Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с приставками и предлогами ( 3 класс)

Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Правописание слов с приставками и предлогами
Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:
развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа;
учебник Желтовская, Калинина «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов», электронная физминутка, раздаточный материал.
Ход урока
Настрой на урок
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Разминка для пальчиков
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде(мизинец)
И вам , и тебе, и мне ( вся ладонь)

1.Чистописание
Открываем тетради. (следим за посадкой при письме)
Пишем (число, классная работа)
Двенадцатое февраля
Классная работа
О о о ( Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)
по от об о под во про
приставка предлог
- Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (предлоги и приставки)
- Так приставки или предлоги?
- Кто может поспорить с .?
Где приставка ? Где предлог?
Кто бы нам понять помог
( Дети сидят группами : приставки, предлоги)
Создание проблемной ситуации

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся.

Определите предлоги и приставки. Докажите.
(На)ряд, ( на) ряд
(За)печь, ( за) печь
(За)нос, (за) нос
(По)полю, ( по) полю
- Что такое приставка? (часть слова)
- Что такое предлог? (часть речи)
- Как доказать? (предлог пишется отдельно, а приставка слитно)

3.Определение темы урока
- Назовите тему нашего урока?
- Новая она для вас или вы уже знакомы с приставками и предлогами?
( Раздаю карточки с таблицами)
Работа в группах
- заполните 1 и 2 столбики
Предлог

Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал

1.Что такое?




2.Чем является?




3.Как пишется?




4.Для чего нужен?




5. С кем дружит ?





Приставка

Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал

1.Что такое?




2.Чем является?




3.Как пишется?




4.Для чего нужна?




5. С кем дружит ?





- проверить выполнение задания
- прочитать, что хотят узнать
- что нужно сделать ,чтобы узнать новое? ( работать, выполнять задания , исследовать и делать выводы)
4.Словарно – орфографическая работа по теме урока

а) На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку

- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1. Можно разделить на словарные слова и не словарные
2 .На глаголы и существительные
3 .На слова с приставками и слова с предлогами

Беседа:
- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах . (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )
-А как написать такие слова без ошибок? (гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)
- Спишите словосочетания, каждая группа списывает свой столбик
- Подчеркните предлоги и выделите приставку ( Взаимопроверка по слайду)

б) Работа в группах « Собери пословицу»
1. Худые дела не (до)ведут (до)добра.
2. (До)води дело (до)конца.
- собери, прочитай, объясни, запиши.
- записывают на доске и в тетрадях
- чему учат эти пословицы?

В) Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 49.
-Прочитайте пояснение Ключика
-если у вас остались незаполненные графы в таблице и вы узнали что-то новое заполните
- прочитайте орфограмму
Устное выполнение упражнения
-прочитайте
1 группа – назовите слова с приставками. Объясните их написание
2 группа – назовите слова с предлогами. Объясните их написание

5. Индивидуальная дифференцированная работа
1 уровень
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Мы кормушку (с)мастерили.
Мы столовую (от)крыли.
(В) гости (в) первый день недели
(К)нам синички (при)летели.
2 уровень.
Где приставка? Где предлог?
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.

Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа, (на)мели.

Я правило бубня (под)нос,
в альбоме рисовал (под)нос.
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
2 ученика работают по тестам на компьютерах
7. Итог урока
А) Составление кластера.
На доске находятся опоры:
часть слова
отдельное слово
отдельно
слитно
для связи слов в предложении
для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.
написал
на доске

1. приставка
1. предлог

2. часть слова
2. отдельное слово

3. слитно
3. отдельно

4. для образования новых слов
4. для связи слов в предложении


Б) Стихи про приставку и предлог
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит.

В) Проверить заполнение таблиц
Заполнить оценочный лист

Озвучить самооценку
Назвать оценки за урок с комментированием
VII.Рефлексия.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием, ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?



-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Урок сегодня был удачный
Не прошел для вас он зря
Вы все очень постарались
Вам понравилось друзья?
VIII.Домашнее задание:
Выучить определения из упр.17 на стр.48.
Выполнить упр.6,7,8 на стр .35 из рабочей тетради на выбор.

15