Контрольная работа Биосферный уровень жизни, по программе Пономаревой И.Н., 10 класс
Биология
10 КЛАСС
«Биосферный уровень жизни»
ВАРИАНТ – I.
I. Обоснуйте, почему биосферу относят к биосистемам.
II. Живое вещество биосферы выполняет следующие функции:
1) дыхательную 2) газовую 3) концентрационную 4) планетарную 5) энергетическую 6) деструктивную 7) антропогенную 8) средообразующую
III. Какую роль в биологическом круговороте веществ играет совместное обитание видов?
IV. Самые существенные преобразования в биосфере вызываются:
1) живыми организмами 2) климатическими условиями
3) природными катаклизмами 4) электромагнитным излучением
V. Установите последовательность звеньев пищевой цепи, которую составляют
1) всеядные рыбы 2) хищные птицы 3) мелкие ракообразные 4) фитопланктон
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1
2
3
4
VI. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на Земле, называется:
1) техносферой 2) антропосферой
3) ноосферой 4) социосферой
VII. Перечислите основные этапы биологической эволюции, совершившиеся в биосфере до выхода жизни на сушу.
VIII. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов Мирового океана вблизи экватора, потому что коралловый риф получает больше:
1) солнечного света 2) тепла
3) кислорода 4) элементов питания
IX. Используя цифровые обозначения выпишите взгляды А.И. Опарина на начальные этапы происхождения жизни.
1) Первичной была макромолекулярная система, способная к самовоспроизведению.
2) Первичной была коацерватная система, способная к обмену веществ.
3) Решающая роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам.
4) Первенство в абиогенном происхождении жизни принадлежало нуклеиновым кислотам.
X. Напишите краткий ответ, включающий не менее трех элементов.
Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
XI. Какие основные этапы выделяют в развитии жизни на Земле? Каким образом первые живые организмы получали энергию?
Биология
10 КЛАСС
«Биосферный уровень жизни»
ВАРИАНТ – II.
I. На каком основании В.И. Вернадский все живое население планеты Земля назвал живым веществом?
II. Закончите высказывание, выбрав главное условие.
Главной силой, обеспечивающей единство биосферы, выступает
1) взаимодействие разнообразных организмов 2) озоновый слой в атмосфере
3) биологический круговорот веществ 4) живое вещество и неживая природа
III. Какую роль выполняет живое вещество в биосфере?
IV. Решению устойчивого развития биосферы способствует:
1) сокращение численности ряда видов 2) вселение новых видов в сообщества
3) уничтожение вредителей культурных растений 4) устранение факторов загрязнения окружающей среды
V. Установите последовательность естественной смены экосистем
1) смешанный лес 2) болото 3) луг 4) мелколиственный лес 5) еловый лес
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1
2
3
4
5
VI. Основную массу живого вещества биосферы составляют:
1) животные 2) бактерии
3) растения 4) планктон
VII. Перечислите основные этапы биологической эволюции, совершившиеся в биосфере после выхода жизни на сушу.
VIII. Азотфиксирующие бактерии относятся к:
1) продуцентам 2) консументам I порядка
3) консументам II порядка 4) редуцентам
IX. Используя цифровые обозначения выпишите взгляды Дж. Холдейна на начальные этапы происхождения жизни.
1) Первичной была макромолекулярная система, способная к самовоспроизведению.
2) Первичной была коацерватная система, способная к обмену веществ.
3) Решающая роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам.
4) Первенство в абиогенном происхождении жизни принадлежало нуклеиновым кислотам.
X. Напишите краткий ответ, включающий не менее трех элементов.
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
XI. На каком этапе эволюции в процессе естественного отбора на Земле появились первые примитивные организмы? Какие живые организмы были первыми на Земле (по мнению большинства ученых)?