Разработка урока по ОБЖ на тему Нарушение экологического равновесия в природе (10 класс)
МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект урока
по ОБЖ
в 8 классе
на тему:
«Нарушение экологического равновесия в природе»
План- конспект урока
подготовил:
учитель ОБЖ
Пархоць Ф.В.
с. Владимировка
План конспект урока ОБЖ
в 8 классе
«Нарушение экологического равновесия в природе»
Цели урока: Углубить и расширить знания по экологическому равновесию в
природе;
- Показать пагубное влияние деятельности человека на окружающую среду и
здоровье человека;
- Развивать экологическую культуру школьников, воспитывать экологическую
бдительность, совершенствовать умения учащихся в работе с дополнительной
литературой.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: Рисунки, карточки, видеозапись, музыка
Ход урока:
Вступительное слово учителя .
О, Люди! Мыслю я,
У всех у нас есть мать одна По имени Земля.
Этими замечательными словами мне бы хотелось начать наш урок.
Как вы догадались, ребята, сегодня мы продолжим с вами вести беседу об экологическом равновесии, о последствиях деятельности человека на планете Земля. Да, действительно, планета Земля - наша мать, наш общий дом и мы обязаны ей своей жизнью, ей прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, человек, считающий себя венцом природы, забыл , что сам является её скромной частицей.
"Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять -горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого ."
В процессе развития цивилизации человек пытался удовлетворить свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энeргии, расширения площадей земли, используемых под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Человек, расширяя сферу своей деятельности, начал создавать искусственную среду обитания. В результате нарушилось равновесие в природе, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение и гибель.
И сегодня, когда тучи военного столкновения между супердержавами поредели, стало видно: экологическая бомба для человечества столь же опасна, как и ядерная. Мы уже немало говорили о последствиях деятельности человека на окружающую среду.
Проверка домашнего задания.
A сейчас, чтобы проверить, как вы усвоили предыдущий материал я бы хотела предложить вам следующие задания :
1. работа по карточкам
2. диктант
3. работа с таблицей
Ситуации,связанные
с изменением
атмосферы .........гидросферы .....состояния
суши ...биосферы -резкие изменения -нехватка -оползни, обвалы - погоды или климата; питьевой воды; из-за выработки исчезновение -вредные примеси в -истощение недр и другой видов животных, атмосфере; водных ресурсов деятельности растений; -кислородный голод необходимых для человека; -гибель в городах; хозяйственно-бытовых нужд человека,
хозяиственно- -наличие вредных растительности -кислотные осадки; -нарушение вeществ в почве на большой -разрушение сверхдопустимых территории озонного слоя концентраций;
концентрации - атмосферы; хоз.деятельности и -истощение ископаемых -превышение экологического невозобновляемых массовая гибель Предельно равновесия ископаемых; животных Допустимого уровня вследствие -переполнение Шума загрязнения морей свалок отходами и океанов. Д и к т а н т
1. Как называют науку о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. (Экология)
2. Это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящая к трудно обратимым процессам природы, делающих невозможным ведение хозяйства, приводящая к реальной опасности тяжёлых заболеваний или даже смерти людей. (Экологическая катастрофа )
3. Что понимают под техносферой.(Искусственная среда обитания)
4. Как называют раздел экологии, который рассматривает воздействие объектов промышленности, сельскохозяйственного транспорта, на природу и наоборот. (Промышленная экология)
5.Нарушениe равновесия в экосистеме, которое вызывает необратимые процессы в ней и постепенную её гибель (Экологический кризис)
А теперь, ребята, обменяйтесь тетpадями и проверьте правильность написания диктанта друг у друга. Ключ ответов вам предлагается на доске. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
О том, какой ущерб нанесла деятельность человека атмосфере, гидросфере, суше и биосфере давайте послушаем девочек.
1.Начну с изменения климата. За последнее столетие произошло повышение температуры поверхности Земли не менее , чем на 0,5С. Зимние температуры увеличились более значительно, чем летние.
В настоящее время доказано, что основным источником парниковых газов являются антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв Сибири и Северной Америки. Это открытие накладывает на нашу страну большую вину за глобальные изменения климата.
Если не принять каких-то срочных мер, то температура поднимется на 1,5-4,5С к середине следующего столетия,что приведёт к весьма существенным изменениям.
Во-первых, резко увеличивается процесс опустывания. Особенно быстро начнут расширяться пустыни в Африке, на юге Северной
Америки; изменится климат в Скандинавии, Сибири.
Во-вторых, резко ускорится уже сейчас происходящий медленный подъём уровня Мирового океана. В 2050 году возможное повышение уровня океана составит 150см.
2. Реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в атмосфере. Говоря об этом, обычно отмечается знаменитая «озоновая дыра» над Антарктидой. Так, над нашей страной сокращение азона достигло 3%. Доказано, что сокращение азона только на 1% ведёт к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тысяч человек на европейской территории нашей страны смертельно заболевает раком кожи только по этой причине.
Озонная дыра над Антарктидой!
А не было её ещё вчера.
Зачем она учёными открыта?
Неужто в вечность нам уже пора?
Неужто судный день для бела света
Подкрался вдруг космической тропой.
И под жестоким ультрафиолетом
Нам корчиться беспомощной толпой.
Неужто всё , что дорого и свято
В единой человеческой судьбе,
Вдруг будет уничтожено , распято
Потоками диапазона Б.
На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взвыли , душу леденя
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда,
Виновников незримых не ищите
Виновники – мы с вами , господа!
3.В результате изменения биосферы исчезают животные, растения. Изучив литературу по проблеме –влияние человека на окружающую среду, в данном случае на биосферу, я узнала, что тропические леса, которые являются домом почти половины всех живых существ, почти уничтожены. В настоящее время огромное количество животных на грани исчезновения. Среди них - орлы, слоны, киты. Приведу пример, как вы знаете местом обитания крокодилов является озеро виктория. Появились же крокодилы на нашей планете 2 миллиона лет назад. В настоящее время их насчитывается 21 вид, но 14 видов занесены в Красную книгу.
Я думаю этот факт должен заставить задуматься всех нас. Чем больше вникаешь в суть этой глобальной проблемы. тем страшнее становится. На некоторые вопросы, волнующие меня любезно согласились ответить некоторые старшеклассники.
(В и д е о з а п и с ь)
У ч е н и к 1. Расскажите, пожалуйста, о самых острых проблемах нашего времени.
2. Неимоверно растёт население Земли. Оно составляет 5,3 миллиарда человек. Каждому из них требуется одежда, пища, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а иссекают. Выбывают из оборота плодородные почвы, быстро загрязняются вода и воздух. Есть ли острова спасения от надвигающейся беды?
К сожалению, нет. Всё человечество в одной лодке и пересесть из неё некуда. Главным итогом осознания космоса стало осознание того, что Земля-маленький шар во Вселенной, и это пока единственное пристанище человечества. Страны бедные и богатые, обитатели хижин и небоскрёбов все на одном корабле. Чернобыль, Арал, Волга, Белое море, Байкал, искусственные пустыни Калмыкии - вот районы экологического бедствия , особенно близкие нам.
Ученик 1. В общих чертах нам ясна экологическая ситуация в мире. А какова экологическая ситуация в России?
3.Экологическая ситуация в России, как и во всём мире сложная. В настоящее время свыше 70 миллионов человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами. Большой урон экосистеме нанесён ядерными веществами. В результате Чернобыльской аварии заражены радиоактивными веществами Брянская, Тульская, Орловская, Рязанская области.
Ученик 1. Сейчас много говорят о проблеме пресной воды. Какой Ваш взгляд на данную проблем?.
4. В настоящее время пресной воды не хватает. 82% сбрасываемой воды не подвергается очистке. Реки Дон, Обь, Енисей, Лена загрязнены органикой, тяжелыми металлами, нефтепродуктами.
А Волга? Матушка –Волга, о которой сложены песни, стихи, легенды. В древности её называли Ра, что значит радость, река бога Солнца. Ещё вчера она давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбу. Испокон веков она была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня Волга-матушка медленно умирает. В её водах гибнет рыба, а деревья вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Многие люди не хотят понять, что без воды жизнь на земле невозможна.
И в заключении, мне хочется напомнить высказывание о воде А.Сент-Экзюпери «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты- сама жизнь.»
Вода!
Тебе мы посвящаем
Стихи и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем
Чтоб ты у нас всегда была
Чтоб реки были полноводны
И мирно бы текли всегда
Была б прозрачна в них вода!
Что бы дождём нас поливало
Ты с чисто голубых небес
И злился бы на нас поменьше
Могучий и Всесильный Зевс!
Тебе, вода, поём мы славу!
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда
Так пусть же славится вода!
Эти слова Леонардо да Винчи подтверждают тот факт, что заря жизни на планете слабой искоркой зародилась в воде. Здесь начали свою эволюцию, которой уже 3 миллиарда лет, первые одноклеточные существа. Мы- дети воды.
3 . Изучение нового материала.
Итак, ребята, как вы поняли дальнейший нас разговор пойдёт о воде, а точнее о загрязнении природных вод.
Но вначале давайте нарисуем воду. Каждый её рисует так, как представляет. Что касается меня, тоя её представляю следующим образом.
А сейчас постарайтесь рассказать всё, что знаете о воде.
