Конспект урока на тему Морфологический разбор имени существительного. Закрепление знаний о склонении имён существительных (4 класс)
«Школа 2100» Русский язык – 2 часть. Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева. , О.В. Пронина.
Тема: Развитие умения определять склонение имени существительного. Морфологический разбор имени существительного
Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных.
2. Совершенствовать умения определять тип склонения в начальной форме и в косвенных падежах.
3.Развиватть творческое воображение детей.
4. Учить детей бережному отношению к окружающей среде.
Ход урока.
1.Орг. момент. Языковая разминка. Письмо по памяти
Над Смехоградом ударил гром, Дракон спустился на смеходром.
Проверьте свою запись, подчеркните орфограммы.
2. – Выпишите однокоренные слова.
– Что ещё объединяет эти слова? (Это сложные слова.)
– Существуют ли эти слова на самом деле?
– Что они обозначают? Что вам подсказывает их значение? (Второй корень: смехоград, как Волгоград, Калининград, а смеходром – как космодром, аэродром.)
– Действительно, такие слова не существуют, они придуманы автором – Генрихом Сапгиром, но образованы они по законам русского языка: состоят из двух корней и соединительной буквы о.
3. – Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения.
4. – Назовите имена существительные. Что их все объединяет? (Относятся ко
2-му скл.)
– Определите падеж имен существительных.
2. Словарная работа.
1.Введение слова корзина. (слайд – 4) появляется изображение корзины.
а) Лексическое значение.
- Это однозначное или многозначное слово? Что оно обозначает?
Корзина: слайд 5
Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки.
В баскетболе: обруч с сеткой.
б)Состав слова.
- Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную.
в) Игра «Наполните корзину». (слайд – 6)
- Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 2-го склонения,
«кладите» (записывайте) имена существительные, начинающиеся на буквы слова корзина.
К – картофель
О – орех
Р – редис
З – зверобой
И – ирис
Н – нарцисс
А – ананас
г) Составление предложения со словом корзина в П.п. Запишите словосочетание из этого предложения например (лежали (в чем?) в корзине – П.п).
3. Развитие умения определять склонение имени существительного (слайд7
а).Вспомните, что такое склонение? (проверим)
- Допишите предложения и определите склонение существительного
- Растения с клубнями, богатыми крахмалом – картофель – 2 склонение.
- Облако, которое плачет – туча – 1 склонение.
- На солнце греется пузатый - Крепыш в рубашке полосатый - арбуз -2 склонение.
- Лучше горькая правда, чем . . . (сладкая ложь) – 3 склонение.
б) Работа по вариантам (слайд – 6)
Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению.
Мужской род,
средний род, в начальной форме окончания – а, - я – 1 склонение.
Мужской род, в начальной форме без окончания, средний род, в начальной форме с окончаниями – о, - е – 2 склонение.
Женский род, в начальной форме слова оканчивающимися ь- знаком и без окончания.
(слайд – 7)
Определить падеж и склонение имен существительных.
1 вариант. 2 вариант.
Думать о небе – Дошли до магазина-
о солнце - до школы –
о хлебе – до улицы -
Ехал по дороге - Вижу картину -
по шоссе - дом – Ф и з м и н у т к а (слайд – 7).
Морфологический разбор имён существительных.
1. – Вспомните, в каком порядке вы разбирали имена существительные в 3-м классе.
– Проверьте себя.
Чтение текста в рамке после упр. 165.
– Какова последовательность в расположении признаков при морфологическом разборе имени существительного?
– Что значит постоянные признаки? А непостоянные?
– Какие признаки относятся к постоянным? К непостоянным?
6. Итог урока.
- Что такое склонение?
- Как определить склонение имени существительного?
- Запишите опорные слова для определения склонения у имен существительных.
И.п., ед.ч., род, окончание.
7. Домашнее задание.
Упр. 166 или упр 4 во 2 части с. 13