Разработка занятия кружка Умелые ручки МАУ Культурный центр г. Кемерово на тему Пасхальный поднос
Разработка занятия кружка «Умелые ручки»
г.КемеровоМАУ «Культурный центр»
Руководитель кружка «Умелые ручки»
Жихарева Е.А.
Тема: «Плетёный пасхальный поднос»
Цель занятия: организация практической деятельности, направленной на закрепление приёмов плетения из газетных трубочек.
Задачи:
Образовательная :
-расширить знания о правильном употреблении слова «поднос».Развивающая: - развить практические умения в приемах работы по плетению из газетных трубочек;
- развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений и мелкую моторику рук;Воспитательная: - воспитывать культуру речи и интерес к христианским обычаям и праздникам.Методы обучения: - словесный - инструктаж; - наглядный - демонстрация приёмов работы и готовых работ.
Оборудование:
Образец плетёного подноса, газеты, спица, ножницы, сухой клей, заготовленные трубочки из газет.
Ожидаемый результат:
изготовление плетёного подноса.
Ход занятия
Этап Содержание Результаты
I Этап Организационный этап
Цели этапа:
Включить в самостоятельную познавательную деятельность.
Скоро праздник Светлой пасхи. Дома готовятся накрывать столы праздничным кушаньем. Вот и мы постараемся украсить наш стол плетёным разносом. Диалог:
Что вы знаете о празднике Пасхи?
Пасха – главное событие христианского мира, посвященное чудесному Воскресению Иисуса Христа, победе жизни над смертью. Дата праздника каждый год меняется, так как день, когда будет Пасха, вычисляется по лунно-солнечному календарю, основанному на периодичности видимых изменений Солнца и Луны.
Праздничная трапеза
Пасхе предшествует время воздержания — Великий пост, который заканчивается разговением.
На праздничном столе у православных обязательно должны быть освященные в церкви куличи, крашеные яйца и творожные пасхи.
II Этап
Цель: актуализация знаний в области употребления термина «поднос» Проблемная ситуация:
Как правильно говорить «поднос» или «разнос»?
Как правильно: разнос или поднос?
Люди могут всю жизнь прожить в святой уверенности, что совершенно правильно употребляют названия бытовых предметов и явлений. Слово «разнос» в значении «плоский предмет для транспортировки еды и мелких объектов» - ария из той же оперы. Давайте хорошенько разберемся в этом вопросе.
Корень обоих слов одинаковый – «-нос», тот же, от которого образован глагол «носить». Разница в оттенках смысла, за которые традиционно отвечает префикс – или, как говорят в школах, приставка. Морфема «-под» имеет значение «низший, зависимый». То есть, когда мы кому-то что-то «подносим» - мы демонстрируем этим свое уважение человеку, свое низшее по отношению к нему положение. Можно, например, поднести дар монарху, раньше слово «поднос» именно это и означало – «дар, подношение». Впрочем, ложку ко рту тоже подносят, но здесь играет уже физическая составляющая процесса: ведь, когда мы едим, мы совершаем рукой движение снизу вверх и приближаем подносимый объект (сравните с «подойти», «подбежать»). Со временем подносом стали называть плоский металлический или деревянный лист с загнутыми краями, на котором можно «подносить» драгоценные подарки, а позже – просто еду или мелкие предметы.А что же тогда означает слово «разнос»? Сегодня это слово все чаще используется с отрицательной коннотацией и в переносном значении, толкуется оно как «нагоняй, взбучка». Например: «Ну ты и натворил дел, вот погоди: узнает отец – устроит тебе разнос». Можно немного оглянуться в прошлое, и увидеть, что еще недавно это существительное имело буквальное значение, напрямую связанное с глаголом «разносить». «Разнос подарков пенсионерам на день пожилого человека» - сегодня такие объявления вряд ли встретишь, а если где и попадется такое использование слова «разнос», то будет справедливо расценено как серьезная речевая ошибка.Если кратко суммировать все вышесказанное, то «поднос» - это предмет, конкретное существительное, а «разнос» - процесс, то есть абстрактное. Вот и все.Таким образом, в контексте рассматриваемого вопроса однозначно и единственно правильным вариантом будет использование слова «поднос».
III. Этап Практическая работа
«Плетение пасхального подноса»
Цель:
-отработать и закрепить технику кручения газетных трубочек;
- продолжить формировать практические умения способов плетения из трубочек; - Повторить технику скручивания газетных трубочек;
-отработка практического навыка плетения из газетных трубочек.
Для изготовления подноса нам потребуется сплести 1 большую центральную чашку под кулич и 7 маленьких чашек под яички.
1.Подготовка к плетению:
Для того, чтобы скрутить трубочки, нам потребуются:
газеты,
ножницы,
клей ПВА.
2.Скручивание трубочек
-Газетный лист нужно разрезать вдоль на 4 части.
-берём 1 полосу и с уголка начнаем скатывать под углом примерно 30° по отношению к длинной стороне полосы.
3.Наращивание и соединение трубочек
-В широкий конец трубочки капаем капельку клея
-Узкий конец второй трубочки вставляем в первую трубочку
4.Плетение круглого дна:
Для основы берём 16 трубочек, 4 заготовки по 4 трубочки. Переплетаем их по центру в шахматном порядке
Соединяем две рабочие трубочки, складываем и заводим за первую группу из 4 трубочек.
Начинаем плести «верёвочкой», т.е. та рабочая трубочка, которая была внизу идет над следующей группой из 4 трубочек, а верхняя идет под эти трубочки.
Разводим трубочки по 2 и продолжаем плести 3-4 ряда
Разводим трубочки по 1 и продолжаем плести до нужного диаметра дна
5. Плетение стенок
Теперь надо поднять трубочки основы, чтобы они приняли вертикальное положение, это будет основа стенок. Для этого трубочку основы заводим под следующую трубочку и поднимаем. Последнюю трубочку заводим в петельку от первой.
Начинаем плести стенки используя стандартное полотняное переплетение, оплетая основу банки нужного диаметра
Плетём до нужной высоты.
Затем закрываем концы вертикальных трубочек, поочерёдно загибая их с внутренней или внешней стороны, вплетая 2-3 раза между горизонтальными трубочками переплетения.
6) Красим готовую корзинку морилкой или гуашью.
Краску закрепляем лаком.
7) украшаем дно декупажем из салфеток. 8) соединяем детали подноса атласными лентами, переплетая их между стенками 2-ух чашек, завязываем на узел и бантик. IY Этап Закрепление
Цель этапа:
Обобщить полученные знания и навыки Мы рассмотрели правильное употребление термина «поднос».
На практике отработали технику переплетений газетных трубочек
Y Этап Демонстрация готовых изделий. Защита своей работы
YI Этап Рефлексия.
Цель этапа:
Оценить собственную деятельность на занятии Объективное оценивание своей работы:
-как пригодится готовое изделие?
YII
Этап Заключительный этап.
Уборка рабочего места