Уроки 2-3. Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства.


Занятия № 2 - 3
Великосветское общество в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Быт и нравы различных кругов русского дворянства.
Цели:
воспитательная:
формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;
создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;
воспитание положительных эмоций от прочитанного, формирование умения отличать истинное и ложное, ценить и оберегать семейные традиции;
образовательная:
формирование осознания студентами норм жизни высшего света;
формирование представления о неоднородности высшего общества;
развивающая:
развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сопоставление героев.
Прогнозируемый результат:
знать художественный текст, главных героев романа и их мировоззрение;
уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.
Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово преподавателя.
 Первые по времени салоны появились во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века).  Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы. В России салоны впервые появились в 18 веке при Екатерине II и приобрели популярность в первой четверти 19 века. Хозяйками салонов могли быть дамы высшего круга, которые отличались в свете своей роскошью, красотой, положением. Салон А.П. Шерер был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга – тем звеном, в котором создавалось общественное мнение. Именно с него и начинается действие в романе «Война и мир».
Обсуждение темы и целей урока.
III. Совершенствование знаний, умений и навыков.
Слово преподавателя.
Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Таким образом автор знакомит нас с представителями аристократической среды: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
Анализ эпизода «В салоне Шерер».
Чтение разговора хозяйки салона с князем Василием (в сокращении).
Можно ли на основании этого отрывка сказать об отношении Толстого к данным героям?
Отрицательное отношение Толстого к этим людям проявляется:
- в постоянном подчёркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни;
- в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо.
Внешне в салоне изящество движений, светский такт, высокие политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость. А на деле –неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.
Найдите детали.
1) Анна Павловна говорит: «Праздники и фейерверки становятся несносны, когда «нравственно» страдаешь». Сама же, будучи больной, собирает вечер.
2) Обряд приветствия никому ненужной тётушки.
3) «Прежде всего скажите, как ваше здоровье. Милый друг? Успокойте меня», - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка».
4) Особая манера поведения: не принято искренне говорить о том, что интересно. (Князь Василий, кн. Друбецкая)
5) Метафорическое сравнение салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (сравнение резко отрицательное, оценочное)
Найдите эпитеты и сравнения в описаниях героев, в которых проявляется отрицательное отношение Толстого к этим героям.
1) Плоское лицо князя Василия.
   2) Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»… сначала виконта, потом аббата. «Как хороший метрдотель подаёт как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне», «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью» 
Вывод.
Таким образом, мы сделали наблюдения над одной из самых важных черт романа – отрицанием Толстым норм фальшивой и корыстолюбивой жизни светского общества.
Свои ли в великосветской гостиной князь Андрей и Пьер, если судить только по портретам и манере поведения героев?
Зачитайте портреты Андрея и Пьера.
Выделите ведущие черты их внешности.
А) Пьер – умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд.
Б) Гримаса скуки на красивом лице кн. Андрея 
Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их здесь появления чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне», и относилась к нему со страхом.
Какова манера поведения у Пьера?
Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он – инородное тело в великосветской гостиной. Князь Андрей говорит о нём Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».
Чем отличается князь Андрей от Пьера на первых страницах романа? 
О князе Андрее нельзя сказать решительно, что он во всём чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. У него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо-неприятно». Он-то для всех свой. Они для него – чужие.
Рядом со своим старшим другом Пьер расплывчат, наивен и нерешителен. Князь Андрей – человек действия. Он и от Пьера требует действия, когда заставляет его скорее решиться сделать карьеру. «Ну что, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – Можете представить. Я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».
Зачем князь Андрей едет на войну? 
 «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Вслушаемся в эту фразу. Жизнь должна быть в нём, а не он должен соответствовать этой жизни. Он не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой. И здесь он видит пример Наполеона. Следуя этому примеру, князь Андрей рвёт все путы.
О чем говорят в салоне?
Обсуждается вопрос об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского. Здесь этот вопрос превратился в милый светский анекдот, который все находят прелестным.
«Революция была великое дело» - прогрессивно настроенный Пьер произносит слова в защиту Наполеона. Слова Пьера привули всех в ужас, и только князь Андрей поддерживает его, говоря слова о величии Наполеона.
Вывод.
Так раскрывается политическая реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства, а свобода и равенство считаются громкими словами. (Анна Павловна: «нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»).
С какой целью вводит Толстой французский язык?
  Характеристика знати с её антинациональной ориентацией, отрыв от народа. Простым использованием то русского, то французского языков Толстой определяет своё отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он много лет провёл за границей и более привык к нему там, Толстой приводит только по–русски. Реплики Андрея Болконского  тоже приведены, в основном по-русски, за исключением 2-х случаев: когда он входит в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.
    Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский, а позже немецкий язык.
На чём основана дружба Пьера и князя Андрея?
На общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.  
Анализ эпизода «В доме графа Безухова».
Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.
С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?
Писатель показывает алчность и жадность князя Василия. Добиваясь наследства, он утверждает, что хочет позаботиться о трех княжнах, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание)
Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?
Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают. Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей.
Эта сцена также раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны Друбецкой и расчетливость Бориса.
Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?
Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.
Слово преподавателя.
Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.
Анализ эпизода «В доме Ростовых».
Где живут Ростовы?
В Москве, а летом в имении Отрадное.
Какова общая атмосфера в семье?
Для семьи характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, танец графа, пение молодых Ростовых),
Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».
Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все?
Марью Дмитриевну Ахросимову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой обращения», ждут с нетерпением все.
О чем говорят сидящие за столом взрослые?
Говорят о войне, о политике, но в ином тоне, чем в салоне Шерер. Старшее поколение волнует этот вопрос потому, что на войну пойдут их дети.
Какие черты присущи всем Ростовым?
Простота, радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и в обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят корысть и расчет. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы. Так Толстой показывает неоднородность высшего общества.
Анализ эпизода «В имении Болконских Лысые Горы».
Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?
Обращает внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.
Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
Что сближает Ростовых и Болконских?
Взаимная любовь всех членов семьи, глубокая сердечность, естественность поведения, близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми . В чем эти семьи различны?
Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, гордость.
Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?
Курагины – лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.
Вывод.
Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.
Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать. Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме). Болконские – люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.
Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?
«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова)
IV. Информация о домашнем задании.
1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.
2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.