Статья Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Гончарова Э.Н.
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
В ФГОС определены следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
По нашему мнению, в младшем школьном возрасте особое внимание необходимо уделить развитию познавательных универсальных учебных действий (познавательных УУД) в силу признания нами того, что:
1) Младший школьный возраст это сензитивный период развития когнитивных способностей. В работах отечественных и зарубежных психологов доказано, что доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются все психические функции и процессы, личностные образования и произвольное поведение.
2) Благодаря развитию познавательных функций учащиеся имеют возможность анализировать полученную информацию, синтезировать, сравнивать, классифицировать, делать предположения, обобщения, выводы, в конечном итоге – мыслить, представляя в своем сознании полную картину, созданную из познанных образов, сгруппированных в должном порядке.
3) Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, надо уметь понимать информацию, представленную в речевой, схематичной, модельной форме, что представляет известную сложность в силу различий систем, вызывающих трудности их сопоставления.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Основываясь на возрастных особенностях умственного развития младших школьников, рассмотрим подробнее особенности формирования логических УУД у младших школьников.
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков у младших школьников имеет два уровня сформированности. Первый – эмпирический, когда анализ связан с разложением целого на элементы. При этом путём сравнения выделяют общие черты явлений и предметов. Второй уровень – теоретический. Это анализ, связанный с выделением в некотором целом его единиц. Исследование В. В. Давыдова, показало, что уровень сформированности анализа объектов зависит от типа программы обучения.
Познавательное логическое УУД «проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям» состоит из отдельных операций. Операция «сравнение» у младших школьников имеет особенности. Изначально младшие школьники при сравнении легко выделяют различия. Затем постепенно выделяется и сравнивается сходство, причём вначале яркие и броские признаки, в том числе и существенные. Первоклассники обычно перечисляют все особенности одного предмета, потом другого. Им ещё трудно составлять план для последовательного сравнения общих и различных свойств. В исследовании  С. Ф. Жуйкова был сделан вывод, что у младших школьников можно и необходимо более интенсивно развивать умственную операцию сравнения, т.к. т нее зависит успешность обучения.
Обобщение у младших школьников осуществляется чаще всего в виде представлений, которые, хотя и являются внешними качествами предметов, обеспечивают достаточную полноту и точность при выполнении задач, требующих опознания, классификации и систематизации предметов. В начальных классах обобщение характеризуется осознанием только некоторых признаков, т. к. ученик ещё не может проникнуть в сущность предмета. Вначале ребёнок, анализируя отдельные случаи или решая какие-то задачи, не поднимается на пути индукции до обобщений, отвлечённые умозаключения ему ещё не даются. В дальнейшем младший школьник при действии с предметом в результате лично накопленного опыта может сделать правильные индуктивные умозаключения, но ещё не умеет переносить их на аналогичные факты. Наконец, умозаключение делается им на основе знания общетеоретических понятий. Младшему школьнику дедуктивное умозаключение даётся труднее, чем индуктивное. Умение делать дедуктивный вывод развивается в несколько этапов. Сначала частное связывается с общим, не отражающим существенных связей. Затем, усвоив общие выводы, дети объясняют на их основе частные случаи, которые непосредственно наблюдают. И, наконец, окончательно усвоив вывод, могут объяснять разные факты, в том числе и не встречавшиеся в их опыте ранее.
Переход в область обобщения позволяет осуществить операцию, важную для всей учебной деятельности – классификацию. С помощью этой операции у младших школьников происходит распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различия их друг с другом. Правильность и полнота классификации зависит от точности и полноты выделения существенных признаков понятия. Умение классифицировать предметы и явления развивает в начальных классах новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно отчленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приёмы и способы.
Таким образом, младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Сущность технологии
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.
   Задачи технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор ирезультаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления:
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.  
В основе ТРКМЧП лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Особенности организации
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — ВЫЗОВ
Задачи:
актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
пробуждение интереса к изучаемой теме;
обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
побуждение ученика к активной деятельности.
На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
Вторая стадия — ОСМЫСЛЕНИЕ
Задачи:
активное получение новой информации;
осмысление новой информации;
соотнесение новой информации с собственными знаниями;
отслеживание процесса познания и собственного понимания.
На стадии “Осмысление” учитель может использовать приемы:
Третья стадия– РЕФЛЕКСИЯ – РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Задачи:
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
выявление еще непознанного;
анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Я считаю, что именно такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала младшему школьнику необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания необходимы и, где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Банк методические приемов для реализации технологии развития критического мышления, способствующих развитию познавательной активности младших школьников.
Верные и неверные утверждения «верите ли вы?»
Ключевые слова
Кластеры
Корзина идей
ИнсертЭффективная лекция
Дневники и бортовые журналы
Дерево предсказаний
Толстые и тонкие вопросы
Таблица (концептуальная, сводная, таблица-синтез, таблица «ЗХУ», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)Перепутанные логические цепочки
Чтение с остановкамиРомашка БлумаМетод «Шесть шляп»
Работа в группах (Обучение сообща, Зигзаг, Зигзаг 2(автор Славин), игра «Как вы думаете?»Метод «Шесть шляп»
Работа в группах (Обучение сообща, Зигзаг, Зигзаг 2(автор Славин), игра «Как вы думаете?»Дискуссии
Письмо «Очерк на основе интервью»
Авторский стул
СинквейнЭссе
Двухрядный круглый столПортфолиоСтратегия "Fishbone"Стратегия "РАФТ" Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Овладение познавательными УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.