«Послевоенный восстановительный период на Луганщине»
(1945г. - Начало 1950-х гг ..)
№
з / п Задание Восстановительный период
1 Источники восстановления 2 Приоритетное восстановление и развитие тяжелой промышленности 3 Восстановление довоенной модели хозяйствования 4 Наличие командно-административной системы 5 Голод 1946-1947 гг. 6 Идеологические кампании против интеллигенции 7 Депортации населения 8 Отношение власти к церкви 9 Забота об уровне жизни населения 10 Настроение населения, отношение к политике государства 11 Результаты восстановления Постановка проблемного вопроса урока: «Какова роль Луганщины в послевоенном восстановлении народного хозяйства? »
IV. Изучение нового материала
1. Восстановление экономического потенциала нашего края
Учитель. С Луганщины началось освобождение Украины, а вслед за ним начиналось восстановление разрушенного оккупантами народного хозяйства края. Проследим важные для нас этапы освобождения.
Работа с датами и картой Луганской области
18 декабря 1942 - с. Пивнивка Меловского района;
Январь 1943 - освобождение родного Станично луганский района;
14 февраля 1943 - освобождение Луганской области;
28 октября 1944 - освобождение Украины.
Почти 9 месяцев шли ожесточенные бои за освобождение Луганской области. О героизме наших солдат сегодня напоминают многочисленные памятники павшим, среди них - мемориальный комплекс на месте завершения боев - на Миус - фронте.
Вопрос: Почему фашисты так упорно не хотели оставлять Луганщину?
Демонстрация документального фильма
Учитель. Увиденные кадры дали вам яркое представление о том, кем, как и за счет каких источников восстанавливался наш край в годы войны.
Первая послевоенная пятилетка (1946 - 1950г.г.) Поставила перед тружениками Луганщины не менее сложные задачи:
- Полное восстановление и развитие угольной, металлургической, машиностроительной, химической, электрической и других отраслей тяжелой промышленности;
- Увеличение общего объема промышленной продукции в 4 раза по сравнению с 1945 годом;
- Подъем сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, материального и культурного уровня жизни населения.
2. Социально - культурная жизнь Луганщины
Учитель. Каким был культурный и материальный уровень жизни населения в тяжелые послевоенные годы, узнаем из ваших сообщений и презентаций, которые вы заранее подготовили к этому уроку.
Электронная презентация «Луганск, который мы больше не увидим» (подготовлена заранее учеником)
Сообщение учеников с воспоминаниями очевидцев о голоде 1946-1947 г.г.
Послевоенное время, особенно 1946 - 1947г.г., Она вспоминала всегда с волнением.
Проживала моя прабабушка с семьей в Станице Луганской по ул. Свердлова, в бараке. Тогда это было временное жилье для переселенцев, эти дома так и назывались переселенческими. Там и застали их голодное время 1932 - 1933р.р., Война 1941 - 1945. г.. и послевоенное время, 1946 - 1947 годы.
Прадедушка Горковенко Алексей Анисимович работал в локомотивном депо машинистом паровоза, он был одним работающим в семье, потому что семья была многодетная, прабабушка была домохозяйкой.
А сейчас ее дети - мои бабушки. По их словам, их многодетной семье выжить в то время было трудно. Вспоминается и хлеб по карточкам (150 - 200грамив на человека), и как многодетной семье выдавали в районе, в центре, «уху», которую моя прабабушка получала и несла пешком в бидончики, чтобы накормить своих детей. На тот момент в семье было 8 детей в возрасте от 2-х до 17-ти лет. Старшие дети тоже помогали в «добыче пищи» для семьи: домой приносились речные ракушки (перловиц), после вспашки на полях собирались остатки колосьев, картофель по осени, а в более позднее время - мороженая картошка из-под снега. Употребляли в пищу как сами клубни, так и картофельные очистки. Проживала семья недалеко от железной дороги, что, в свою очередь, также давало возможность собирать остатки зерна: пшеницы, кукурузы - в общем, всего того, что шло в поездах и могло просыпаться на землю. А еще можно было обменять что-нибудь продукты. С приходом весны в пищу употреблялось все, что имело вкус: молодая сочная трава, ее корни, камыш, молочай, березовый сок и многое другое. Мои бабушки пережили такое трудное время, что радовались каждому прожитому дню.
