«Использование различных воспитательных технологий в организации внеурочной деятельности »
«Использование различных воспитательных технологий в организации внеурочной деятельности »
Водовозовой О.П, учитель экономики
МБОУ Братовщинская СОШ.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Д. Медведев.
Цель проектной деятельности в организации внеурочной деятельности (область «экономика»)– развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества, приближение учащихся к профессиональной жизни; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине.
Задачи:
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
организация индивидуальной и групповой творческой работы; комплексная проверка уровня знаний и умений.
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Сейчас очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Процессы воспитания и образования не отделимы друг от друга как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В объединениях по интересам и творческих группах у ребят появляется возможность расширить свои знания практически во всех предметных областях. И, что не маловажно, пополнить их в реализации практических дел, направленных на получение определённого результата. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. Но прежде чем учить этому других, учителю самому надо постоянно учиться. Смысл моей работы – раскрыть способности ребёнка и создать условия для их проявления и развития, нести добро, добру учить, добиваться цели через трудности.
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Такую возможность для ученика и учителя даёт технология личностно-ориентированного обучения. Одной из продуктивных технологий, позволяющих развивать творческий подход к обучению, является метод проектов. Личностно –ориентированный подход и использование проектно – исследовательских технологий позволяют в полной мере раскрыть задатки каждого воспитанника и оказать помощь в их развитии и реализации
В последнее время метод проектов становится не просто популярным, но и "модным”, в результате чего едва ли не каждое самостоятельное действие ученика называют проектом - идет ли речь о каком-либо внеклассном мероприятии, работе, просто о работе учащихся в группе. На самом деле данный метод представляет собой конкретную педагогическую технологию — четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности ученика и учителя. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. В результате многолетней работы над проектами, были сформулированы преимущества, как персональных проектов, так и групповых. Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.
В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна. Учитывая особенности дифференцированного подхода к обучению учащихся и особенности метода проектирования, я выработала систему поэтапной подготовки проекта, Формы деятельности учителя и обучающихся на различных этапах :Характеристика проектной деятельности школьников Категории анализа Проектная деятельность школьников
Мотивация Познавательно-социальная
Цель Развитие личности через усвоение знаний, умений, навыков
Содержание Исследовательский, технологический и заключительный этапы
Результат Реальное изделие или услуга
Средства Учебные знания, умения, навыки
Объекты управления Все этапы проектной деятельности
Этап погружения в проект: учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе?
В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Специфика моего предмета позволяет применять самые разнообразные виды и формы проектирования. Это в первую очередь зависит от возраста обучающихся и изучаемой темы. В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.
Классификация творческих работ учащихся.
1.Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
2.Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
3.Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
4.Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Обучающиеся , начиная учиться, имеют очень небольшой опыт. Они открыты для новой информации и меняют убеждения в соответствии с новой полученной информацией. В процессе обучения при использовании метода проектов следует обращать внимание на возраст учащихся. Под учебным творческим проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное учениками изделие (услугу) от идеи до ее реализации в ситуации совместной деятельности с учителем.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
В заключении отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний и умении самостоятельно анализировать ошибки, снимается страх "плохой оценки”, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении.
Литература
Комаров В.Ф. Управленческие иммитационные игры. – Новосибирск, 1989.
Липсиц И.В. Экономика. Том 1 – М., 2002.
Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием. – Саратов, 1990.
Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Мир рыночной экономики: Сборник деловых игр. – М., 1992.
Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Деловая игра в экономической подготовке школьников: Сборник методических разработок. –М., 1992.
Прутченков А.С., Райзберг Б.Л. Практическая экономика. Метод разработки эконом. Практикумов и деловых игр к курсу “Основы экономики и предпринимательской деятельности”. – М., 1993.
Хоккен П. Я начинаю дело. – М., 1993.
Сайты
http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе
http://www.rusedu.ru/detail_14183.html - Презентация «Метод проектов в начальной школе»
http://festival.1september.ru/articles/511559/ - "Исследовательская работа в начальной школе"
http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии в начальной школе. В чём их эффективность?
http://copy.yandex.net – КТД в школе
http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии
http://syktyvdin.edusite.ru – Портфолио ученика начальной школы
http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения
http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение