Реферат на тему: «М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ольховатская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Реферат на тему: «М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий».
Выполнила: учащаяся 8 класса
Звягинцева Кристина Петровна
18.03.2000 г. р.
Руководитель: учитель литературы
Стасенко Надежда Петровна
Ольховатка 2014
Содержание
с.2
Введение с.3
Глава 1. Обзор творчества с.4
Глава 2. М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий с.5-9
2.1 Интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке 2.2 Музыкальность Лермонтова 2.3 Музыкальное восприятие мира в лирике 2.4 Лирика в музыке Заключение с.10-11
Список литературы с.12
Введение
Михаил Юрьевич Лермонтов (2.10.1814–15.7.1841), дворянин, офицер, герой войны, выдающийся русский поэт и прозаик, подчинивший биографию творчеству. Вот лишь неполный перечень его талантов, но роль этого человека в истории русской культуры уникальна, хотя он прожил всего 27 лет.
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой “лермонтовский элемент” и “самобытную живую мысль”.
Наследие М. Ю. Лермонтова тоже принадлежит к вершинным явлениям отечественной классики, с ориентацией на которые, наравне с Пушкиным, шло самоопределение художников Серебряного века. Оснований к такому утверждению более чем достаточно: многие мастера слова порубежного времени открыто высказывали свою приверженность заветам гениального предшественника. [2, с.31]
На двух «полюсах» духовной жизни, исполненной ощущения непреодолимой дисгармонии и насыщенной страстным поиском форм преображения мира, — могучая фигура, гениальное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова обладали равной для его последователей силой притяжения.
Работа посвящена изучению творчества М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий. В ней решаются две главные задачи: анализируется интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке, уточняется музыкальные образы и впечатления в его поэзии. Работа базируется на источниках, часть которых не была предметом специального исследования.
Глава 1. Обзор творчества
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Творчество Лермонтова чрезвычайно полно отразило новый этап эволюции общественного сознания, причем в ускоренном виде: вся его литературная жизнь - от ученических опытов до «Героя нашего времени» продолжается неполных тринадцать лет (1828-1841), за которые им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.
В 1840-1841 гг. творческая жизнь Лермонтова достигает особой интенсивности; он обращается к углубленному изучению национальных основ русской жизни («Родина», 1841), одновременно его привлекают проблемы «восточного» мировоззрения («Тамара», 1841; «Три пальмы», 1839; «Спор», 1841); он задумывает обширный роман-эпопею и начинает писать поэмы социально-психологического характера («Сказка для детей», 1840). Вторичная ссылка на Кавказ и затем трагическая гибель прервали жизнь поэта в ее апогее. [2, с.186]
Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к его поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы. [1, с.41]
В процессе написания данной работы было изучено достаточное количество его произведений и статьей о нём, что послужило теоретической основой к работе.
Глава 2. М.Ю. Лермонтов в зеркале двух столетий
2.1 Интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке
Лермонтов был очень музыкален, его стихи сами ложатся на музыку. Не удивительно, что значительная часть лирических произведений поэта легли в основу более сотни русских романсов и песен. [5, с.447]
Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. К произведениям Лермонтова в разное время, на протяжении почти полутора веков — от 40-х годов XIX века до 80-х годов XX века — обратились свыше тысячи композиторов; они создали более 2500 сочинений на лермонтовские темы и сюжеты, в том числе 50 опер, около 30 симфонических произведений.
Лермонтов оказал серьезное влияние на отечественную музыку. Осуществлялось оно не сразу. Еще при жизни поэта в 1840—1841 годах появились романсы на текст «В минуту жизни трудную» (А. Л. Гурилев, Н. А. Титов, А. В. Скарятин, Ф. М. Толстой), а также романсы Титова «Горные вершины», Г. Я. Ломакина «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»), «Горные вершины» А. Е. Варламова.
По множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту, кажется, никто не может сравниться с Лермонтовым. Огромное количество музыкальных переложений вызвали эти «Молитва», «Сосна» (и многие другие) стихотворения. Причем это не только романсы (среди авторов — Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Направник), но и вокальные ансамбли, дуэты, трио, квартеты, хоры, мелодекламация. Многие из этих сочинений созданы в советское время.
В творчестве Лермонтова поражает не только обилие, но и многообразие музыкальных эпизодов и моментов, оно не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.
2.2 Музыкальность Лермонтова
Лермонтов - один из самых одаренных в музыкальном отношении русских поэтов. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Лермонтов был музыкально одарен (игра на скрипке и фортепиано), но, как писал И. Л. Андроников: «…если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая его стихи и прозу его». Любовь и способности поэта к музыке не могли не отразиться в его литературном творчестве. Он воспринимал действительность не только через зрительные образы, как художник, но и через образы музыкальные. Например, в 1830 году он писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха» [4, с.85]. Лермонтов считал, что только музыка может полно передать глубинные душевные чувства и переживания. Возможности звуков почти безграничны. Свое восхищение перед музыкальными звуками поэт выразил в стихотворении «Звуки» (1830–31), навеянном игрой гитариста М. Т. Высотского:
Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
Музыка пробуждает воспоминания, позволяет переживать вновь давно прошедшее, воскрешает в памяти поэта милый его сердцу образ:
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне…
[2, с.256]
2.3 Музыкальное восприятие мира в лирике
Именно в лирике Лермонтова во всей полноте отразилось его тонкое музыкальное восприятие мира. Уже в ранних стихотворениях поэт нередко подражал русской фольклорной песенной традиции, близкой ему своей музыкальной составляющей. Преимущественно в ранний период своего творчества поэт создает несколько произведений под заголовками «Песня». Одно из них, юношеское стихотворение «Не знаю, не обманут ли был я», сходно с романсом: поэт использует в нем различные размеры — анапест, амфибрахий и ямб, что естественно для метрики народной песни. В еще одной «Песне» — «Желтый лист о стебель бьется» — поэт подражает фольклорному жанру, стремясь передать его ритмические особенности через использование белого тонического стиха, а также поэтику через аллегоричность и психологический параллелизм. Лермонтов наделяет произведения различными жанровыми особенностями, подчеркивая контрастность «песни» и «мелодии». Песне естественны ритмические перебои, присутствие как мелодических, так и резких интонаций:
Щеки бледностью, хоть молод,
Уж покрылись;
В сердце ненависть и холод
Водворились!
[3, с.769]
«Мелодии», наоборот, присущи напевность, создаваемая отчасти присутствием ассонансов. Особенно часто повторяются звуки «а» и «о», что усиливает музыкальное звучание стиха; замедленные певучие интонации, неизменный ритм:
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья…
[3, с.770]
Собственно музыкальное ядро, качественно своеобразный мир звуковых музыкальных образов вызывает в нас подчас образы иной природы, сливающиеся, отождествляющиеся с музыкальными образами, — они обрастают художественными видениями иного рода. Возникает сложный взаимопроникнутый мир звуковых и незвуковых образов. Это трудно поддающееся словесным формулировкам слияние разнородного в сложное художественное целое Лермонтов сумел выразить в своем стихотворении «Звуки». Под влиянием музыки в душе воскресли образы былого, но они не уносят, не удаляют от самой музыки, как это часто изображают писатели-художники, которым любо заигрывать с музыкальным искусством, несмотря на свою полную немузыкальность. «Принимают образ эти звуки, образ милый мне», — говорит Лермонтов, найдя точные и выразительные слова для передачи того состояния сознания, когда всколыхнутые музыкой внемузыкальные образы поют звуками, а музыкальные звуки принимают внемузыкальный образ, зацветают зрительными образами.
Во всем этом, несомненно, нашел выражение особый, еще не достаточно изученный музыкальный склад мышления Лермонтова, его удивительная способность воспринимать мир через звуки и краски.
