План урока эх путь дорожка фронтовая по истории 11 кл
План проведения открытого урока по предмету «История»
Тема: Великая отечественная война «Это нужно живым»
Тип урока» Повторительно - обобщающий (Урок обобщения и систематизации знаний)
Метод: Комбинированный ( наглядный, частично-поисковый,
Репродуктивный, словесный ).
Цели:
1.Образовательные: повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне.
2.Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
3.Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей во время Великой отечественной войны.
На доске:
Тема урока: Великая Отечественная война – цена победы.
Эпиграф: «Война сложна, темна и густа как непроходимый лес. Она непохожа на ее описание, она проще и сложнее».
И. Эренбург
План урока
Этапы урока Поставленные задачи Действия педагога Действия учеников
I. Организационный Подготовка к работе. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Слушают вступительное слово учителя на фоне музыки.
II. Самоопределение. Стадия вызова. Как вы считаете, чему должен быть посвящен последний урок темы о Великой Отечественной войне? Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- 2 минуты,
2. Целепологание и мотивация:
- экскурсия в музей
- определение темы
- формирование цели
Добрый день! Меня зовут Сергей Леонидович, и сегодняшний урок истории проведу я. Надеюсь, что он будет плодотворным, рабочим, основанным на нашем сотрудничестве и понимании, что приведет к успеху. И так, мы готовы? Тогда в добрый путь!
Прежде чем мы сформируем тему нашего занятия и поставим цели позвольте пригласить Вас на экскурсию в наш небольшой импровизированный музей. Представляю Вам некоторые экспонаты музея. Вот например обычная полевая сумка. В ней носили карты или например такой бумажный треугольничек, в котором вы узнали письмо солдату, много раз перечитанное и пережитое и наверняка там меньше всего писали о войне, а больше о простых домашних делах. Обычная солдатская пилотка. Мне кажется ее хозяин был лихим, бесшабашным парнем, а может наоборот романтик-мечтатель. Фляжка, кружка. Возможно из этой кружки, не раз пили, вспоминая погибших друзей, или поднимали тост за Победу. Наручные часы. Они не раз отсчитывали последние минуты перед атакой. Именно они отмерили, что данное событие длилось 1418 суток или часов. А вот экспонат- помощник в приближении Дня победы. Об этом экспонате говорил Суворов «Пуля дурра- штык молодец!». Именно он помогал нашему герою освободить землю от фашистской нечисти. А вот этот экспонат как раз и свидетельствует, как это было. Немецкая каска, пробитая саперной лопаткой советского солдата. Ее хозяин ,наверное тоже о многом мечтал, но подчиняясь силе государственной машины Гитлера пришел на нашу землю, где и нашел свою погибель. У меня в руках 3 небольшие вещи, особенно дорогие для меня. Маленькая нагрудная иконка, которую моя бабушка Федора Ивановна вручила своему сыну, то есть моему отцу, при отправке его на фронт, и 2 медали «За оборону Ленинграда» и за самоотверженный труд в тылу. Это награды моих родителей, свидетельство участия моей семьи в разгроме врага.
Совершив импровизированную экскурсию, мы еще раз вернулись к важныму историческому событию Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Сегодня мы вспомним основные события, факты, составляющие этого грандиозного исторического события и конечно главного героя – СОЛДАТА Великой Отечественной. Трудна, терниста, смертельно-опасная была эта дорога к Победе, к жизни, поэтому тему сегодняшнего занятия я предлагаю: «ЭХ путь дорожка фронтовая,,,» А цель сформулируем вместе. Мы знаем основные причины войны,(раб дет),основная.., основные события…, И естественно всем известны итоги. (Дети)
Тогда цель урока Повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне.
3. Основная часть:
Фрагмент хроники
А. «Учебка» - разминка по основным вопросам темы – Своя игра
Б.- разведка – «Взятие языка» ( работа в группах) На войне говорили, что хороший разведчик стоит целую армию
1.Что означает термин Великая Отечественная война?
Ответ: Название Великая Отечественная война стало использоваться после радиообращения Сталина к народу 3июля 1941 года. Впервые это словосочетание было применено к данной войне в статьях газеты «Правда» от 23 июня 1941 года. Окончательно закреплен введением 20.05.42 года ордена Отечественной войны
2. какому сражению посвящен плакат. Написанный Кукрыниксами под названием «Потеряла я колечко».
Сталинград
В.- задание № 3 «Штабисты» - работа с картами (Определение основных сражений и расположение их в хронологическом порядке)
Г. - задание №3 «Шифровка» соответствие термина - значению
Соотнесите термин и его значение:
1.Репарации
2.Эвакуация
3.Плацдарм
4.«Барбаросса»
5«Ленд-лиз»
6.Форсирование
7.Контрнаступление
8.Репатриация
А. Стремительное продвижение войск после длительных оборонительных боев.
Б)Район развертывания войск.
В)Стратегический план молниеносной войны против СССР.
Г)Возмещение побежденным государством ущерба госуларству-победителю.
Д)Возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов
Е0Преодоление естественной преграды.
Ж)Переброс людских и материальных ресурсов в тыл страны.
З)Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия.
