Доклад на тему ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ДОКЛАД.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Федотова В. П.
ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата города Костаная»
город Костанай Костанайская область
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить.
Эдисон.
Стремительно меняется мир, меняются и требования к образованию. Современное образование усиливает роль школы в правильном подходе к нему, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность, формировать у обучающихся такие навыки, которые помогут им сориентироваться во взрослой жизни. Но каким же путем можно добиться этого? Какие современные технологии можно взять на вооружение, чтобы в полной мере передать свои знания детям? Вот и передо мной, учителем, проработавшим 30 лет в школе, встал этот вопрос. Много была наслышана о технологии развития критического мышления. А вскоре представилась возможность обучения на курсах, где я и познакомилась с новой для меня технологией. Именно здесь я сделала вывод, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и систематически повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Мне оставалось совсем немного: хорошо изучить теорию.
Итак, что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это, прежде всего, самостоятельное мышление, «мышление о мышлении», подразумевающее умения рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. «Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужит основанием к действию». [1, С. 154]
Особенностью данной педагогической технологии является то, что «учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат». [2,С.30]. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Развивать навыки критического мышления - сложная задача, и потому необходимо обратиться к основным понятиям и выводам когнитивной психологии. «Критическое мышление предлагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны и включают такие понятия, как:
- наблюдение
- анализ
- вывод
- интерпретация». [1, С. 154]
«Учителю нужно передать обучающимся механизмы и принципы обучения. И это очень важная составляющая часть технологии, нужно добиться, чтобы ученик мог мыслить и учиться. Учителю необходимо уметь помогать обучающимся понимать требования, изучать мыслительные процессы и принципы их работы, разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задач и выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения данной задачи. Поэтому учителя продумывают формы и методы создания образовательной среды «обучения критическому мышлению» в классе, используя ключевые факторы. Обязательно нужно уделить внимание тому, как дети учатся критически мыслить. Учителю нужно быть восприимчивым к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, только тогда процесс обучения будет настроен на успех». [3, С. 52]
У обучающихся необходимо развивать «самоцель» или «самомотивацию», т.е. их стремления и любознательность. Важно учитывать специфику учебного материала, возрастную психологию обучающихся. Учитель, который учитывает понимание учеников, может рассчитывать, что учебный процесс будет более глубоко понят учениками и усвоение материала пройдет на высоком уровне. Не случайно необходимость овладения обучающимися умениями учиться, является одной из наиболее важных задач современного образования. «Ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились критически мыслить, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными учениками» [1, С. 119].
Главные идеи этого модуля дают учителю понимание того, как организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся понимали и принимали ответственность за собственное обучение, были способны отслеживать, контролировать и изменять то, как учиться.
Раздел «Новые подходы в преподавании и обучении» в «Руководстве для учителя» включает в себя понятия - саморегулирование, метапознание , ЗБР, общение с обучаемыми с целью понимания, как их обучать. Ассоциативно я воспринимаю этот подход как «выстраивание леса» вокруг процесса обучения ребенка или группы детей. Зона ближайшего развития предполагает знание учителя о том, что умеет и знает ребенок и чего он может достичь с его помощью и помощью окружающей среды. Отправной точкой для меня послужили строки из « Руководства для учителя»: «Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах…» [1, С. 167]
В наши дни система образования претерпевает существенные изменения. Эти изменения настолько глубоки, что затрагивают цели, ценности, методы и средства образования и неизбежно связаны с перестройкой профессионального сознания педагогов, большая часть которых сформировалась в иной образовательной системе и, естественно, является носителем сложившихся педагогических установок и стереотипов. Происходящие изменения в общественной жизни характеризуются ростом уважения к правам и свободам личности, в том числе личности ребенка. Приоритетной ценностью системы образования становится предоставление ребенку возможности свободного выбора и индивидуального самовыражения. [3,С. 53]
Учитывая то, что «критическое мышление традиционно связано с более поздними ступенями образования - с обучающимися старших классов средней школы, - я сочла возможным апробировать основные идеи модуля при проведении серии уроков литературы в 10 классе.Покажу некоторые моменты применения данной технологии на примере урока в 10 классе по теме «Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя».
На уроках, проводимых по этой теме, я имела возможность отследить ситуацию саморегулирования. В каждом классе есть дети, с которыми необходимо работать индивидуально, и есть те, кто не нуждается в особом внимании. На уроке для актуализации знаний учащихся по теме урока и для самостоятельного определения целей урока я использовала прием технологии критического мышления - заполнение таблицы «ЗУХ».
На стадии «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним) я поставила следующие задачи:
-помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал;
-помочь соотнести старые знания с новыми.