2.4 Лирика в музыке
Несомненно, есть определенная закономерность и в том, что музыканты разных времен, не сговариваясь, выбирают один и тот же стихотворный текст, проходя мимо десятков других, может быть, не менее значительных и художественно полноценных. Объяснить эту любопытную закономерность возможно только на основе анализа тщательно собранных и систематизированных фактов.
Почему, например, такое стихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку сто композиторов, а знаменитый «Спор» («Как-то раз перед толпою») — всего 5, причем текст ими взят не полностью? Лермонтовская аллегория «Утес» привлекла внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему), а сюжетное стихотворение балладного типа «Морская царевна» — всего 5. Множество музыкальных воплощений получили «Казачья колыбельная песня» (около девяноста), «Молитва» — «В минуту жизни трудную» (более восьмидесяти). Но к стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива» проявили интерес 22 композитора (правда, среди них Римский-Корсаков и Балакирев), «Дубовый листок» еще меньше — всего восемь, а многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.
Ранние опыты Лермонтова воплотить музыкальные жанры в лирике отозвались и в более поздних его произведениях, которые неизменно отличаются удивительной музыкальностью. В стихотворениях присутствуют типичные песенные приемы, по словам В. О. Ключевского, пьеса «своим стихом почти освобождает композитора от труда подбирать мотивы и звуки при ее переложении на ноты».
Заключение
На двух «полюсах» духовной жизни, исполненной ощущения непреодолимой дисгармонии и насыщенной страстным поиском форм преображения мира, — могучая фигура, гениальное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова обладают равной для его последователей силой притяжения. Он внес в национальную культуру свой “лермонтовский элемент” и “самобытную живую мысль.
М.Ю. Лермонтов оказал серьезное влияние на отечественную музыку. Русские композиторы обращались к поэзии Лермонтова, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы. На протяжении почти полутора веков они создали более 2500 сочинений на лермонтовские темы и сюжеты. Никто не может сравниться с Лермонтовым по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту. В лирике поэта есть и многие другие прекрасные образцы, которые до сих пор ждут своего музыкального истолкования.
Изучение творчества Лермонтова с этой стороны раскрыло особое свойство его поэзии и обнаруживает значительность некоторых ее моментов, с общих, т. е. внемузыкальных, точек зрения не получивших надлежащей оценки. Это позволяет выявить у Лермонтова образцы передачи музыкального переживания без искажения его сущности, что важно для освещения проблемы, в которой скрещиваются интересы двух самостоятельных искусств — поэзии и музыки.
Биографические данные пополнили наши знания о музыкальности Лермонтова и уточнили музыкальные моменты в его творчестве.
Уникален особый, музыкальный склад мышления Лермонтова, его удивительная способность воспринимать мир через звуки и краски.
Лермонтов погиб, когда его работа над музыкальностью стиха была в самом расцвете. Возможно, поэт объединил бы музыкальное и поэтическое творчество, написав музыку для собственных произведений, ведь такие замыслы и даже опыты у поэта были. Но этому не суждено было случиться, хотя на музыку большинство произведений поэта все, же легло. И, наверное, звучание музыки на стихи Лермонтова не очень далеки от того, как мыслил их поэт, ведь музыка его стиха столь очевидна, что нужно лишь вслушаться в нее и переложить на ноты.
Список литературы
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. XI. М., Изд-во АН СССР, 1956.
Лермонтов М. Ю. Исследования и материалы. Л., 1979, с. 256.
Лермонтов М. Ю. Собр. соч. — Т. 6. М.: Л., 1957, с. 769—770.
Е. Канн «М. Ю. Лермонтов и музыка». М., 1939. с. 85–89.
И. Эйгес «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова» в кн.: Литературное наследство, т. 45—46; М. Ю. Лермонтов, т. 2, М., 1948.