Д. - задание №4 «Политрук» Миф или правда? – работа с немецкими листовками листовками и планом «ОСТ»
Информация (I группа)
По данным СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов концентрационных лагерей. В апреле 1942 г. – 20 основных и 1000 филиалов. Всего через лагеря смерти прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек. Состав узников увеличивался за счет схваченных участников Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а так же мирных жителей.
Фашистские лагеря смерти созданные на территории Западной Европы.
Название лагеря Страна Фактически прошло людей Погибло
МаутхаузенАвстрия335 тыс.110 тыс.
МайданекПольша1,5 млн.1,5 млн.
ОсвенцимПольша4 млн.4 млн.
ШтутгофПольша120 тыс.85 тыс.
ТреблинкаПольша1 млн.800 тыс.
ДахауГермания250 тыс.70 тыс.
РавенсбрюкГермания130 тыс.93 тыс.
БухенвальдГермания240 тыс.56 тыс.
ЗаксенхаузенГермания200 тыс.100 тыс.
Прокомментируйте данные факты?
О какой цене победы здесь идет речь?
информация (II группа)
Из архивных записей, представленных в книге С. Кузьмина «Сроку давности не подлежит».
Описываются события в городе Керчь. «Противотанковый ров. Здесь фашисты совершали массовое истребление советских людей. Целыми партиями по несколько сот человек привозили сюда мирных жителей города, расстреливали из пулеметов и автоматов. Семь тысяч граждан Керчи погибло в этом месте. В противотанковом рву были найдены трупы 245 детей».
Прокомментируйте данные факты?
О какой цене победы здесь идет речь?
информация (III группа)
Из документов Нюрнбергского процесса, рассказ свидетеля из Освенцима.
«В июне – июле 1944 года в крематории сжигали днем и ночью. Кроме огня из труб крематориев, горело 2 больших костра, которые горели огромным пламенем. Всю ночь были слышны вопли и крики, лай собак эсэсовцев. Так в один день уничтожили 500 детей».
«Профессор анатомии Клермон-Ферранского университете (Франция) Анри Лимузен вспоминает: «Нацисты очень часто производили над заключенными опыты, которые влекли за собой смерть или увечья. Сотням заключенных делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдержать холод».
Прокомментируйте данные факты?
О какой цене победы здесь идет речь?
Информация ддля всех групп
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН «ОСТ»
Генеральный план «Ост» – приложение к известному плану Барбаросса По мере продвижения гитлеровских захватчиков на восток, он исправлялся и дополнялся, но суть его оставалась прежней. Гитлер своим указом от 7 октября 1939 года «Об укреплении немецкой нации» поручил исполнение плана «Ост» Гиммлеру, чем тот и занимался. План предусматривал убийство и истощение от голода 30-40 млн славян и других «нелюдей» для освобождения жизненного пространства для немцев и других «германских народов», «негерманизированные» народы должны быть выселены в Западную Сибирь. Исполнение плана должно было гарантировать, что завоеванные территории навсегда станут немецкими. Колонизация немцев предусматривала огромное занятие земельного пространства: от Ленинграда до Украины, к Волге, Кавказу. Не исключались районы Урала, и даже озеро Байкал.
В своих указаниях вермахту и СС Гитлер требовал:
– истребления и ликвидации миллионов людей «одной низкосортной, размножающейся, как паразит, расы»;
– ликвидации всякого сопротивления, убийства любого, подозреваемого в сопротивлении;
– тотальное уничтожение лиц еврейской национальности;
– никакого снабжения нечерноземных зон продуктами питания, что означало только одно – истребление голодом всей Беларуси и большей части Севера, а также средней полосы России;
– полное уничтожение крупных советских городов, в первую очередь Ленинграда, Москвы, Сталинграда, как «рассадников большевизма»;
Нужно управлять этим народом с железной решимостью. Говоря по военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов в год». Да и сами немецкие историки не скрывают, что такой план существовал, и, по их мнению, он предусматривал:
– уничтожение или изгнание 80-85% поляков, достаточно на территории Польши оставить 3-4 миллиона;
– уничтожение или изгнание 50-75% чехов, остальные подлежали онемечиванию;
– уничтожение 25% украинцев и белорусов, примерно 30-50% украинцев и белорусов подлежало использованию в качестве рабочей силы;
– уничтожение в Европейской части СССР 50-60% русских, 15-25% подлежали изгнанию за Урал, а также сокращение численности русских через сокращение рождаемости.
4. Рефлексия- –Построение кластера «За чем это нужно живым?» Вид – пламя Вечного огня.
. 1)Избежать напрасных людских жертв
2) Не допустить гибели цивилизации
3) Гордость за свою страну, за народ-победитель
4) Не допустить к власти новых фюреров, с установлением античеловеческих режимов
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов урока.
Завершение. И так подведем итоги нашего занятия. Он будет очень хорошим. Если вы докажете, что цель нашего занятия достигнута, за чем необходимо вновь и вновь возвращаться к этим событиям?
Да потому, что это в первую очередь нужно нам, живым. Они учат нас, как хрупок мир на земле, какой ценой он нам достался. Предупреждает Не породите нового фюрера, БЕРЕГИТЕ МИР!
Пусть миром правит ЛЮБОВЬ, тем более что сегодня праздник всех влюбленных. На память о нашем сотрудничестве позвольте сделать вам традиционный подарок – символ любви- горящее сердце
-