Дети получают задание построить в тетрадях маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал (а)»
Делаю пояснение учащимся: совершите заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя, прочитав текст (чтение текста учащимися вслух) «Л.Н.Толстой». В первую колонку таблицы внесите сведения, которые вы знаете по этой теме. Во вторую – что хотели бы узнать, а третью - что нового узнали из текста. (Все учащиеся получают отпечатанный текст, работают в парах). В ходе такой работы я преследовала несколько целей: во-первых, актуализировать знания по теме, во-вторых, научить ставить самостоятельно цели урока, в-третьих, делать выводы о том, чего они сами достигли в процессе урока. Замечу, что не все дети умеют делать выводы о своем обучении, поэтому я планирую развивать данные навыки посредством стратегий технологии развития критического мышления.
При знакомстве с новым материалом урока и для расширения кругозора учащихся предлагаю им составить кластер (графическое отображение темы) «Гроздья» на тему «Духовные искания» (на столах у учащихся заготовленные листы - «овалы», куда учащиеся фломастерами вносят свои записи. Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.
Работа учащихся показала, насколько легко им было представить кластер на данную тему урока и самостоятельно выявить тему урока, так как такой прием применялся раньше, следовательно, трудностей в выполнении задания у обучающихся не возникло. Задавала вопросы низкого порядка, постепенно переходя на вопросы высокого порядка, из вопросов выстроили цель урока. Это всё проделывалось по ромашке Блума. Для того чтобы достигнуть цели урока, я предложила посмотреть видеоматериал по теме - фрагмент документального фильма «Трагедия Льва Толстого». После просмотра видеоматериала учащиеся ответили на вопросы высокого порядка, я же просила отвечать полным ответом, каждый раз напоминая о том, что нужно отвечать именно так. Напоминала я для того, чтобы учащиеся выработали навык полного ответа на уроке. Что интересно: на последующих уроках я заметила, что уже сами учащиеся требовали полного ответа от своих одноклассников.
Далее, поработав в парах, учащиеся составили кластер, который очень отличался от первой работы учащихся. Подведя итог, они заметили, насколько лучше была выполнена работа после просмотра видеоматериала и объяснения учителем техники сжатия материала. Работая в группах, учащиеся смогли самоорганизоваться, самореализоваться, самообучаться в работе над своей презентацией. При оценивании работы другой группы учащиеся самоанализировали проделанную работу в группе, называли, какие этапы задания они проделали сами, где им нужно доработать. При оценивании учащиеся пользовались критериям оценки, которые были выработаны перед презентацией. При этом в группе постоянно проходил диалог ученик + ученик, где они, помогая друг другу, задавали и отвечали на вопросы высокого порядка. Задавая вопросы, учащиеся требовали развернутого ответа, и я радовалась такому результату, так как они понимали, для чего нужно давать полный ответ.
На стадии «Рефлексия» (обобщение материала, подведение итогов) определяю такие задачи: 1. помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал; 2. помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. На этой стадии проходит заполнение контрольной карточки «Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути» и выполнение упражнения «Синквейн». 1-я строка упражнения включает одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;
2-я строчка - два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;4-я строчка - фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта.
Работа была выполнена таким образом.
«Лев Николаевич Толстой».
Толстой.
Известный, знаменитый.
Воспитывает, беспокоится, ищет.
О проблемах всех поколений.
Великий учитель!
Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире, умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Работа по модулю «Обучение критическому мышлению» на уроках литературы помогает развивать у учащихся логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать; развивает творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; обеспечивает осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия; стимулирует учащихся свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
Применяя элементы стратегий этой технологии на своих уроках, я увидела, что повысилась мотивация к обучению, ученики стали лучше понимать, читать. Малоактивные дети научились быть раскрепощенными, активными, а самое главное, они научились выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Чрезвычайно важно то, что дети научились слушать и слышать, понимать. Здесь моя роль, как учителя, только координирующая, поэтому учащиеся сами добывают знания. Это делает эту технологию актуальнее, так как сейчас приоритет ставят на обучение учиться. Используя стратегии этой технологии, не надо перенасыщать свой урок и стараться разнообразить формы работы. Практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
На своих уроках я применяю только часть стратегий, но в дальнейшем планирую активно внедрить эту технологию в свою педагогическую деятельность. Для меня важно то, что работа по модулю «Обучение критическому мышлению» дала мне возможность:
- формировать навыки критического размышления над преподаванием и обучением;
- формировать умение планировать задания для развития критического мышления обучающихся с учетом различий, связанных с возрастными особенностями;
- критически размышлять о природе диалога, необходимого для улучшения обучения в классе;
- формировать умения интерпретировать результаты для аргументации доказательств и принятия решения.
