ЕСТЕСТВЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ УСТЬ-ЛАБИНСКОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ


ЕСТЕСТВЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ УСТЬ-ЛАБИНСКОЙ СТАНЦИИ ЮННАТОВ
Пигорь Ирина Анатольевна
Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов муниципального образования Усть-Лабинский район, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории
Аннотация. Анималотерапия - эффективный метод работы с детьми начальных классов на занятиях СЮН, который формирует не только экологическое воспитание, но и положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации.
Ключевые слова: анималотерапия, дополнительное образование, общение с животными, учащиеся начальных классов.
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи [1, с.5].
Постоянное общение с животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира.Через взаимодействие с животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.Психологи провели масштабное исследование, которое показало, что дети, живущие вместе с кошками, собаками, хомяками и прочей живностью, общительнее и добрее по сравнению с теми, кто играет лишь плюшевыми мишками и пластиковыми зайцами. По их мнению, дети, которые растут без домашних животных в доме, имеют уровень интеллекта ниже, чем сверстники, имеющие питомцев [4,с.58-59].
К сожалению, в нашем современном мире, не у всех есть возможность держать дома животных по разным причинам. Во многих городах есть зоопарки, где можно полюбоваться братьями нашими меньшими, но в основном простого любования бывает не достаточно, особенно детям. Да и из-за своей повседневной занятости родители просто не могут часто водить детей по зоопаркам. К счастью, существуют такие образовательные организации, как станции юннатов с живыми уголками, где основное количество имеющихся животных – дружелюбные и ручные звери. Основной деятельностью педагогов станции юннатов является изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании детей, знакомство ребят с живой природой и предоставление непосредственного общения с жителями зооуголка, что в наше время имеет очень большое значение для развития личных качеств учащихся.
Дополнительное образование детей на станции юннатов – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях станции юннатов. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-нравственного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте [2, с.75]. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формированияцелостной картины мира. Эмоционально-нравственное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе подготовки и посещения выставок, экскурсий, участия в экспедициях.
Опрос среди учащихся начальных классов МБОУ гимназии №5 г. Усть-Лабинска показал, что у 99 % ребят самым любимым занятием является экскурсия в живой уголок станции юннатов. Дети, не смотря на усталость после учебного дня, с огромным удовольствием посещают своих любимцев, ведь у большинства из них нет домашних животных. Учащимся позволяется кормить, гладить, брать на руки, а также под присмотром педагогов ухаживать за животными.
В ходе исследования, было выявлено, что самыми любимыми животными у детей на станции юннатов оказались хомяки, крысы, морские свинки, декоративные кролики –ведь общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению. Грызуны учат своих маленьких хозяев внимательности, терпимости (приходится подстраиваться не только под характер питомца, но и под его режим). Кроликов и морских свинок дети просто обожают, поскольку с ними можно играть не только в помещениях, но и на улице, их можно погладить, подержать на руках, они неприхотливы в питании.
На втором месте, кому уделяют внимание учащиеся, оказались птицы: попугаи, канарейки, голуби, домашние птицы (куры, утки, цесарки, фазаны), и сторожила станции юннатов - кудрявый пеликан.Лечебный эффект при общении с птицамизаключается здесь в основном в психологии: простом созерцании веселых, щебечущих птиц надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их переливчатых трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии. Невропатологи рекомендуют своим пациентам прослушивать птичий щебет во время отдыха или перед сном — средство очень эффективное при целом ряде нервных расстройств. Птицы развивают у детей чувство внимательности, ответственности, терпения. Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем.
Следующими любимцами живого уголка станции юннатов, заслуживающими особого внимания детей оказались аквариумные обитатели. Ведь рыбки могут научить внимательности и созерцательности, что важно для гиперактивных детей.Влияние этих молчаливых животных на развитие ребенка заключается в том, что на них приятно смотреть, наблюдать за их размеренной жизнью. Такие питомцы идеально подходят для взбалмошных и непослушных детей, ведь они действуют успокаивающе на нервную систему человека.Разглядывая подворный мир, наблюдая за плавающими рыбками, человек успокаивается, расслабляется и восстанавливает силы. Считается, что наблюдение за жителями аквариума положительно сказывается на зрении.
Неоспоримым фактом медицинской статистики является благотворное влияние любой аквасистемы не только на психологическое состояние человека, но и на его физиологию. Позитивное воздействие объясняется не только нормализацией влажности в помещении, главное – это необыкновенное расслабляющее действие на психику человека вида неспешного шевеления водорослей, красивых рыбок и само наличие рядом с вами кусочка живой природы[1].
Известно, что в анималотерапии довольно часто используются не только сами животные, но также их изображения или символы [4]. Вследствие наблюдения за педагогическим процессом на занятиях СЮН было выявлено, что большим успехом у ребят пользуются именно те занятия и мероприятия, в которых используются разнообразные игры, загадки, шарады, кроссворды и другие разнообразные задания с изображениями животных, где учащиеся с большим удовольствием принимают участие. А также само присутствие животных (хомяк в клетке) в классных комнатах во время занятий очень благоприятно сказывается на детской психике. У учащихся стимулируется множество различных видов деятельности: наблюдение и игра, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия, он учится любить природу. Следует подчеркнуть, что в таких мероприятиях практически нет отстающих, здесь все ребята находятся на одном учебном уровне, вдохновлённые от самого общения с животными.
Таким образом, можно констатировать, что общение детей с животными во время занятий на СЮН имеет терапевтический эффект, что позволяет называть такие занятия естественной анималотерапией, где животные:
приносят радость и счастье в повседневной жизни детей;
повышают общий уровень морали и нравственности;
стимулируют движение и активность;
предоставляют источник тепла и любви;
повышают уверенность в себе, придают смысл жизни;
учат любить природу, что формирует экологическое воспитание;
дают возможность обрести новых друзей;
помогают мягко пройти через одиночество и болезни;
уменьшают уровень стресса;
формируют познавательный интерес к окружающему миру и любознательность;
развивают мышление и основы мировоззрения ребёнка;
позволяют создать уникальную и неповторимую модель отношений: человек – животное;
наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Библиографический список:
Агафонычев В.И. Большая книга лечения с помощью животных./В.И. Агафонычев.-Спб.: Здоровье – это счастье, 2008. - 205с.
Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования : дис. .. канд. пед. наук : 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. – Оренбург: ООИПКРО, 2003. – 155 с.
Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009. - 288 с.
Харчук Ю.Р. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье / Ю.Р. Харчук. Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 320с.