Урок литературы «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». Комедия Н.В. Гоголя Ревизор. История создания .



Тема урока: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания .

Цель урока: 1. Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой
литературе;
2. Организовать деятельность учащихся для обобщения по творчеству
Гоголя;
3. Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.
4.Дать понятие о драматическом произведении.
5. Раскрыть идейный замысел комедии
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мультимедиа, компьютер, слайды.
Методы: беседа, выступления.


Ход урока:
2-слайд. Портрет писателя, высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы ещё раз прикоснемся к творчеству великого писателя, ещё раз поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.

3- слайд. Дом в Сорочинцах.
4- слайд. Родители писателя.
«Нужно сильно потрясти детские чувства, тогда они надолго сохранят всё прекрасное. Я испытал это на себе».

Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, что вы можете рассказать про детские годы великого писателя.
Сообщения учащихся:
20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.
Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые- мальчики- умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.
Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

5- слайд. Дом в Васильевке.

Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича.
Здесь- с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками- прожил он девять лет.
Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери- дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.

- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь? Послушаем своих товарищей.
Сообщения учащихся:
6- слайд. Полтава.

В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.
Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.
Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.

7- слайд. Нежинская гимназия высших наук.
« Я почитаюсь загадкою для всех Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.
Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь

Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.
Но минул год- он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.
Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.
Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.

8- слайд. Петербург. « Ещё с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу». Н. В. Гоголь.

Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?
Сообщения учащихся:

Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.
Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.
Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.
Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире.
Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.
Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.
Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.

9- слайд. Рим. « В сердце моем Русь». Н.В. Гоголь

- Ребята, мы знаем, что больше десяти лет жизни Гоголь провел в Риме, столице Италии. Что мы знаем об этом периоде жизни Гоголя?

Сообщение уч- ся:
1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.
Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.
Гоголь назвал Рим «родиной своей души».
Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».
Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.
В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.

10- слайд. Последние годы жизни.
«Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работатьЕсли бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь

А сейчас давайте вспомним , как прошли последние годы жизни писателя.

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
26 января умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя. Что он не нашел в себе сил прийти на похороны. С этих пор мысль о смерти овладевает Гоголем. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер.

11 слайд. «Труды мои будут вдохновенны».
« Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь

«Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», в которых он не побоялся вывести перед своих современников всю страшную, потрясающую «тину мелочей», обволакивающих душу человека в мире корысти и социальной неправды, Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем , что Гоголь «вечно наш». Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!

А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме. (Интерактивный плакат)
Чем отличается драма от эпоса и лирики? На стыке 2-х искусств стоит – литературы и театра).
На какие жанры делится драма? (трагедию, комедия, драма в узком смысле)
Какие отличительные признаки имеет комедия? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)
Успех драматического произведения в театре зависит не только за режиссёра, (актёров, художников-декораторов, которые воплощают замысел писателя)
Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий от 6 до 16 явлений в каждом)
Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами. (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:
Здесь и глава администрации – городничий
И его «министры»:
Смотритель училищ,
Судья,
Попечитель богоугодных заведений,
Полицмейстер,
Уездный лекарь,
Полицейские чины,
Помещичьи чины,
Гороские помещики
И почтенные лица в городе,
И купцы,
И мещане,
И городские дамы,
И слуги.
Вне города стоят 2 человека. Кто они? (Хлестков, Осип)
Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала.
Мы ещё вернёмся к этому образу города (в обещающем смысле).
Работу над «Ревизором» начал уже будучи известным писателем, которого ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин.
Известно, что в одну из встречи октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». «Сделайте милость, - пишет начинающий драматург, - дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится,, то у меня пропадёт даром время, ия не знаю, что делать тогда Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».
В одну из ближайших встреч Пушкин рассказал Гоголю «русский анекдот». Рассказал Гоголю случай в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Кроме того, сам Пушкин, отправившись в Оренбург собирать материал для истории Пугачёвского восстания, вскоре узнал, что местными властителями от «доброжелателей» было получено предупреждение, будто сбор исторических сведений только предлог, а настоящая цель приезжего – провести негласно ревизию служебной деятельности оренбургских чиновников. Эти 2 случая стали основой гоголевской комедии.
Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Хотя 1-я черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 г. Черновые наброски на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 г., он внёс последние изменения в одну из реплик ІV действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 г. Прижизненных редакций было 3: 1836, 1841, 1842.

V. Сообщение «Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».
В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, я явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него «свои грешки».
Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.
Д. з. 1) 1 дейст. прочитать.
2) стр. 342 (2-6 вопросы)
3) Что является завязкой?
Составьте табличку о чиновниках уездного города
Имя чиновника
Сфера городской жизни, которой он призван руководить
Информация о положении дел в этой сфере
Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий. Общее управление полиции, обеспечение порядка в городе, его благоустройства
Берёт взятки, попустительствует в этом деле другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
«Говорит »













1-я постановка
Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:
Жуковский, которому Гоголь читал «Р.» во дворце,
Поэт Вяземский.
Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.
Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.
Сначала смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.
Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.
Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что 2 раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в 4 акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех, тотчас же и пропадавший;
Аплодисментов почти совсем не было;
Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. Что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей.
По окончании 4 акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было 5 актом.
Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: «Это – невозможность, клевета и фарс».
Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит её принимать всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество», вообще на Россию.
Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России, что тон оклеветал её в комедии.
Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач Демидов, учредивший ежегодную премию в 20.000 руб. и передавший правло присуждать её Российской академии наук, 11 мая 1836 г. написал письмо секреьарю Академии с просьбой увенчать Гоголя олною из золотых медалей. Но Академия была императорской. Демидову было отказано. Премия была присуждена Бобинскому за «Курс верховой езды».
Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал. И уехал лечиться за границу в июне 1836 г.