Доклад на тему: Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока
Т° п
л
Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе
проведенного урока.
1. Цели урока на основе учета:
а) уровня обученности,
б) уровня обучаемости,
в) доминирующих интересов и способностей учащихся.
2. Отбор содержания обучения.
3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и изготовление недостающих.
4. Формы организации учебно-познавательной деятельности (фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуализированные, индивидуальные).
5. Методы и приемы обучения.
6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.
7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.
Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:
- отсутствие ориентации урока на индивидуальное развитие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении узкопредметных задач;
- несоответствие учебного материала целям индивидуального психического, личностного развития учащихся;
- недостаточное планирование времени на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности;
- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обучающей) работы;
- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;
- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;
- отсутствие мировоззренческой направленности урока;
- недостаточный практико-ориентированный характер урока;
- малый объем и однообразие творческих, исследовательских заданий на уроке;
- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;
- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;
- несоответствие используемых учителем форм организации познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому замыслу;
- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;
- информационная перенасыщенность урока;
- неоптимальный темп урока;
- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;
- излишняя детализация объяснений;
- гипертрафированность на уроке наглядности;
- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведение действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оцениванию) результатов собственного продвижения на уроке;
- отсутствие индивидуальной вариативности в даче домашнего задания;
- многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.
Схема самоанализа урока
1. Какова целевая направленность урока (постановка триединой задачи)?
2. Какие задачи по формированию знаний , умений и навыков ставишь на уроке перед учащимися?
3. Какое место занимает этот урок в системе уроков?
4. Как использованы воспитательные возможности учебного материала?
5. Как и все ли дети работали на уроке?
6. Как использовано время урока, насколько рационально и эффективно?
7. Как учащиеся усвоили материал (полно, глубоко, осмысленно)?
8. Какова степень практической направленности урока, его связи с жизнью?
9. Какие были недостатки и почему?
Примерный перечень задач урока
1. Дидактические задачи:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) основных понятий, теорий, фактов (конкретно);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения, общеучебные умения, навыки (например, составлять план проведения опыта), навыки самоконтроля и др.
2. Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности;
- обеспечивать г14