(С химической точки зрения: вода - самое распространённое из соединений в природе, это оксид Н2 О . Вода- бесцветная жидкость, без вкуса,без запаха. Кипит при температуре 100, замерзает при температуре 0. С физической точки зрения: вода находится в 3 агрегатных состояниях- в твёрдом, жидком, газообразном. (География)- Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода есть в почве, под почвой. У северного и южного полюсов- скопление льда. (Биология) Наше тело состоит на 2/3 из воды. Вода входит в состав крови, есть внутри клеток растений. Жизнь была зарождена в воде. Вода- основа всех жизненных процессов. Вода- среда обитания многих животных.
А теперь, я предлагаю вам заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах. Как вы видите в таблицах есть следующие разделы: знаю, хочу узнать, узнал новое.
1. Вначале запишите в левой колонке всё, что знаете о воде.
2. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
3. Давайте обсудим, что у нас получилось.
4. А, чтобы вы ещё хотели узнать о воде.
5. На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в текстах.
Чтение с пометками.
Во время чтения делайте, пожалуйста, пометки.
Приложение к уроку
Чтение с пометками
ПОМЕТКИ
! - знаю
= -противоречит моему мнению
? - хочу узнать подробнее
+ -для меня новое
Вода - самое распространённое неорганическое соединение на Земле. Вода- oснова всех жизненных процессов . Растения на 90%, а животные на 75°/о состоят из воды потери живыми организмами 10-20 °/о воды приводит к гибели .
Из запасов воды только 2,5 °/о приходится нa пресные воды, большая часть которых -70 °/о -сосредоточена во льдах полярных зон и ледников.
Наиболее практическое значение для человека имеют пресные воды. И именно эти водные ресурсы подвергаются истощению.
В настоящее время человечество потребляет нa хозяйственные нужды 12% речного стока . Темпы же роста потребления составляют 3% в год .
Основные потребители воды - промышленность и сельское хозяйство. К числу отраслей промыгпленности, забирающих большое количество воды относятся -энергетика, химическая, пищевая, целлюлозно-бумажная.
Главный потребитель пресной воды - сельское хозяйство. Ha орошение и полив затрачивается 4200 км в год, при этом 3/4 её теряется безвозвратно.
Объём потребляемой воды для коммунально - бытовых нужд в зависимости от региона и уровня жизни составляет от 3 до 700 литров нa каждого человека в день.
Известно, что при сохранении темпов прироста населения и объёмов производства человечество к 2100 г. может исчерпать весь запас пресной воды.
Ограниченные и даже скудные во многих странах, имеющиеся запасы пресной воды уменьшаются из-за загрязнения. Главную опасность представляют сточные воды. Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают при нефтедобыче, транспортировке , переработке и использовании в качестве топлива и промышленного сырья .
Из продуктов промышленного производства основное место по своему отрицательному воздействию нa водную среду занимают синтетические моющие средства. Загрязнение водной среды происходит стекающей с поверхности обработанных сельскокозяйственных и лесных земель загрязнённой водой, а также при сбросе в водоёмы отходов предприятий - изготовителей и результате потери при транспортировке и хранении пестицидов. Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество веществ, внесённых нa поля с удобрениями (азота, фосфора, калия)
Считается, что в водоёмы поступает свыше 500 тысяч различных веществ. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть, цинк, медь) активно накапливаются в донных отложениях, рыбе, водорослях. Известны случаи массовых отравлений людей ртутью, которая попала в их организм с рыбой, а также отравление кадмием, когда для бытовых целей использовали загрязнённые воды.
Большую опасность представляют загрязнения вод радиоактивными веществами. Воды подвергаются также термическому загрязнению.Так, когда электростанции используют воду для конденсации отработанного пара и возвращают её в водоём подогретой нa 10-50 С уменьшается содержание растворенного в воде кислорода. Возрастание тепловой нагрузки нa водоёмы, повышение содержание биогенных элементов и органических веществ как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей воды.
После прочтения текста заполните графу таблицы « Узнал новое» (Звучит музыка).
Итак, ребята, что же вы узнали нового о воде? Какое значение имеет вода ? Должны ли мы беречь воду?
( Видеозапись)
Как яблоко на блюде
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Помните это ,люди,
Как собственный приказ.
Не то земли не будет
У каждого из нас.
А нам беречь природу надо
Для тех, кто будет после нас
А безумно сыплем яды
И дом свой травим ,не скупясь.
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она.
Итак, ребята, к сожалению наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа заставит вас задуматься о том, что мы должны беречь и охранять нашу планету, ведь она у нас одна, а богатства её небезграничны.
И закончить наш урок мне бы хотелось словами Е.Евтушенко
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри планеты
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Домашнее задание
«5»- Сообщение «Экологическое состояние внутренних вод Белгородской области».
«4» - с.64-66, тесты
«3»- с. 64-66, вопросы к параграфу
Рефлексия.