Пояснительная записка упрощенный вариант 5-6 класс ИЗО по ФГОС
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 25»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО Директор школы Зам. директора УМР На заседании МО Кравец И. И. _________________ _________________ «____» ___________ «____» ____________ «____» ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2016 - 2017 учебный год
ПРЕДМЕТ: изобразительное искусство
5-6 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: Баранник Ирина Владимировна
Всего 35 часов, в неделю 1 час
ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» Под редакцией Б.М. Неменского – М.«Просвещение» 2015 г.
УЧЕБНИКИ:
Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2014г ;
Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2014г ;
Севастополь 2016 г.
РАБОЧАЯ программа
основного общего образования
по изобразительному искусству
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования п. 11.6 и п. 18.3
3. Примерной образовательной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство» Под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 класс – М. «Просвещение» 2015г.-148с.
Национально-региональный компонент на уроках изобразительного искусства Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые возможности для его применения на уроках изобразительного искусства.Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов. Только на основе введения регионального компонента в художественно-эстетическое образование можно содействовать национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности. 5 класса использование регионального компонента
I четверть1 Декор русской избы. Деревянное зодчество Крыма.2 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Традиции народной вышивки Крыма.3 Народные праздничные обряды. Праздники народов Крыма и Севастополя.II четверть4 Древние образы в современных народных игрушках. Мастера художественной школы города Севастополя.5 Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Художественные промыслы Крыма.III четверть6 О чем рассказывают гербы и эмблемы. Изображение гербов. Символика города Севастополя.
7 О чем рассказывают гербы и эмблемы. Изображение эмблем. Герб города Севастополя.IV четверть8 Современное выставочное искусство. Современное искусство Крыма.8 Древние образы в современном декоративном искусстве. Знакомство с работами художников Балаклавы .Тематика материала национально-регионального компонента, включенного в домашнее задание: посещение музея им. «М.П. Крошицкого», художественных школы, выставок ДПИ ДДЮ.
6 классI четверть1 Рисунок – основа изобразительного творчества. Художники Балаклавы А.С. Терентьев.2 Объемные изображения в скульптуре. Скульптурные памятники Севастополя.3 Объемное изображение животных в разных материалах. Животный мир Крыма.II четверть4 Реальность и фантазия в творчестве художника. Творчество худ-в Крыма и Севастополя.5 Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Крымские мастера натюрморта.III четверть6 Великие портретисты. Мастера портретисты родного края.IV четверть7 Роль колорита в пейзаже. Знакомство с природой родного края.8 Городской пейзаж. Балаклава вчера и сегодня.
Работа с одаренными детьми
На уроках предполагается работа с одаренными детьми. Методы и формы работы с одаренными учащимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися, однако, отличаются определенным своеобразием, прежде всего: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, работа в группах, проведение нестандартных форм уроков, дифференцированные домашние задания. Такие формы работы помогают:
ориентировать учащихся на расширение круга интересов, не только одаренных или высоко мотивированных к учебным занятиям детей, но и учащихся со средним уровнем способностей;
стремиться к развитию мышления одаренных и способных к образованию учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;
учащимся самостоятельно проводить исследовательскую работу и решать творческие задачи
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
№
урока Тема урока Кол-во часов
1 Древние образы в народном искусстве. 1
2 Орнамент как основа декоративного украшения 1
3 Декор русской избы. 1
4 Внутренний мир русской избы. 1
5 Конструкция и декор предметов народного быта. 1
6 Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. 1
7-8 Народный праздничный костюм 2
9 Народные праздничные обряды. Масленица. 1
10-11 Древние образы в современных народных игрушках. 2
12-13 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2
14 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 1
15-16 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. 2
17 Роль народных художественных промыслов в современной жизни 1
18 Связь времён в народном искусстве 1
19 Зачем людям украшения. 1
20 Декор и положение человека в обществе. 1
21-22 Одежда говорит о человеке. 2
23-24 О чем рассказывают гербы и эмблемы. 2
25 Символы и эмблемы в современном обществе 1
26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 1
27 Современное выставочное искусство. 1
28-29 Ты сам - мастер ДПИ (Квиллинг) 2
3031 Ты сам - мастер ДПИ (Декупаж) 2
31-32 Ты сам - мастер ДПИ (витраж, глина) 2
33-34 Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и систематизация знаний) 2
Итого по плану 35
6 класс
№урока Тема урока К/Ч
1 Изобр-е искусство в семье пластических искусств. 1
2 Рисунок – основа изобразительного искусства. 1
3 Линия и ее выразительные возможности. 1
4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 1
5 Цвет. Основы цветоведения. 1
6 Цвет в произведениях живописи 1
7 Объемные изображения в скульптуре. 1
8 Основы языка изображения. 1
9 Реальность и фантазия в творчестве художника. 1
10 Изображение предметного мира – натюрморт. 1
11 Понятие формы. Многообразие форм окр-го мира. 1
12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 1
13 Освещение. Свет и тень. 1
14 Натюрморт в графике. 1
15 Цвет в натюрморте. 1
16 Выразительные возможности натюрморта. 1
17 Образ человека – главная тема искусства. 1
18 Конструкция головы человека и ее пропорции. 1
19 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 1
20 Портрет в графике 1
21 Портрет в скульптуре. 1
22 Сатирические образы человека. 1
23 Образные возможности освещения в портрете. 1
24 Портрет в живописи. 1
25 Роль цвета в портрете. 1
26 Великие портретисты. 1
27 Жанры в изобразительном искусстве. 1
28 Изображение пространства. 1
29-30 Правила линейной и воздушной перспективы. 2
31 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 1
32 Пейзаж-настроение. Природа и художник. 1
33-34 Городской пейзаж. 2
35 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 1
Итого по плану 35
5 КЛАСС
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Древние корни народного искусства. ( 8 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декоративное искусство в современном мире (10 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Декор, человек, общество, время (8 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
6 КЛАСС
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу
5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
•пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома. Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
общие правила построения изображения головы человека;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки:
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-методический комплект для 5-6 класса
№ Авторы, составители Название учебного издания Год издания Издательство
1 Неменский Б. М.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-6класса.
2014 Просвещение
2 Неменский Б. М.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5-6 класса
2014 Просвещение
3 Н.А Горяева Поурочные разработки к учебнику «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5-6 класс» по программе Б.М. Неменского
2013 Просвещение