Со временем работникам железной дороги стали выделять земельные участки, что позволило заниматься строительством частных домов, выращиванием зерновых, овощных культур и домашнего скота. Прадедушке тоже был выделен участок для застройки, всей семьей строили жилье, в котором в дальнейшем и жили.
За это трудное время никто из членов семьи не умер, как бы тяжело не было.
Забота о ближних и сплоченность семьи - вот залог мирного благополучной жизни.
Коллективное задание.
Как показывают воспоминания очевидцев, а также подтверждает официальная статистика, голод 1946-1947 годов поразил территорию Луганской области меньше, чем другие регионы Украины.
Вопрос. Как вы думаете, почему?
4. Итоги восстановления Луганщины.
Учитель. Ценой чрезвычайных усилий и самоотверженного труда тружеников различных отраслей народного хозяйства области на Луганщине уже в 1949 году в целом был достигнут довоенный уровень производства промышленной продукции, а в 1950 году он был превзойден на 11%.
Ведущей отраслью промышленности области оставалась угольная. Продолжая стахановские традиции 30-х годов, горняки области повышали угледобыча. К концу 1950. На угольных предприятиях работало более 200 тыс. Человек, среди них более 80 тыс. Стахановцев, более 5 тыс. Горняков выполняли по 5 и более годовых норм. Их труд был отмечен государством. 10 сентября 1947 Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен ежегодный праздник - День шахтера и основана медаль «За восстановление шахт Донбасса». Более 20 тыс. Шахтеров области были награждены орденами и медалями, более 7 тыс. Удостоены звания «Почетный шахтер», а 15-ти присвоено звание Героя Социалистического труда.
(Демонстрируются слайды со знаком «Почетный шахтер» и портретом Героя Социалистического труда П. Синяговского).
Металлургические предприятия области не только вышли на довоенный уровень производства металла, но и по многим показателям опередили страны Западной Европы.
Гигантом транспортного машиностроения был Луганский паровозостроительный завод, который с февраля 1946г. наладил серийный выпуск мощного локомотива серии СО (Серго Орджоникидзе). 7 июня 1946г. завод был удостоен высшей награды в СССР - ордена Ленина. Орденами и медалями были награждены более 200 рабочих и ИТР завода.
За годы четвертой пятилетки в Луганской было восстановлено и построено 1048 крупных промышленных предприятий.
Из руин были подняты города и села.
Ценой невероятных усилий в конце первой пятилетки колхозы и совхозы области в основном достигли довоенного уровня производства. В 1950г. область произвела 635 тыс. т. сельхозкультур, улучшились показатели в животноводстве. Все это вместе взятое позволило же обеспечить область продовольствием.
В том, что Украина вновь заняла традиционное для нее место топливно энергетической базы СССР, была и значительная часть Луганщины.
Демонстрация заключительных кадров хроникально - документального фильма «Восстановление Донбасса».
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Метод «Пресс»
Как происходило восстановление Луганщины? Какие отросли промышленности были восстановлены в первую очередь?
VI. Итоги урока.
Учитель. Мы познакомились с основными фактами из героической послевоенной эпопеи Луганщины, увидели примеры массового трудового героизма тружеников различных отраслей народного хозяйства Луганщины, которые внесли очень весомый вклад в послевоенное возрождение. Мы можем гордиться своими земляками.
Оценки
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: творческое задание «Луганщина в послевоенные годы» (эссе).
Электронные приложения:
1. Песня о Луганщине.
2. Презентация «Луганск, который мы больше не увидим».
3. Кадры из документальной хроники «Восстановление Донбасса».