Рабочая программа по информатике (информатике и ИКТ)



«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МКОУ Бычковская СОШ Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________И.П.Тихоненко ________ Т.В.Волкова протокол № ___
от ________________
Руководитель ШМО
________/ ________________/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бычковская средняя общеобразовательная школа
Петропавловский район Воронежская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике ( информатике и ИКТ)
(10 класс)
на 2014 - 2015 учебный год
часов)
Учебники: 1. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с.
Учитель: Шаповалова Н.И.
Пояснительная записка
Для обучения и профессиональной деятельности в условиях информационного общества в качестве рабочего инструмента рассматриваются средства и методы информационных технологий.
В соответствии с тенденциями развития информационного общества, его коммуникационной среды с 1 сентября 2012 года в 10-11 классах образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Часы, отведенные в учебном плане образовательного учреждения на изучение предметов регионального компонента, входят в обязательную учебную нагрузку учащегося. Учебная нагрузка в 10 классе составляет 35 часов по 1 часу в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета направлено на освоение методов информационной деятельности, используемых в различных областях практической деятельности. Основными целями преподавания выступают:
приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.
формирование универсальных учебных действий обработки информации;
развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.
приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
развитие информационного мировоззрения у учащихся;
формирование информационно-технологической культуры старшеклассников.
развитие межпредметных связей с учетом профилизации образования;
знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
социализация личности обучающегося.
Содержание обучения по предмету отличается в зависимости от выбранного обучающимися профиля образования. Универсальный профиль знакомит с различными приемами обработки информации с помощью средств информационных технологий.
Учитывая практический характер введенного предмета, занятия проводятся в компьютерных классах с применением современных средств ИКТ.
Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.
Содержание практических заданий связано с практическими потребностями человека в информационном обществе.
Данный курс изучается наряду с изучением курса «Информатика и ИКТ» федерального уровня.
III. Основное содержание
№ Тема 10 класс
Настройка и техническая поддержка персонального компьютера. 2
Работа в сети Интернет. 12
Обработка текстовой информации. 10
Создание мультимедийных презентаций. 6
Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. 4
Резерв. 1
Всего =SUM(ABOVE) 35


IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» ученик 10 класса должен
знать/понимать
основные технологии создания, обработки текстовой информации и мультимедийных презентаций;
настройку и техническую поддержку ПК;
 
уметь
обрабатывать текстовую информацию;
осуществлять работу в сети Интернет;
создавать мультимедийные презентации;
подготавливать и защищать творческие проекты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
 
V. Содержание тем учебного предмета. 
Настройка и техническая поддержка персонального компьютера.
Использование вычислительной технике в учебной и профессиональной деятельности. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места.
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Восстановление работоспособности операционной системы.
 
Работа в сети Интернет.
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Поиск информации в сети Интернет. Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов.
Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность.
Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета.
Правовые основы работы с информацией. Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации.
Изучение закона об авторском праве. Правила защиты личной информации.
Использование сети Интернет для подготовки рефератов. Онлайн-сервисы в жизни. Интернет и будущая профессия.
 
Обработка текстовой информации.
Использование шаблонов для создания документов. Колонтитулы и номера страниц. Параметры страниц. Понятие раздела. Создание колонок. Использование тем для формирования документа. Использование справки.
Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации.
Стиль. Набор стилей. Создание новых стилей. Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Сноски и гиперссылки.
Создание сложных таблиц. Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. Вставка, размещение и изменение размеров автофигур.
Виды деловых документов. Требования к их оформлению.
 
Создание мультимедийных презентаций.
Разработка мультимедийных презентаций. Разработка дизайна презентации. Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Оформление презентации.
Вставка мультимедийных объектов. Работа со звуком и видео. Навигационная структура презентации. Использование триггеров.
 
Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.
Развитие способностей синтезировать информацию из различных источников. Развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков. Наглядное представление информации.
VI. Список учебной литературы
Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 213 с.
Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. http://office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.
Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224 с.
Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere Pro CS2 : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 80 с.
VII. Критерии отметок
Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т.п.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
         полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
         изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
         правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
         показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
         продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
         отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
         Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
         в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
         допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
         допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
         оценка «3» выставляется, если:
         неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
         ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
         при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
         не раскрыто основное содержание учебного материала;
         обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
         допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
         ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» выставляется, если ученик:
         работа выполнена полностью;
         в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
         в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» выставляется, если:   
         работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
         допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» выставляется, если:
         допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» выставляется, если:
         допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» выставляется, если:
         работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
    оценка «5» выставляется, если ученик:
         учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
         работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» выставляется, если:   
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» выставляется, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» выставляется, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» выставляется, если:
работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
 
