Разработка урока по русскому языку Учимся различать падежи имен существительных. Технология БиС

Технология БиС.
Поурочное планирование.
Дата____________ Класс__3 «Б»__ Предмет: русский язык
Тема: Учимся различать падежи имен существительных.
Учитель: Хилько Н. Г.
Фактический результат урока в оценках:
Оценка
5
4
3

Количество учащихся




% от общего количества




Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека. Развитие умений различать падежи имен существительных, повторение падежей и их вопросов; предлогов и правописание окончаний, использование в речи существительных во всех падежах.
Задача: выполнение технологического регламента.
Планируемый результат: достижение цели.
Предметные: умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам; умение задавать вопросы к существительному в предложении, правописание окончаний существительных женского рода в дательном и предложном падежах;
Личностные: умение быть внимательным на уроке, проявлять трудолюбие;
Системно-деятельностные: умение вычленять слово из предложения и ставить падежные вопросы, развитие логики, памяти, внимания.
Тип урока: урок развития и закрепления умений и навыков.
2 тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности:
Мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия.

Ход урока.
1 Орг. момент.

Мотивация.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроках?
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.
В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%.
1. Перекрёстный опрос
2. Словарные слова
3. Опорные слова
4. Первичное закрепление. Определите падеж имен существительных.
5. Закрепление. Тест: Падежи имен существительных

2 Актуализация знаний.
Оформление тетради
- Сегодня мы должны вспомнить всё то, что проходили на предыдущих уроках.
- - Запишите в тетрадях число и классная работа.
-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы напомним себе девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.




Учащиеся записывают число и классная работа.


Минутка чистописания
- Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.
Мир, нитка, лицо.
Шар, шалаш, чашка.
- Верно, это буквы И и Ш.
- Спишите.
И шиш Ш иши
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Поспешишь – людей насмешишь.
- Найдите орфограммы.





И шиш Ш иши


Поспешишь – людей насмешишь.


Словарный диктант по теме «Овощи»
- Спишите слова грамматически правильно за 1 мин. 15 сек. Готовы? Время пошло.
Учащиеся списывают словарные слова, вставляя пропущенные буквы (стр. 154 упр. 347 (11 слов))
1мин. 15 сек.


Взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадками и проверьте написание словарных слов. Затем укажите на полях правильное количество написанных слов. (30 сек.)
Первая отметка.
«+» ставится за 10 правильно вставленных букв.
На доске записать результат: 1 этап
· или
· нормы

3 Повторение пройденного материала
Перекрёстный опрос по темам «Склонение имён существительных»
1. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)
2. Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей)
3. Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением)
4. Как различить падежи? (по вопросам)
5. На какие вопросы отвечает существительное в И. п.?(Кто?, Что?)
6. Каким членом предложения является имя существительное в И. п.? (главным членом - подлежащим)
7. На какие вопросы отвечает имя существительное Р. п.? (кого?, чего?)
8. С какими предлогами употребляются имена существительные в Р. п.? (предлоги: от, до, из, без, у, с, для, около.)
9. В предложении существительные в родительном падеже являются или . (дополнением или обстоятельством)
10. На какие вопросы отвечают имена существительные Р. п. в предложении? (дополнение - кого?, чего?, обстоятельство – куда?, откуда?, где?)
11. На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? (кому?, чему?)
12. С какими предлогами употребляются имена существительные в Д. п.? (к, по)
13. Каким членом предложения являются существительные в дательном падеже? (В предложении имена существительные в Д. п. являются второстепенными членами предложениями, которые отвечают на вопросы: кому?, чему?, где?)
14. Что помогают определить смысловые вопросы? (Смысловые вопросы помогают определить, каким второстепенным членом предложения является имя существительное (дополнением или обстоятельством))
15. На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? (кого?, что?)
16. С какими предлогами употребляется имена существительные в винительном падеже? (предлоги: в, на, за, под)
17. На какие смысловые вопросы отвечает существительное в винительном падеже? (куда?, где?, кого?, что?)
18. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? (кем?, чем?)
19. С какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже? (предлоги: с, за, под, над, перед)
20. На какие вопросы отвечают существительные творительного падежа в предложении? (кем?, чем?, где?, как?)
21. На какие вопросы отвечают имя существительные в предложном падеже? (о ком?, о чём?, на ком?, на чём?)
22. С какими предлогами употребляются существительные в предложном падеже? (предлоги: о, об, в, во, на)
23. Какой падеж не имеет предлогов? (И. п.)
Вторая отметка.
Всем учащимся ставится «+» или «-» по результатам заданных вопрос.
На доске записать результат: 2 этап
· или
· нормы

4. Основная часть
Опорные слова.
Падежи, склонение, вопросы, предлоги, имя существительное, окончание.
- Записать слова по памяти в таком порядке как были у записаны у меня. Время на восстановление слов 1 мин.
Запоминание:30 сек.

Воспроизведение: 1 мин.