На уроки я приглашаю коллег для того, чтобы они смогли увидеть обучение по- новому. Мне всегда интересно услышать их комментарии к моей практике. Комментарии были разные, некоторым учителям старшего поколения этого было не понять, они не воспринимали «рабочего шума» на уроке, так как привыкли работать традиционно. А молодые учителя заинтересовались по причине того, что этот метод проведения уроков необычен и не вписывается в рамки традиционного обучения. Так коллеги заметили, что очень много было сделано на уроке, и у них возникло желание подойти и начать работать в группе с моими учащимися на уроке, потому что это работа была такой увлекательной для учащихся, что они не замечали камеры на уроке и не стеснялись говорить на камеру. При презентации своей практики я порекомендовала своим коллегам обязательно пройти курсы, не из - за «повышения», а из - за того что работать стало гораздо интересней на уроках с учащимися, сами учащиеся предлагают очень интересные идеи по проведению урока.
Например, на этапе рефлексии каждый ученик, прочитав цели урока, проводил рефлексию своей работы на уроке в целом, где он понимал, что нужно доработать, где нужно искать дополнительный материал по данной теме урока, и предлагал вне урока сделать презентацию по опережающему материалу. Комментируя свою работу, делая её анализ, ученик понимает, насколько продуктивно он работал на уроке. При оценивании работ друг друга дети точно определяли, какие были допущены ошибки в работе данного ученика, предлагали помощь. В конце урока учащиеся на стикерах записывали плюсы и минусы данного урока, также давали комментарии на следующий урок. Из комментариев учащихся я сделала вывод, что нужно работать по - новому, потому что самый главный результат - учащимся нравится работать на моем уроке.
Что же даёт технология развития критического мышления?
1.Формирует личностное мировоззрение.
2.Учит детей:
- самостоятельно работать с разными источниками информации
-задавать вопросы
-выслушивать чужое мнение
-иметь своё мнение и защищать его
-критически относиться к мнению оппонентов
-осуществлять рефлексию своей деятельности
3.Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний, на любом предметном материале.
Технология критического мышления раскрывает творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Использование приёмов работы по развитию критического мышления создаёт в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Они (приёмы) делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и экспериментатора, как проверяющего, так и проверяемого.
Но важно всегда помнить о том, что какую бы технологию ни выбрали мы для использования на уроке, мы должны понимать, что самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению учебной задачи.
Использованная литература.
1.«Руководство для учителя». 2012г.
2.Аяганова Ш.Ж. «Использование технологии критического мышления в учебном процессе. » «Администратор в казахстанской школе». №1, 2011 г.
3.Мирсеитова С. «Обучение как поиск и поиск для обучения». Караганда, серия «Школа профессионального развития». 2011г.
Тезисы доклада
«Повышение эффективности обучения и формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы через технологию развития критического мышления».
Современное образование усиливает роль школы в правильном подходе к нему, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность, формировать у обучающихся такие навыки, которые помогут им сориентироваться во взрослой жизни. Следовательно, учитель не должен стоять на месте, а должен всегда быть в поиске новых подходов в обучении.
Критическое мышление – это, прежде всего, самостоятельное мышление, «мышление о мышлении», подразумевающее умения рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом, где отправной точкой является информация.
Развивать навыки критического мышления - сложная задача, и потому необходимо обратиться к основным понятиям и выводам когнитивной психологии.
Критическое мышление предлагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решение.
Учителю нужно передать обучающимся механизмы и принципы обучения. И это очень важная составляющая часть технологии, нужно добиться, чтобы ученик мог мыслить и учиться. Учителю необходимо уметь помогать обучающимся понимать требования, изучать мыслительные процессы и принципы их работы, разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задач и выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения данной задачи.
Учитывая то, что «критическое мышление традиционно связано с более поздними ступенями образования - с обучающимися старших классов средней школы, - я сочла возможным апробировать основные идеи модуля при проведении серии уроков литературы в 10 классе.Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Применяя элементы стратегий этой технологии на своих уроках, я увидела, что повысилась мотивация к обучению, ученики стали лучше понимать, читать. Малоактивные дети научились быть раскрепощенными, активными, а самое главное, они научились выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Чрезвычайно важно то, что дети научились слушать и слышать, понимать.
На своих уроках я применяю только часть стратегий, но в дальнейшем планирую активно внедрить эту технологию в свою педагогическую деятельность. Для меня важно то, что работа по модулю «Обучение критическому мышлению» дала мне возможность:
- формировать навыки критического размышления над преподаванием и обучением;
- формировать умение планировать задания для развития критического мышления обучающихся с учетом различий, связанных с возрастными особенностями и т. д.
Технология развития критического мышления
1.Формирует личностное мировоззрение.
2.Учит детей:
- самостоятельно работать с разными источниками информации
-задавать вопросы
-выслушивать чужое мнение
-иметь своё мнение и защищать его
-критически относиться к мнению оппонентов
-осуществлять рефлексию своей деятельности
3.Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний, на любом предметном материале.
Важно всегда помнить о том, что какую бы технологию ни выбрали мы для использования на уроке, мы должны понимать, что самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению учебной задачи.