VIII. Литература
1.      Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.
2.             Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с.
3.             Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 213 с.
4.             Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. http://office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.
5.             Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224 с.
6.              HYPERLINK "http://lbz.ru/authors/220/2896/" Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в AdobePremierePro CS2 : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 80 с.
7.             Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 303 с.
8.             Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : практикум. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87 с.
9.             СергеевА.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель. – Киев : Вильямс, 2010. – 624 с.
IX. Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Сроки проведения Цели и задачи урока Оборудование Примечание
Настройка и техническая поддержка персонального компьютера. 2 часа
1 Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности.
  Познакомить с  назначением,
   составом,   разновидностями вычислительной техники ПК, проектор 2 Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Развивать умение работать в разных операционных системах ПК, проектор Работа в сети Интернет. 12 часов 3 Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Познакомить с    назначением
коммуникационных служб,
информационных служб.    Выяснить,  что такое
прикладные протоколы ПК, проектор 4 Поиск информации в сети Интернет. Рассмотреть основные понятия WWW,
Web-страница,  Web-сервер,
Web-сайт,  Web-браузер,
НТТР-протокол, URL- адрес
 Выяснить, что такое поисковый
каталог: организация, назначение

  ПК, проектор 5 Электронная переписка. ПК, проектор 6 Сетевое общение. ПК, проектор 7 Правовые основы работы с информацией.  
Выяснить,  что такое поисковыйуказатель: организация,
назначение ПК, проектор 8 Авторское право. Ввести понятие авторское право ПК, проектор 9 Защита личной информации. Познакомить со способами защиты личной информации на сайте? ПК, проектор 10 Использование сети Интернет для подготовки рефератов Развивать умения работать с сервисами интернета ПК, проектор 11 Онлайн-сервисы в жизни. ПК, проектор 12 Интернет и моя будущая профессия. Развивать навыки поиска профессий с помощью интернета ПК, проектор 13 Интернет – виртуальная лаборатория. Познакомить с понятием виртуальная лаборатория ПК, проектор 14 ПК, проектор Обработка текстовой информации. 10 часов
15 Текстовый  редактор Развивать умения создания и редактирования текстового документа ПК, проектор 16 Текстовый редактор. Работа с шаблонами. Развивать навыки создания и редактирования в текстовом шаблоне, поиска шаблонов в интернете ПК, проектор 17 Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колон-титулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Дать представление  о параметрах  шрифта различных типах  шрифта, размерах  шрифта; о 4-х способах  выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа)  и междустрочных  интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. ПК, проектор 18 Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов Дать представление о способах  применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов.
Развивать умения включать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения в текстовый документ. ПК, проектор 19 Текстовый редактор Работа с шаблонами. Развивать умения оформлять шаблоны ПК, проектор 20 Сканирование   и распознавание текстовой информации. Развивать навыки сканирования текста ПК, проектор 21 Создание оглавлений. Организация навигации в текстовых документах. Развивать умения использовать ссылки ПК, проектор 22 Работа с таблицами. Работа с таблицами ПК, проектор 23 Вставка и изменение объектов. Развивать навыки изменения размеров объекта ПК, проектор 24 Вставка и изменение объектов. ПК, проектор Сохранение и защита документа. Научить сохранять объект в разных форматах ПК, проектор Создание мультимедийных презентаций. 6 часов
25 Разработка мультимедийных презентаций. Создание презентации ПК, проектор 26 Разработка дизайна презентации. Работа с презентациями ПК, проектор 27 Триггеры. Работа с презентациями ПК, проектор 28 Разработка мультимедийных презентаций. Работа с презентациями ПК, проектор 29 Работа со звуком и видео. Работа с презентациями ПК, проектор 30 Переходы в презентации Работа с презентациями ПК, проектор Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. 4 часа
31 Разработка творческого исследовательского проекта. Разработка макета информационного бюллетеня (газеты, журнала и т.п.). ПК, проектор 32 Разработка творческого исследовательского проекта. Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. ПК, проектор 33 Разработка творческого исследовательского проекта. Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. ПК, проектор 34 Защита творческого исследовательского проекта. Представление макета информационного бюллетеня. Итоговый контроль. ПК, проектор 35 Резерв времени ПК, проектор