Взаимопроверка
По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются тетрадками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю.
Третья оценка. «+» ставится тем учащимся, которые имеют 6 правильных слов.
На доске записать результат: 3 этап
· или
· нормы


Знакомство с темой, целями и задачами урока.
- Определите тему урока. Какие цели и задачи будут нашего урока?
- Как определить падеж имен существительных?
Закрепим и обобщим знания о склонении имен существительных.


Первичное закрепление.


Работа с жёлтой карточкой.
Работа со слабоуспевающими.
- Перед вами жёлтая карточка, на которой записано несколько предложений. Определите падеж имен существительных.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Что вам определить падеж? (Сделать это помогут вопросы-подсказки в скобках.)
Учащиеся указывают падеж существительных. (П. п., Р. п., П. п.)



- А что делать, если нет подсказок?
- Давайте вспомним алгоритм определения падежа существительного в предложении.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Работа по синей карточке.
- Возьмите синюю карточку. Прочитайте текст.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учащиеся пользуясь алгоритмом определяют падеж имён существительных. (вечер – И. п., в лесу – П. п., тени – И. п., под деревьями – Т. п., солнце – И. п., за горизонтом – Т.п.)


Самостоятельная работа. Зелёная карточка.
- Возьмите зелёную карточку. Укажите падеж в выделенных словах. (3 мин)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учащиеся самостоятельно, пользуясь алгоритмом, определяют падеж имён существительных. (3 мин)



Физминутка.




Взаимопроверка.
- Для проверки возьмите оранжевую карточку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу 30 сек.
Четвёртая оценка. «+» ставится тем учащимся, которые имеют 7 правильно указанных падежей.
На доске записать результат: 4 этап
· или
· нормы

5. Закрепление
Самостоятельная работа. Тест (5 мин)
- А сейчас вы самостоятельно выполните тест по теме «Склонение» (указать 13 падежей)
№ 1 Определи падеж имени существительного в словосочетании: из холодного моря
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 2 Определи падеж имени существительного в словосочетании: опустился на воду
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 3 Определи падеж имени существительного в словосочетании: сидит под осиной
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 4 Определи падеж имени существительного в словосочетании: бродит по лесу
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 5 Определи падеж имени существительного в словосочетании: рассказ о весне
1-е слово: И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
2-е слово: И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 6 Определи падеж имени существительного в словосочетании: сад около школы
1-е слово: И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
2-е слово: И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 7 Определи падеж имени существительного в словосочетании: посидеть под деревом
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 9 Определи падеж имени существительного в словосочетании: появился на лугу
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 10 Определи падеж имени существительного в словосочетании: увидел птицелова
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
№ 11 Определи падеж имени существительного в словосочетании: написал маме
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.



Взаимопроверка
По окончании времени на запись, ученики обмениваются тестами и подсчитывают друг у друга количество правильных ответов, а затем сообщают учителю.
Пятая оценка. «+» ставится тем учащимся, которые имеют 10 правильных ответов.
На доске записать результат: 5 этап
· или
· нормы

6. Итог урока. Оценивание.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
- Удалось ли нам решить учебную задачу?
Норматив выставления оценок в журнал.
- 4 – 5 отметок – 5 баллов
- 3 отметки – 4 балла
- 2 отметки – 3 балла
- 1 отметка – 2 балла
Чтобы у детей были удовлетворительные отметки, разрешается воспользоваться «Спасательным кругом».
- Я называю слово, а вы указываете падеж.

7. Рефлексия.

«Ладошки»
Учащимся предлагается взять, заранее вырезанные ладошки из трёх цветов: жёлтую, синюю и зелёную. Напишите своё мнение об уроке.
Зелёная ладошка – вам понравился урок, и у вас всё получалось.
Синяя ладошка - вам понравился урок, но иногда вам необходима была помощь учителя или одноклассника.
Жёлтая ладошка – вам было тяжело и вам ещё надо повторить склонение.
- А теперь прикрепите свои «ладошки» около слова «Склонение»
Учащиеся оформляют ладошки и вывешивают их на доску.

8. Домашнее задание.

Упр. 350. Повторить правила и словарные слова.
Учащиеся записывают домашнее задание.


Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с зерном и блюдце с водой. Синичка прожила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю.

Быстро наступает вечер в густом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Солнце скрылось за горизонтом.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ?
1. Это подлежащее?
Нет Да
2. Выдели словосочетание. И. п.
3. Задай вопрос.
4. Вспомни 2 падежных вопроса.
5. Определи падеж.

Стая снегирей сидела (на чём?) на рябине. Я сорвал гроздь красной (чего?) рябины. Это была последняя память (о чём?) об осени.

Синичка (И.п.) открыла глазки (В.п.) и ожила. Костя поставил в клетку (В.п.) чашку с зерном (Т.п.) и блюдце (В.п.) с водой. Синичка (И.п.) прожила у мальчика (Р.п.) всю зиму. Весной Костя выпустил птичку (Р.п.) на волю (В.п.).



15